Интеграция Украины в мировое экономическое сообщество предполагает необходимость перехода к новым принципам регуляции природоохранной деятельности и разработки нормативно правовой системы, направленной на снижение масштабов промышленного загрязнения окружающей среды.
Научные исследования в отрасли охраны окружающей среды свидетельствуют о кризисном экологическом состоянии. По оценкам ISDR, в 1975-2008 гг. на Земле произошло 23 «мегакатастрофы», которые унесли почти 1,8 млн. человеческих жизней. Прямой экономический ущерб от стихийных бедствий за этот период составил 1,53 трлн. дол, подсчитали эксперты ООН
Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба в результате загрязнения окружающей среды [1, с.8].
Отсутствие в Украине гармонизированного с международными нормами законодательства в области экологической ответственности и экологического страхования приводит к тому, что [2, с.11]:
Данное направление отразилось в научных исследованиях ряда украинских и русских ученых, в частности И. Александрова, Е. Бридуна, П. Булановича, С. Гладченко, С. Козьменко, Г. Моткина, О. Кашенко, О. Козьменко, Н. Пахомовой, К. Рихтера, И. Сааджан, С. Харичкова, А. Ендерса и других авторов.
Особенность данного исследования заключается в изучении сущности экологического страхования, в контексте регулирования природоохранной деятельности и экономического потенциала, а также в необходимости создания модели рынка экологического страхования посредством международного опыта, что позволит Украине максимально интегрироваться в международную экономическую систему как стране с рыночной экономикой.
Одной из наиболее важных проблем внедрения экологического страхования является отсутствие законодательного регулирования данного вопроса. В целях успешного внедрения страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды необходимо развитие его нормативно-правового обеспечения. Требуют решения вопросы:
Задачей экологического страхования должно стать обеспечение финансовой базы предотвращения экологических аварий и компенсации убытков третьих лиц и ущерба окружающей среде [4, c.28].
Рассматривая страховые взносы, представляется целесообразным включение взносов по экологическому страхованию в себестоимость продукции страхователя. Это приведет к повышенной заинтересованности в экологическом страховании всех участвующих в страховании сторон, и в то же время не повлияет существенно на размер поступлений в бюджет налогов на прибыль. Необходима разработка методик оценки экологического риска и расчета потенциального и фактического ущерба, которая позволит [5]:
Разработка таких методик возможна в достаточно короткие сроки – методики и базы данных, разработанные государствами-членами ЕС, могут быть адаптированы к условиям нашей страны, необходимо лишь провести тщательный анализ нормативно-правового поля в области оценки риска, оценки экологического ущерба и экологической эффективности [5, c.81].
Таким образом экологическое страхование является:
Международная интеграция украинских предприятий, активизация иностранного капитала в Украине, развитие страхования экологических рисков в странах, с которыми нашу страну связывают партнерские отношения и разработка предложений по предупреждению и ликвидации трансграничного переноса предполагает взаимосвязь нормативно-правовой базы в области экологической ответственности, оценки экологического вреда и экологического страхования с международной практикой. Что в свою очередь может стать реальным механизмом обеспечения экологической безопасности, рыночным рычагом влияния на предприятия с целью контроля над масштабами промышленного загрязнения и снижения его уровня, преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, и стимулом роста национальной экономики.