Источник: Інформатика та комп'ютерні технології — 2007 / Матеріали III науково-технічної конференції молодих учених та студентів. — Донецьк, ДонНТУ — 2007, с. 77-78.
По данным статистической отчетности 2-тп(воздух) за последнее десятилетие в городе Донецке наблюдается тенденция роста вклада автотранспорта в общую мощность выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города. Так, если в 1999 году вклад автотранспорта составлял 11 % от общего количества выбросов загрязняющих веществ, то в 2008 году эта доля уже составляла 41 %. Всего за период с 1999 по 2008 года увеличение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта произошло на 34,8 тыс. т [1]. Целью данной работы является оценка реального внедрения европейских стандартов в области автотранспорта. Анализ видового разнообразия автотранспорта в г. Донецке показал, что значительную долю всего автопарка занимают легковые автомобили — 85 %, следующие по количеству находятся грузовые транспортные средства — 12 % и пассажирские автобусы — 3 %. Для уменьшения негативного влияния автотранспорта на атмосферный воздух и здоровье населения главным должно стать внедрение норм стандартов Евро. Возможные изменения при внедрении норм можно оценить при помощи комплексного показателя — категория опасности автомобиля (КОА) по Бондаренко Е.В. и Дворникову Г.П. [1], который интегрирует в себе одновременно количество выбросов всех примесей, содержащихся в отработанных газах, а также их класс опасности и токсичность. В данной работе были проведены расчеты показателя экологичности для легкового автотранспорта, грузовых автомобилей и автобусов общей массой менее 3500 кг. При расчете показателя экологичности учитывались следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, углеводороды, оксиды углерода в пересчете на NO2, твердые частицы в пересчете на углерод (PM), диоксид серы, метан, неметановые углеводороды (NMVOC) и аммиак [2]. Оценка проводилась для норм Евро-0 — Евро-3 согласно [2] по формуле:
где аi — безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i-того вещества с вредностью диоксида серы (III класс опасности);
ПДКi — максимально-разовая предельно допустимая концентрация i-того вещества, г/м3;
Мi — количество выбросов i-ой примеси в атмосферу, г/с.
Результаты расчета коэффициента опасности представлены в таблице.
Анализ полученных данных показывает, что реальное внедрение норм Евро-3 на территории города Донецка позволит уменьшить опасность легкового автотранспорта в 4,5 раз, а грузового — почти в 2 раза, что в свою очередь приведет к уменьшению выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Снижение выбросов метана и оксидов азота приведет к уменьшению образования альдегидов и пероксиацетилнитрата, которые являются основной, наиболее токсичной составляющей фотохимического смога.
Бондаренко Е.В., Дворников Г.П. Б-81. Дорожно–транспортная экология: Учебное пособие/под ред. А.А. Цыцуры. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. — 113 с.
Расчетная инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М.: НИИАТ, 2006.