Промышленный дизайн и эргономика. Разработка, расчёт и конструирование лабораторной модели манипулятор для быстрой смены погружных огнеупорных стаканов на слябовой машине непрерывного литья заготовок (МНЛЗ)
Дубойський К.В.
Донецкий национальный технический университет
Источник: Промышленный дизайн — 2011 / Материалы доклада. — Донецк, ДонНТУ — 2011, с.17.
Введение
На сегодняшний день, металлургическая промышленность, является одним из основопологающих секторов технического развития страны. Все отрасли промышленности тесно связаны с металлургией, что в очередной раз подчеркивает важность этой отрасли для человечества вцелом.
Ежегодно потребности человечества в металле растут с высокой скоростью, что требует от металлургических предприятий увеличения собственных мощностей производства.
В виду стремительного развития новых технологий, основанных и ориентированных на сталь высокого качества, от “производителей стали” требуется высокая культура производства, подкрепленная новыми разработками в области выплавки и последующей обработки стали[5].
Одной из таких разработок, качественно влияющей на конечный продукт металлургического производства, является – «Манипулятор для быстрой смены погружных стаканов слябовой МНЛЗ». Данный манипулятор, разрабатывается с целью увеличения серийности непрерывной разливки стали и реализации защиты ее от вторичного окисления, а также для снижения сложной, рутинной работы обслуживающего персонала.
Краткое описание и назначение устройства
Повышение серийности непрерывной разливки стали и реализация защиты ее от вторичного окисления являются главными условиями улучшения показателей технико-экономической эффективности производства качественной непрерывнолитой заготовки.
Увеличение объема стали, разливаемой серийно на сортовых и слябовых МНЛЗ, сопряжено с известными трудностями, связанными с обеспечением стабильности скорости истечения жидкого металла из промежуточного ковша в кристаллизаторы и экранирования струи расплава от окружающей атмосферы. При этом постоянство расхода стали поддерживают либо за счет использования стаканов-дозаторов с калиброванным каналом, либо применяя стопорные системы в комплексе с погружными стаканами. В процессе длительной разливки форма и размеры каналов дозирующих и защитных стаканов по ряду причин могут существенно изменяться, что приводит к ухудшению условий формирования струи и нарушению скоростных режимов истечения стали.
Таким образом, на всех современных МНЛЗ предусмотрена защита стали от вторичного окисления с помощью погружных огнеупорных стаканов, состыкованных с разливочной системой основного и промежуточного ковшей. Установка и быстрая замена погружных стаканов в случаи необходимости (разливка большими сериями) осуществляется с помощью стационарных или передвижных устройств (манипуляторов).
Для решения данной задачи было принято решение о проектировании специального манипулятора, способного выполнять все базовые операции по замене погружных стаканов слябовой МНЛЗ. Исходя из условий работы и месторасположения манипуляционной системы, была выбрана оптимальная для требуемых условий работы конструкция.
Манипуляционная система изображена на рис.1. Она включает поворотную колонну 2, установленную на тележке 1 и снабженную горизонтальной консолью 3, на которой посредством двух пар планок 4 и 5 подвешены два рычага 6, образующие параллелограммные механизмы и удерживающие платформу с размещенным на ней силовым цилиндром 7. На передних концах рычагов 6 шарнирно закреплена скоба 8, несущая защитный огнеупорный стакан и с помощью тяги 11 соединенная с корпусом гидроцилиндра, приводящего в действие параллелограммные механизмы. Корпус этого цилиндра шарнирно соединен с поворотной колонной 2, а его шток при помощи пальца 10 прикреплен к планкам 5 параллелограммных механизмов. Тележка 1 имеет возможность перемещения в направлении продольной оси кристаллизатора, находящегося под промежуточным ковшом соосно с его разливочной системой.
Замену погружного стакана осуществляют в следующем порядке. Предварительно разогретый резервный погружной стакан устанавливают в горизонтальном положении в скобу 8 и фиксируют с помощью специального зажима. Затем, переместив тележку 1 в направлении кристаллизатора, включают подачу жидкости под давлением в полость цилиндра. При этом его шток, выдвигаясь вперед и воздействуя на палец 10, поворачивает планки 5 относительно консоли 3. Поскольку эта консоль, планки 4 и 5, а также подвешенные на них рычаги 6 образуют параллеграммные механизмы, размещенная на рычагах платформа с силовым цилиндром 7 будут совершать плоскопараллельное движение в вертикальной плоскости. Во время этого движения скоба 8, шарнирно закрепленная на концах рычагов 6 и с помощью тяги 11 соединенная с корпусом цилиндра, повернется вместе со стаканом против часовой стрелки относительно рычагов. В результате реализации одновременного переносного и относительного движений скобы 8, стакан совершит перемещение относительно кристаллизатора по сложной траектории и займет вертикальное положение, при котором его опорная плита будет находиться на уровне приемных салазок разливочной системы.
Рис.1 — Манипулятор для быстрой смены погружных стаканов
Быструю замену погружного стакана выполняют силовым гидроцилиндром 7, его шток через специальную насадку в начале своего движения воздействует на подпружиненные захваты, которые, поворачиваясь относительно своих осей, замыкают соединение скоба – корпус разливочного устройства. При дальнейшем поступательном перемещении насадка вытесняет на приемные салазки из скобы резервный погружной стакан и затем проталкивает его на рабочую позицию, в результате чего заменяемый огнеупор выдвигается из-под базовой плиты разливочного устройства и может быть беспрепятственно удален из рабочей зоны. После этого осуществляют реверсирование гидравлических приводов манипуляционной системы и отводят ее от промежуточного ковша[4].
Основные принципы и требования предъявляемые к промышленному оборудованию
К общим требованиям технической эстетики относят: выразительность — способность изделия своим внешним видом наглядным образом отображать качество, обеспечивая соответствующее эстетическое восприятие; оригинальность — совокупность своеобразных элементов формы и их отношений, дающих возможность отличить данную машину от ряда однотипных. Понятие оригинальности не исключает, а предполагает сохранение определенных признаков формы: национальных, отраслевых, фирменных; гармоничность — свойство формы машины быть органично согласованной с элементами формы, что достигается определенными соотношениями яркости, цвета, размеров и расположением различных элементов; требование гармоничности распространяется также на согласованность машины с помещением, где она эксплуатируется, в том числе, когда машина является частью ансамбля или функционально связанной системы; требование стилевого единства предъявляют к признакам формы машины, которые отражают исторически сложившиеся социально – экономические и идейно-эстетические принципы, а также художественно-конструкторские методы и средства их воплощения; современность стиля — согласованность между общим стилем машины и уровнем развития стиля мира материальной культуры.
Свойства изделия
Любой объект (какое-либо изделие, машина или система) обладает характерными свойствами. Некоторые из этих свойств полезны, но другие могут быть более или менее нежелательными. Наиболее важное свойство из всех - это основная функция изделия, потому что она помогает потребителю в удовлетворении его нужд. Другими желательными свойствами могут быть приятный внешний вид, легкость перемещения, безопасность, долговечность и надежность. Прежде чем приступить к конструированию, конструктор должен, может быть в сотрудничестве с потребителем, составить перечень желаемых свойств изделия. В процессе конструирования, когда изделие создается, именно эти свойства определяют выбор принимаемых конструктивных решений. К сожалению, нельзя конструировать изделие таким путем, чтобы желаемые свойства определялись одно за другим, так как эти свойства не являются независимыми переменными. Однако мы считаем, что пять свойств можно выделить среди всех, которые в сумме полностью определяют изделие. Для изделий в целом таким свойством является структура (т. е. элементы изделия и их взаимозависимость), а для каждого элемента — форма, материал, размеры, поверхность. Эти пять свойств принимаются за основные свойства. Важно подчеркнуть, что эти свойства являются переменными, которыми конструктор может манипулировать, а изделие создается последовательными решениями вопросов, связанных с этими переменными. Таким образом, все другие свойства, как полезные, так и нежелательные, выводятся из этих основных свойств. Однако, поскольку эта цель не всегда достигается, необходимо различать желаемые свойства и фактически полученные свойства.
Свойства пространственной формы материальных предметов
Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура. Геометрический вид — свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:
1) объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений;
2) плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения (рис. 2.6, б);
3) линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.
Другим признаком геометрического вида формы является прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями:
а) прямая линия (многоугольник) - окружность;
б) плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная поверхность.
Между пределами "прямая линия — окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний (рис. 2).
Рис.2 — Виды форм по геометрическому признаку:
а) объемный; б) плоскостной; в) линейный
Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм (рис. 3 а,б) или как соотношение величин элементов одной и той же формы (рис. 3 в,г). При сопоставлении форм по величине наблюдается их равенство или неравенство.
Рис.3 — Величина формы:
а),б) – по отношению к размерам других форм; в),г) — как соотношение величин элементов одной и той же формы
Положение в пространстве - свойство формы, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе трех координатных плоскостей: фронтальной, профильной и горизонтальной (рис. 4).
Рис.4 — Положение формы в пространстве:
фронтальное, профильное, горизонтальное
Предмет, форма которого приближается к прямоугольному параллелепипеду, имеющему два равноценных измерения, может занимать три типовых положения по отношению к зрителю: фронтальное, профильное или горизонтальное. Прямоугольный параллелепипед, в котором различны все три измерения, имеет шесть типовых положений. Куб, у которого все три измерения равны, имеет только одно типовое положение. То же самое можно сказать и о предметах, форма которых приближается к этим фигурам.Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.
Свойства и качества композиции
Гармоничная целостность. Целостность формы отражает логику и органичность связи конструктивного решения изделия с его композиционным воплощением. Конструктивные элементы изделий необходимо объединить не только технически, с помощью болтов, сварки и т. д., но и композиционно, представив любую структуру как гармоничную целостность.
Целостность связана с другим средством композиции —соподчиненностью и достигается при соблюдении закономерностей соподчинения элементов, а без этого условия она отсутствует.
Композиционное равновесие. Это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно неадекватно простому равенству величин, зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами (рис. 5).
Рис.5 — Конная статуя, пример композиционного равновесия
Как правило, это и смысловой центр предмета). и, таким образом, связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением главной (если она имеется) и второстепенных осей, с пластикой формы, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого.
Симметрия. Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д.
Динамичность. Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины.
Статичность. Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
Единство характера формы. Оно определяется совокупностью индивидуальных черт, которые отличают внешне одинаковые по назначению и даже по принципу конструкции изделия.
Средства композиции
Основные средства композиции, придающие изделию соразмерность и гармонию, — масштабность, пропорциональность, ритм, контраст и нюанс, цвета и тени[1].
Пропорции и пропорционирование. Пропорциональность - соразмерность частей формы между собой и с целым (либо приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй). Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая частьотносится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c или с : b = b : а (рис. 6).
Рис.6 — Геометрическое изображение золотого сечения
Масштаб и масштабность. Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы размерам человека, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. Масштаб и масштабность соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность.
Контраст. Это противопоставление, резко выраженное различие свойств. Низкое может противопоставляться высокому, легкое тяжелому, светлое - темному, сложное - простому и т. д. Противопоставление двух начал в композиции делает форму заметной и выделяет ее среди других. Контрастные отношения раскрываются сразу, и в зависимости от умения использовать это средство они вызывают соответствующую реакцию восприятия.
Нюанс и нюансировка. Нюанс предполагает небольшое различие свойств. Обычно он применяется для дополнения контраста. Использование нюанса представляет сложную задачу. Если контраст часто обусловливается функцией или конструкцией изделия, то нюанс не определяет ни то, ни другое. Это средство композиции относится к области художественного осмысления формы, материала, цвета и в значительной мере зависит от индивидуальности художника-конструктора. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения.
Метрический повтор. Неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим повтором или метром. Использование этого средства композиции характерно для современного промышленного производства, основанного на стандартизации и унификации.
Ритм. Это закономерность, которая основана на постепенных количественных изменениях в ряду элементов (нарастание или убывание чередований объема или площади, сгущения или разрежения структуры и т. п.). По сравнению с ритмом метрический повтор, даже сложный, воспринимается проще.
Тени и пластика. Пластика формы характеризует особенности объемно-пространственной структуры, определяет ее рельефность, насыщенность тенями и светом. Пластическая форма является скульптурной, имеет мягкие переходы основных образующих. Форма же, которой не хватает пластичности, суха и аскетична.
Светотеневая структура часто определяет целостность композиции, строй формы и другие качества. При этом пластика и тени тесно взаимосвязаны. Светотень - свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объема и рельефа, способна обобщить или расчленить объем или поверхность предмета.
Теория цвета
Важное средство композиции — цветовое решение изделия, т. е. его окраска. Умело применяя те или иные цвета, можно создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия. Цвет также необходим для выявления нужных деталей, элементов или частей изделия, и прежде всего опасных в отношении травматизма. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам[1]:
1) ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
2) хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
а) теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния;
б) холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
в) дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга;
3) ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.
Теплые и холодные цвета. Такая характеристика цвета, как теплота во многом определяет воздействия цвета на человека. Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушающими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы (рис. 7).
Рис.7 — Цвет и его восприятие человеком
Яркость цвета – важный элемент любого дизайна, влияющий на восприятие в целом, удобство при чтении текста, эмоциональное восприятие. Во многом именно яркость определяет пространственное восприятие изображения. Яркость цветов важна для пространственного восприятия. Можно сказать, существует правило: фон должен контрастировать по яркости с объектами переднего плана.
Насыщенность цвета. Степень насыщенности цвета определяется степенью присутствия в оттенке чистого цвета. Синонимами насыщенности могут служить «интенсивность», «хроматичность». Чем выше присутствие чистого хроматического цвета, тем выше насыщенность. Добавление черного, белого или любого другого цвета понижает насыщенность.
Гармонию можно определить как динамическое равновесие, разумное сочетание упорядоченности и хаотичности, которое варьирует в зависимости от целей дизайнера. Несмотря на то, что ни одно цветовое сочетание не является универсальным, можно определить несколько принципов, способных облегчить создание сбалансированной композиции.
1. Тщательно подбирайте цвета для композиции. Лучше использовать небольшое количество цветов, чем перенасытить дизайн цветом. Определите разумные на ваш взгляд лимиты для каждого конкретного случая. Использование чрезмерного количества оттенков разных цветов – признак любительского дизайна.
2. Если вы хотите выделить какую либо область вашего дизайна – используйте цвет, который не встречается больше нигде в композиции. Это позволит привлечь внимание к данной области. Повторение цвета в разных областях дизайна, напротив, приближает цвет к фону, делает его неспособным привлекать внимание. Поэтому лучше, чтобы в композиции присутствовал уникальный цвет, который не встречается больше нигде в данном дизайне.
3. Существуют надежные, « объезженные» цветовые аккорды – так, например, хорошо сочетаются теплые и холодные цвета. Экспериментируйте с различными вариациями вашего дизайна – сделайте выбор между динамичностью и мягкостью сочетаний. Динамичная гармония характеризуется сильным контрастом, способна привлечь внимание, в буквальном смысле «заряжает энергией». Мягкие сочетания, напротив, отличаются слабой контрастностью цветов, что обеспечит ровное, однозначное восприятие композиции.
Несколько принципов динамичной гармонии:
1. Прежде чем определить окончательное цветовое решение композиции – проанализируйте его полутоновой вариант. Это позволит вам определить отношения темных и светлых областей композиции и решить, где необходима контрастность, а где она будет лишь отвлекать зрителя.
2. Достигнуть динамизма вам помогут насыщенные цвета и четкие яркостные контрасты. Так, для фона вы можете выбрать неяркие цвета приглушенных оттенков, а для объектов переднего плана подойдут насыщенные цвета с высокими показателями яркости.
3. Не следует злоупотреблять цветом. Практически в любом случае более выгодным будет сочетание минимального количества цветов. Лучше уделите больше внимания более тщательному подбору цветов. Это как раз тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Переизбыток цветов – распространенная ошибка начинающих дизайнеров. Подобный дизайн раздражает, рассеивает внимание, напоминает мелодию расстроенного музыкального инструмента.
4. В поиске инновационных цветовых решений не стесняйтесь заимствовать цветовые сочетания, которые встречаются в природе. Природные цветовые сочетания, полученные «путем проб и ошибок», оптимальны и обеспечат естественное восприятие дизайна.
И наконец, рассмотрим иллюзию массы цвета. Можно вывести три основные правила: темные цвета тяжелее светлых; насыщенные цвета тяжелее приглушенных; если значения яркости и насыщенности у двух цветов одинаковы, то теплые оттенки будут казаться более тяжелыми.
Факторы, определяющие эргономические требования
Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины ( оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.
Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела[1].
Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде. Непосредственное отношение к психофизиологическим факторам имеют средства отображения информации (СОИ). Средства отображения информации могут быть визуальными и акустическими, несущими количественную и качественную информацию. Наиболее широко применяются визуальные СОИ. Акустические средства целесообразно применять в следующих случаях:
- когда информация простая, однозначная и требует незамедлительных действий оператора;
- если зрительный анализатор человека перегружен информацией или является ненадежным из-за плохих условий восприятия(слабая освещенность, повышенное пылеобразование и т.д.);
- для важных сигналов с целью гарантированного приема информации путем дублирования визуального сигнала акустическим сигналом[2].
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в том числе радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
Эргономические требования, предъявляемые к манипулятору по быстрой смене погружных огнеупорных стаканов на слябовой МНЛЗ
Общие требования:
Выразительность – манипулятор имеет сравнительно небольшие габариты, но выглядит очень массивно, основные узлы имеют сравнительно не большую массу.
Оригинальность – установка выполнена из множества отдельных блоков, что повышает ремонтопригодность.
Гармоничность – все основные узлы расположены на одной платформе, расстояние между элементами достаточное для манёвров при замене, либо ремонте составных частей. Цвета элементов подобраны согласно требованиям.
Свойства изделия:
— структура: взаимозависимость элементов минимальна, так как применена блочная конструкция;
— форма изделия: форма изделия имеет сглаженные углы и правильные геометрические очертания;
— материал: используемый материал - в основном сталь. Присутствуют элементы, выполненные из алюминия.
—размеры: размеры элементов целочисленные, наиболее приближённые к стандартным рядам;
— поверхность: имеет наименьшую шероховатость. Большая часть элементов окрашена.
Свойства пространственной формы материальных предметов:
—конфигурация: объёмная;
— величина: величина установки в половину роста среднестатистического человека;
— положение в пространстве: фронтальное профильное и горизонтальное;
— масса: дольно большая при сравнительно небольших габаритах;
— фактурность: большая часть компонентов имеет гладкую поверхность.
Свойства и качества композиции:
— гармоничная целостность: компоновка элементов выполнена наиболее компактно;
— симметрия: ненарушена.
— характерна динамичность;
— характерно единство характера формы.
Средства композиции:
— пропорциональность: большая часть компонентов соразмерна между собой и в целом;
— масштаб и масштабность: детали установки соразмерны формам человека;
— тени и пластика: объемно-пространственная структура рельефна, имеет небольшие тени. Форма изделия имеет мягкие переходы образующих.
— светотень: большая часть элементов хорошо освещена, тень от соседних элементов не попадает на соседние компоненты установки.
Теория цвета:
Компоненты установки окрашены согласно хроматическому ряду в теплую гамму цветов.
Факторы, определяющие эргономические требования:
Установка соответствует социально-психологическим факторам, т.к. взаимодействие ремонтного персонала облегчено, ввиду блочной системы.
Антропометрические факторы соблюдены.
Соответствие психологическим факторам соблюдено, т.к. управление установкой не требует особых навыков.
Психофизиологические факторы – манипулятор работает в допустимом санитарным нормам шумовом диапазоне.
Физиологические факторы – при управлении манипулятором не нужно прилагать больших усилий и скоростей.
Гигиенические факторы: все движущиеся элементы установки должны быть закрыты кожухами. Температура окружающей среды в цеху должна соответствовать всем нормам (не менее 15° С в зимний период года).
Литература
- Кочегаров Б.Е. Промышленный дизайн: Учеб. пособие. Владивосток: Изд—во ДВГТУ, 2006. — 297 с.
- Горбатов П.А., Кондрахин В.П., Дорфман П.А. Эргономика и дизайн: Учебное пособие: Курс лекций. – Донецк, 2000. -149 с.
- Сомов Ю.С. Композиция в технике, — М.: Машиностроение,1987.–288 с.
- Еронько С.П., Сотников А.Л., Седуш В.С. Исследование кинематики манипулятора для быстрой замены погружных стаканов при непрерывной разливке стали // Бюллетень научно-технической и экономической информации «Черная металлургия» ОАО «Черметинформация». — 2006. — №8. — С.34-37.
- Єронько С.П. Розлив сталі: Технологія. Обладнання/ С.П. Єронько, С.В Биковських. – К.: Техніка, 2003. — 216 с.