Магистр ДонНТУ Захарова Дарья Валентиновна
Захарова Дарья Валентиновна

Факультет экологии и химической технологии
Кафедра прикладной экологии и охраны окружающей природной среды
Специальность «Управление экологической безопасностью»

Анализ влияния выбросов автотранспорта
на атмосферный воздух г.Донецка

Научный руководитель: к.х.н., доцент Беляева Ирина Викторовна



Резюме | Биография | Библиотека | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске

Майя Плисецкая


Девять лет своей жизни я посвятила танцам. Больше всего я мечтала заниматься балетом, но в моем небольшом городке балетных студий не было, и потому я себя посвятила народным и бальным танцам. Но детская мечта остается неизменной, и каждый раз посещая балетные представления, я мечтала о том, что и я могла бы уже выступать на столь большой сцене, и зрители могли бы восхищаться моей грациозностью и утонченностью, как и я восхищаюсь балеринами.
Однако несмотря на кажущуюся хрупкость и беззащитность балерины могут быть весьма целеустремленными и настойчивыми в своих решениях. Таким человеком была советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени, Майя Плисецкая. «Характер — это и есть судьба» — говорила она.
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве и уже в 5 лет заболела театром. Тогда семья Плисецких перебралась в Москву из Литвы после первой русской революции. Майя всегда была очень артистичным и непоседливым ребенком, и внезапно проснувшуюся любовь к театру родня восприняла как очередное быстропроходящее увлечение. Девчонку поддержал один только дедушка, который пророчил ей большое актерское будущее, но его слова никто не воспринял всерьез. Дедушка — он на то и дедушка, чтоб в своих внучатах видеть звезд. Впрочем, Майино увлечение балетом — это закономерность. Вся ее родня была необычайно креативной и художественно одаренной. Кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то сочинял, все без конца пребывали в творческом поиске. А отец очень любил балет — правда, как зритель. В конце концов в Майю таки поверили и отправили в хореографическую школу. Это были нелегкие для нее годы: осваивать азы хореографического искусства ей пришлось, находясь на попечении у родни, потому что маму Майи постигла печальная участь творческой интеллигенции 30-х. Она писала Майе из лагерей — это была единственная привилегия, которой ее не лишили. Когда Плисецкой исполнилось 14 лет, врачи вынесли ей приговор: немедленно прекратить заниматься танцами, потому что в противном случае из-за непосильных нагрузок у нее серьезно пострадает колено. Настолько серьезно, что она может остаться инвалидом. Майя ослушалась врачей и продолжила тренировки. Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия. Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке.
Сразу же по окончании училища Майя попала прямо в Большой театр. Впрочем, тогда это не означало ничего, кроме почета. В разгромленном, только что вернувшемся после эвакуации театре платили смешные зарплаты. Бал правили престарелые примы, и пробиться начинающей балерине не было практически никаких возможностей. Но Плисецкая действительно была «железной». И не только потому, что диктовала собственные правила своему организму. Она как железный таран пробивалась сквозь гущу интриг и препятствий. И постепенно имя юной и изящной, как эльф, Майи Плисецкой перемещалось на афишах все выше и выше, а после одного концерта ко дню рождения Сталина ей даже дали звание “заслуженной”. Но и добравшись до вершин балетной иерархии, став примой Большого, она не успокоилась. В давно отточенной и расписанной главной партии “Лебединого озера” искала и вносила что-то свое — уникальное, неповторимое, новое. Говорят, она часами сидела над водой, не сводя глаз с лебедей. Их повадки, жесты, плавность... Потом люди всерьез удивлялись: как это человеческие кости могут так “гнуться”! «Умирающий лебедь» — номер, который она будет танцевать всю жизнь и сделает «своим» в той же степени, что и первая исполнительница знаменитой миниатюры М.М. Фокина на музыку К. Сен-Санса легендарная Анна Павлова. Если бы точно было известно, сколько раз она исполнила «Лебедя», это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бы возможным, даже если какой-нибудь скрупулезный летописец творчества Плисецкой ухитрился бы собрать все разлетевшиеся по миру театральные программки: ей слишком часто приходилось его бисировать. В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала «Лебедя» четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук. Есть одно принципиальное ее высказывание, относящееся как раз к «Умирающему лебедю»: «Важно танцевать музыку, а не под музыку». Из ее цитат можно «сложить» творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку.
И действительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанные предшественниками. А что касается музыки, она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки — даже взглядом или движением брови. Постепенно Плисецкой стали давать интересный для нее репертуар. Вскоре после того как она исполнила партию одной из двух вилис в балете «Жизель» А. Адана, Лавровский поручил ей и роль Мирты, причем ставил танцевать только в те спектакли, в которых главную партию танцевала Г.С. Уланова. Она стала первой исполнительницей партии феи Осени в «Золушке» С.С. Прокофьева (1945, балетмейстер Р.В. Захаров). Исполнила главную роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова (1945 г., хореография Л.М. Лавровского с фрагментами М.И. Петипа и А.А. Горского), и это ее выступление как нельзя лучше дало понять, что в театре появилась новая претендентка на звание прима-балерины. 2 октября 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина. Обоим впоследствии не раз задавали вопрос, как им удается так долго быть вместе. Они всегда отвечали по существу: нам не скучно друг с другом. Плисецкая, женщина до мозга костей, всегда уделяла большое внимание своим туалетам и очень интересовалась модой. А со временем стала воспринимать ее как большое искусство. Олицетворением парижской моды для Майи Плисецкой стал Пьер Карден. В 1971 году ее пригласили выступить на театральном фестивале в Авиньоне. Когда она исполняла «Лебедя» (на открытой сцене), вдруг хлынул дождь. Зрители в единодушном порыве как раскрыли,захваченные красотой гармоничного слияния танца и природной стихии. Одним из этих зрителей был Пьер Карден. По окончании концерта он был представлен Плисецкой, и с тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов и неоднократно предоставлял сцену своего театра «Эспас Пьер Карден», расположенного на Елисейских полях, для ее выступлений и премьер. (Недаром Андрей Вознесенский написал, что она рифмуется с Елисейскими полями.) На этой сцене Карден всегда собирал мировых звезд — здесь выступали М. Казарес, М. Дитрих, Ж. Моро, Р. Тебальди, М.Л. Ростропович, Ж. Депардье и многие другие выдающиеся артисты и музыканты.
Плисецкая всегда считала, что литературное произведение поддается переводу на язык хореографии. Великая литература и была источником ее вдохновения, когда она создавала свой репертуар. В 2005 году легендарная русская балерина Майя Плисецкая стала лауреатом премии Фонда принца Астурийского, престижной награды, которую часто называют «испанской Нобелевской премией». Впервые за 25 лет существования Фонда премия присуждена за вклад в развитие танца. Майя Плисецкая сыграла большую роль в становлении испанской хореографической культуры. С 1987 по 1990 год она возглавляла труппу Национального классического балета Испании. Однажды, еще в молодые годы, Плисецкую спросили, любит ли она успех. «Да, — сказала она, — он мне дает возможность отдыхать во время спектаклей». (Разумеется, имелись в виду поклоны в ответ на бесконечные аплодисменты). Любовь, как всем хорошо известно, была взаимной. После одного из ее выступлений в Аргентине кто-то поставил на запись часовую аудиокассету — пленка закончилась до того, как стихли рукоплескания. Это лишь одно из многих впечатляющих свидетельств ее ошеломляющего мирового успеха. «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так. …И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. В царствие Сталина. Затем — при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю — честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших — зверье — не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась». Народная артистка СССР, легенда российского и мирового балета Майя Плисецкая удостоена Международной Императорской премии Японии "Премиум империале" за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Всемирно известная балерина стала обладательницей премии в категории "Театр и кино". Пожалуй, это единственная балерина в мире, которая в столь солидном возрасте, а его Майя Михайловна не только не скрывает — подчеркивает, может позволить себе такое. В гала-концерте, посвященном своему юбилею, великую балерину публика увидела в двух мини-балетах, специально созданных для нее выдающимся хореографом Марисом Бежаром: «Айседоре» на музыку Франца Шуберта и никому еще неизвестном «Aве Майя» на музыку Баха-Гуно.


Список источников
  1. http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Maya-Pliseckaya/bio/
    Майя Плисецкая — биография

  2. http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/plisezkaya/
    Искусство —Театр — Балет.

  3. http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/plisec.html
    Я, Майя Плисецкая.../Глава 14/ ПОСТИГАЮ АЗБУКУ ТЕАТРА

  4. http://photos.privet.ru/user/Sartorius71/photo/156125822
    Портреты / Femmes Fatales / Майя Плисецкая — фото

  5. http://analytics.ex.ru/cgi-bin/txtnscr.pl?node=727&txt=1628&lang=1&sh=1 Майя Плисецкая
    Источник: Альманах "Знаменитые женщины России. Год 2002", 2002, АСМО-пресс

  6. http://www.mk.ru/culture/article/2010/11/17/544994-budni-i-prazdniki-mayi-plisetskoy.html?5f0b8840
    Будни и праздники Майи Плисецкой
    Источник: МК-Бульвар № 703 от 17 ноября 2010 г.

  7. http://www.ballerinagallery.com/plisets.htm
    Maya Plisetskaya b. 1925 Bolshoi Ballet — фото



Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске