ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске

Магистр ДонНТУ Горюнова Юлия Александровна

Горюнова Юлия Александровна


Факультет инженерной механики и машиностроения
Кафедра технологии машиностроения
Специальность «Технология машиностроения»
Научный руководитель: к.т.н., доц. Чернышов Евгений Александрович

Воронцовский дворец — великое произведение культуры


Летом 2009 года я отдыхала в Крыму, в небольшом городке на берегу Черного моря — Алупке. За время своего отдыха я побывала во многих замечательных местах Крымского полуострова, но самое большое впечатление на меня произвел Воронцовский дворец и, окружающий его, Алупкинский парк. Об этом я Вам и расскажу.

Почти в центре Алупки среди зелени старинного Алупкинского парка возвышается Воронцовский дворец — уникальный и величественный памятник архитектуры. Построенный в эпоху романтизма, он и в наше время поражает всех нас гармоничным смешением различных стилей и архитектурных форм. На строительстве дворца использовался труд крепостных — это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство отделки великолепных белокаменных соборов. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы. Этот прекрасный дворец пропитан странной тягой к изяществу и красоте.

История Воронцовского дворца

Дворец расположился в сердце Алупки, среди гор и зелени и стал неотъемлемой частью местного рельефа. Да, именно рельефа. Многие, рассматривая стены и башни дворца, отмечают необъяснимое сходство силуэта здания и очертаний крымских гор, выступающих фоном дворцу.


Воронцовский дворец — великое произведение культуры

Проект Воронцовского дворца разрабатывался достаточно долго, потому как долго подбирался подходящий архитектор. Но конец поискам положил англичанин Эдуард Блора (1789-1879), Алупкинский дворец которого стал венцом его творчества.


Воронцовский дворец - великое произведение культуры

МирСоветов хотел бы отметить, что процесс строительства, начавшись еще в 1830 г., затянулся почти на целых 20 лет. Изначально проектом занимался одесский архитектор, и уже были готовы эскизы, когда Воронцов, будучи в это время за границей, отменил свой заказ. Возможно, он хотел построить дворец, не уступавший бы по своей красоте ни одному известному замку, но и не отличавшийся бы скучностью и привязанностью к нормам. Именно это и помог осуществить Эдуард Блора, увлекавшийся и изучавший в свое время памятники старины и готического искусства. Проект был подготовлен за год. И в 1832 г. возведение дворца было продолжено.

Три поколения Воронцовых владели дворцом. Последняя хозяйка имения Е.А.Воронцова в 1905 году разместила в корпусах дворца санаторий, для раненых на Японской войне, а в 1914 году — госпиталь для инвалидов первой мировой войны. После революции дворец национализировали. Красота и богатство здания побудили большевиков создать во дворце музей, который и был открыт в 1925 году. Дворец стал единственным музеем после революции на Южном берегу, сюда свозили картины, посуду, мебель из других дворцов Крыма. Во время войны Гитлер подарил дворец Фельдмаршалу Манштейну — благодаря чему дворец практически не пострадал. Правда часть коллекции оказалась расхищенной. После освобождения дворец был дачей НКВД, затем профсоюзным санаторием, а с 1956 года снова музеем. Сегодня музейная коллекция насчитывает 25 тысяч экспонатов. Кинематографисты часто снимают здесь исторические и сказочные фильмы, экранизируют Шекспира и Стивенсона. Благодаря уникальной архитектуре дворца, в северной и восточной его части снимают средневековые крепости, а в южной — восточный дворец. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных балюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж почти для любого сюжета и исторической эпохи [3, 4].

Архитектура и особенности дворца

Когда я очутилась на территории дворца меня поразила не только архитектура этого величайшего памятника культуры, но и необычная красота парка с видом на бескрайние морские просторы. Я поняла, что здесь навсегда останется частичка моей души и я еще не раз вернусь в это прекрасное место.

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI в. Расположение элементов идет от западных ворот — чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха» [1].

История постройки

Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова (1782-1856). Сын русского посла в Англии, он получил там блестящее домашнее воспитание и образование. Вернувшись девятнадцатилетним юношей в Россию, стал участником русско-турецких и антинаполеоновских войн. Проявил личную храбрость и отличился в сражениях под Смоленском и Бородино. С 1815 по 1818 г. в чине генерал-лейтенанта командовал русским оккупационным корпусом в Париже. С 1823 г. был генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844-го и Кавказа. За два года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала. В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Чёрному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога. Не забывал Воронцов и о собственных доходах. Для их повышения он стремился расширить свои владения, скупая земли на юге Украины, в Бессарабии и Крыму. Один за другим переходили к семье Воронцовых участки в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на яйле – всего около двух тысяч десятин крымской земли [2].

Экскурсия по дворцу

Во время экскурсии неизгладимое впечатление на меня произвела Голубая комната, сплошь укрытая ручной гипсовой росписью. Удивило наличие в комнате белого рояля, принадлежащего самому графу Воронцову. После второй мировой войны, когда большинство экспонатов этого дома-музея были распроданы и разграблены, был утерян и этот дорогостоящий инструмент. Лишь спустя несколько лет после тяжелых времен добродушный покупатель рояля просто вернул его музею. И теперь старый домочадец гордо занимает свое почетное место.


Воронцовский дворец - великое произведение культуры

Стоит сказать, что именно здесь, в этой самой комнате исполнял свои песни сам великий маэстро — Шаляпин. Вероятно, это были лучшие вечера во дворце!

Далее каждая последующая комната нисколько не уступает предыдущей. Безумно огромная столовая, всюду украшенная резным деревом ручной работы. Величественный гранитный камин и даже неимоверных размеров таз для хранения холодных напитков (в него засыпали лед, который везли из других стран!) — все здесь хранит царственность хозяев и любовь к своему дому.


Воронцовский дворец - великое произведение культуры

Не меньшее впечатление произвел и зимний сад. Безумно отпечатались в памяти гипсовые бюсты бывших владельцев этого дома и просто статуи, уверенно охраняющие цветущую зелень сада. Очень красиво. Попав сюда, ощущаешь безудержное спокойствие от прохлады небольших фонтанов, и сразу хочется расслабиться и перестать думать о делах насущных. Здесь просто уютно, несмотря на гуляющий сквозняк и эхо. Все это теряется в красоте расположившихся здесь растений и статуй. Чего только стоит каменное изображение маленькой девочки — ведь каждая складочка ее платья будто дышит движением, а, значит, и жизнью!


Воронцовский дворец - великое произведение культуры

Самым последним, что показал нам гид, была Южная терраса. Это поистине самая красивая и самая необычайная часть здания. Огромный купол, украшенный арабской надписью, постепенно настораживающиеся львы и огромное, просто необъятное море, практически впритык прилегающее к дворцу. Что тут еще сказать — красота, да и только.


Воронцовский дворец - великое произведение культуры


Воронцовский дворец - великое произведение культуры

В данном разделе я старалась как можно лучше передать все достопримечательности и красоту Воронцовского дворца, но все-же считаю, что это ни пером не описать, ни в сказке рассказать! От всей души желаю Вам в этом убедиться!

Литература

  1. Галиченко А.А. Алупка. Дворец и парк. — Киев., «Мистецтво». 1992
  2. Тимофеев Л.Н. К вопросу о генезисе композиции Воронцовского дворца в Алупке — Труды ЛИСИ - Л., 1980
  3. Рекомендуемые ссылки

  4. http://mirsovetov.ru/a/travels/travel-excursion/voroncovsky-palace.html
  5. http://www.qrim.ru/about/sights/VorontsovPalace

Об авторе | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске