Немного о гимнастике
Жизнь требует движения
Гимнастика – один из самых красивых, изящных, сложных и зрелищных видов спорта. Она придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает чувства храбрости и благородства.
Элемент вольных упражнений в гимнастике
1 Мой спортивный опыт
Меня этот вид спорта заинтересовал еще в раннем детстве. Но родители, желая вырастить великую пианистку, в кружок гимнастики меня не пустили. Но, как и следовало ожидать, я быстро потеряла всякий интерес к фортепиано и решила попробовать свои силы всё в той же гимнастике.
По случайному стечению обстоятельств, в новой школе, в которую я перевелась в связи с переездом, был отличный спортивный зал, оборудованный всеми необходимыми гимнастическими снарядами. Залом и кружком спортивной гимнастики руководил замечательный преподаватель и тренер Чернуха Петр Андреевич, который действительно вкладывал всю душу в свое дело.
Благодаря ему я постепенно начала делать успехи, несмотря на то, что мой возраст уже достиг 10 лет, что для большого спорта неприемлемо.
Мои первые успехи. Городские соревнования
Через год я уже участвовала в городских соревнованиях по спортивной гимнастике среди девушек общеобразовательных школ, где наша команда неоднократно занимала первые и вторые призовые места.
Наша дружная команда по спортивной гимнастике
Мои весьма скромные (для столь серьезного и развитого спортивного направления) успехи так же отмечались на ежегодных конкурсах «Дерзайте, вы талантливы!». Так спортивная гимнастика стала моим любимым видом спорта.
Я не планировала заниматься спортом профессионально, поэтому спортивная гимнастика – просто одно из моих хобби.
На ежегодном конкурсе «Дерзайте, вы талантливы!»
Поведав немного о себе, я хочу рассказать о гимнастике вообще, о ее истории, видах и пользе для организма.
2 История возникновения спортивной гимнастики
Гимнастика – от греческого «гимнос» – обнаженный. Древние греки выполняли гимнастические упражнения обнаженными. Под гимнастикой они понимали всю систему физического воспитания, которая содержала легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу (панкратион) и другие упражнения.
Гимнастические упражнения были известны еще 3000 лет до н. э. в Древнем Китае и Индии, где они применялись в лечебных целях [1]. В эпоху Возрождения гуманисты рекомендовали греческую гимнастику как средство укрепления здоровья и физического развития человека. В конце 18 в. в странах Европы появились национальные системы гимнастики – немецкая, шведская, естественно–прикладная гимнастика во Франции и сокольская в Чехословакии, которые легли в основу современной спортивной гимнастики. Однако они не имели научных основ. Первыми научно обосновали систему физического воспитания П. Ф. Лесгафт в России и Ж. Демени во Франции.
Гимнастические упражнения с древних времен входили в праздничные развлечения народа на Руси. Петр I, а затем и А. В. Суворов ввели военно–гимнастические упражнения в армии. С 1889 Министерством просвещения гимнастика была введена как предмет обучения в мужских учебных заведениях. В конце 19 в. в Одессе, Риге, Петербурге, Москве и других городах России были организованы первые гимнастические общества. Первые соревнования по спортивной гимнастике были проведены в Чехословакии в 1860–х гг., в России – в 1885. В них приняли участие 11 человек.
Спортивная гимнастика – олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортивной гимнастики Украины. В современной программе Олимпийских игр различают личное и командное первенства, а также первенство в отдельных видах гимнастического многоборья: среди мужчин в шести видах (вольные упражнения, конь, кольца, прыжок, брусья, перекладина), среди женщин – в четырех (опорный прыжок, разновысокие брусья, гимнастическое бревно и вольные упражнения). Художественная гимнастика – вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) [2].
Соревнования по гимнастике в Солт Лейк Сити, Юта
3 Подготовка к занятиям спортивной гимнастикой
Процесс подготовки гимнастов представляет собой многолетний и сложный путь от новичков до высококлассных спортсменов. Вся подготовка по признаку прогрессивно усложняющихся главных задач подразделяется на несколько этапов [3]. Первый этап начинается непосредственно при отборе детей в отделения гимнастики спортивных школ. В теории спорта существуют различные названия данного этапа: «этап предварительной спортивной подготовки», «этап отбора и начальной подготовки», «этап начальной подготовки» и т.п. Название «этап начальной подготовки» удачно перекликается с название групп спортивных школ – «группы начальной подготовки» - в которых и происходит непосредственное решение задач данного этапа. Кроме того, оно четко определяет начальную границу этапа.
В качестве основных задач этапа начальной подготовки можно выделить следующие:
- Укрепления здоровья и закаливание организма;
- Формирование правильной осанки;
- Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации);
- Овладение прикладными двигательными навыками;
- Обучение основам техники акробатических движений;
- Обучения элементам хореографии, гимнастики, спортивной акробатики и прыжкам на батуте;
- Развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности спортсменов.
Специалисты сходятся во мнении относительно длительности этапа начальной подготовки — 2 – 3 года, в плоть до определения специализации [4]. Наиболее благоприятным периодом приобщения детей к систематическим занятиям акробатикой с анотомо-физиологической и психолого-педагогической позиций является возраст 6 – 8 лет. С одной стороны, этому благоприятствует уровень интеллектуального развития, обеспечивающий осознанное отношение ребенка к учебно–воспитательному процессу и сопутствующую активность при овладении учебным материалом. С другой стороны, эластичность мышечно–связочного аппарата, лабильность психо–физиологической и моторной сфер облегчают корректировку развития физических и интеллектуальных способностей в соответствии с прогнозируемой направленностью [5].
Литература
- Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.
- Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / Авторы-составители: А.И. Рябчиков и Ж.Е. Фирилева. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2009. – 288 с.
- Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.
- Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). – М. : Советский спорт, 2005. – 420 с.
- Спортивная гимнастика [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
Рекомендуемые ссылки
- Сайт учителей физической культуры [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sportinfol3.ucoz.ru/publ/1-1-0-5
- Форум по спортивной гимнастике. Информация о гимнастах, описание комбинаций, методики изучения отдельных гимнастических элементов, видеоучебники по спортивной гимнастике, дворовые элементы на турнике и брусьях, фото и видео с соревнований [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sportgymnastic.b.qip.ru/
- Украинская федерация гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, прыжки на батуте, акробатическая гимнастика [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ukr.ufg.org.ua/
- Ресурс, посвященный спортивной гимнастике и акробатике [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://artgym.at.ua/index/0-2 - Сайт любителей спортивной гимнастики. Новости и статьи по теме [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ukr-gym.pp.net.ua/