Д.т.н., проф. Горбатов П.А.
Донецкий национальный технический университет, Донецк, Украина
Объектами исследований в настоящей работе
явились проходческие
комбайны стреловидного типа, оснащенные аксиальными фрезерными
исполнительными
органами, при реализации современных технологических схем обработки
забоя на
основе доминирующих поворотных перемещений стрелы в горизонтальной
плоскости.
Основными управляемыми при изменении свойств
разрушаемых массивов режимными параметрами для проходческих комбайнов
стреловидного типа могут быть:
l
скорость
перемещения
Vn исполнительного органа в составе подсистемы его подвески и
перемещения
(подсистемы ППО) при последовательной обработке забоя;
l
скорость
резания Vp
для резцов фрезы в составе подсистемы привода исполнительного органа
(подсистемы ПИО);
l
одновременно
скорости
Vn и Vp (двухпараметрическое регулирование).
Для бесступенчатого или многоступенчатого
изменения
скорости Vn используется дроссельное или объемное регулирование
гидропередачи
«насос -исполнительные гидроцилиндры». При этом более
совершенным, безусловно,
является объемное регулирование на основе насосов с регулируемой
подачей, т.к.
дроссельный вариант характеризуется низким КПД и существенным нагревом
рабочей
жидкости.
При обработке забоя с крепкими породами и
использовании известного алгоритма автоматизированного управления
скоростью Vn,
обеспечивающего стабилизацию на заданном уровне среднего значения
мощности Рр
асинхронного с короткозамкнутым ротором электродвигателя подсистемы ПИО
при Vp
= const, может проявляться недостаток этого варианта, когда из-за
необходимости
регулирования толщин стружки на резцах (h = var) имеют место потери
теоретической
производительности (Q = var).
Альтернативный вариант однопараметрического
бесступенчатого или многоступенчатого автоматизированного управления
скоростью
Vp может быть реализован при построении подсистем ПИО на базе
современных
частотно-регулируемых асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым
ротором,
что представляется особенно актуальным для выемки крепких пород. В этом
случае
целесообразно использовать алгоритм управления, соответствующий
стабилизации
среднего уровня момента на валу исполнительного органа (ИО) Мр = const
при h =
var, Pp = var, Vn = const, Q = const (известные изменения Vn и Q
(порядка до 10
- 20 %) при поворотных перемещениях стрелы, обусловленные кинематикой
подсистемы ППО, в настоящей работе, носящей концептуальный характер, в
первом
приближении не рассматриваются). При таком построении подсистемы ПИО
появляется
возможность значительно повысить технико-экономический уровень тяжело
нагруженного редуктора привода ИО на основе упрощения его конструкции и
улучшения параметров надежности.
Вариант двухпараметрического регулирования (Vn
= var,
Vp = var), соответствующий стабилизации толщин стружки на резцах (h =
const)
при Мр = var, Рр = const и Q = var, по нашему мнению, представляется
весьма
технически сложным и требует целенаправленных исследований и
обоснования его
технико-экономической целесообразности.
Рассмотрим предлагаемую концепцию
проектирования
подсистем ПИО проходческих комбайнов на базе частотно-регулируемого
асинхронного электропривода с короткозамкнутым ротором с бесступенчатым
или
многоступенчатым управлением режимным параметром Vp в соответствии с
приведенным выше алгоритмом.
Известно [1], что работоспособными такие
подсистемы
могут быть только на базе автоматизированного управления. Поэтому при
их
проектировании должен обеспечиваться мехатронический подход, т.е.
рассматриваемые подсистемы должны создаваться как органически целостные
электро-механо-электронные системы, включающие в качестве изначально
одинаково
важных, технически равноправных не только электрические и механические
структурные единицы, но и аппаратуру автоматизации.
Рассмотрим отличительные особенности
нетрадиционных
этапов итерационного характера при проектировании мехатронических
подсистем ПИО
исполнений проходческих комбайнов, предназначенных для обработки забоев
с
крепкими породами.
I. Установление исходных данных для
проектирования.
Для этой цели на основе требований заказчика и учета ограничивающих
факторов с
использованием метода экспертных оценок задаются:
1. требуемым
максимальным
значением предела прочности разрушаемых пород при одноосном сжатии асжв;
2. оценками
значений
минимально допускаемой теоретической производительности QH и
максимально допускаемых удельных энергозатрат при резании WаBB, которые
можно считать приемлемыми при разрушении пород;
3. исходным
(первым) пакетом
значений параметров, обеспечивающих достижение QH: величины заглубления
ИО в массив
Bз1, толщины разрушаемого слоя Нс1 (эти параметры также относятся к
управляемым
режимным) и рабочей скорости подачи Vnp1;
4. максимальным при
автоматизированном регулировании значением скорости резания Vpв; при
этом
необходимо иметь ввиду, что в соответствии с результатами исследований
Донгипроуглемаша [2] целесообразно отдавать предпочтение диапазону Vp
примерно
до 2 м/с, т.к. при выемке крепких и абразивных пород при более высоких
значениях Vp резко интенсифицируется износ резцов.
II. Определение значения скорости подачи Vn1,
соответствующего обеспечению заданных в качестве исходных данных
удельных
энергозатрат WBB при
реализации асжв и
Vpв.
Для этого:
1. при выбранных
значениях асжв,
Bз1 и Hc1
на базе ОСТ 12.44.197- 81 (или других методик при их наличии)
выполняется
построение оценочных зависимостей момента на валу ИО Mв1 = Mв1 (h) и
удельных
энергозатрат Wв1 = Wв1 (h) от толщин стружки h, см. рисунок;
2.
2. определяется
наименьшее при
автоматизированном управлении значение толщины стружки hн1,
соответствующее
заданному значению WBB;
3. находится
оценочное значение
скорости подачи Vn1, соответствующее реализации параметров hн1 и Vpв (m
- число
резцов в линиях резания):
III. Установление параметров, обеспечивающих
достижение заданных значений QH, WBB при реализации aсжв:
1. если выполняется
соотношение Vn1 >= Vnp1, то требование второго подэтапа I этапа
выполнены и
можно переходить к выполнению этапа IV;
2. если Vnl <
Vnp1, тo:
o формируется
второй
пакет значений параметров Вз2, Нс2, Vnp2, обеспечивающих достижение
заданного
значения QH;
o по схеме,
изложенной в
содержании этапа II, для указанного выше пакета выполняется построение
зависимостей Мв2 = Мв2 (h) и WB2 = WB2 (h), находятся значения hH2 и
Vn2;
3. работа,
содержание которой
изложено в подэтапе 2 III этапа, повторяется до тех пор, пока в
результате i-й
итерационной процедуры не будет достигнуто соотношение Vni >= Vnpi;
после
этого можно переходить к выполнению этапа IV;
4. или все же не
удается
обеспечить выполнение условия Vni > Vnpi, то необходимо вернуться к
этапу I
и на базе соответствующих компромиссов смягчить требования к QH, WBB или
даже к асжв.
Следует иметь ввиду, что реализация значений
рабочей
Vnp (методика определения приведена выше) и маневровой Vnм (для быстрых
перегонов ИО) скоростей подачи может быть обеспечена путем подключения
к
исполнительным гидроцилиндрам разного числа нерегулируемых насосов или
секций
нерегулируемого насоса, что соответствует самому простому исполнению
подсистем
ППО.
IV. Выполнение эскизного проекта редуктора и
выбор
электродвигателя подсистемы ПИО:
1. определяют
требуемый
средний уровень момента на валу исполнительного органа Мр как ординату
точки А,
см. рисунок;
2. эскизное
проектирование
редуктора должно осуществляться на базе следующих подходов: - ось
электродвигателя должна быть параллельна оси ИО, что позволяет
избавиться от
конических зубчатых колес, обладающих рядом весьма существенных
недостатков,
такими как: пониженная несущая способность, необходимость регулировки
при
сборке положения колес конической пары с целью получения требуемого
пятна
контакта зубьев, повышенная чувствительность к перекосам валов, наличие
осевых
усилий и необходимость установки осевых подшипников, воспринимающих эти
усилия,
усложненная конструкция валов в сборе, которые в своей совокупности
значительно
ухудшают показатели надежности редуктора; - стремятся к проектированию
наиболее
короткой кинематической цепи в пределах компоновочных и габаритных
возможностей
на основе цилиндрических зубчатых передач с минимальным количеством
силовых
элементов и минимально возможным передаточным числом Ир; - при
формировании на
ИО момента Мр соответствующими конструкторскими и технологическими
решениями
должны быть обеспечены требуемые прочностные запасы наименее
жизнестойких
структурных элементов (зубчатых колес, валов, подшипников и др.);
3. реализация
момента Мр
должна соответствовать области устойчивой работы выбранного
асинхронного
электродвигателя с короткозамкнутым ротором, т.е. должно выполняться
условие:
4. в случае, если
габаритные
ограничения являются столь жесткими, что не позволяют добиться
необходимых
прочностных запасов деталей редуктора или установить электродвигатель с
требуемыми силовыми параметрами, то следует вернуться к этапу I для
смягчения
требований к соответствующим исходным данным на основе компромиссного
подхода.
V. Установление нижнего значения предела
прочности
разрушаемых пород при одноосном сжатии aсжн, обеспечиваемого
рассматриваемым
исполнением подсистемы ПИО:
1. исходя из
ограничения по
вылету резцов, определяется наибольшая при автоматизированном
управлении
толщина стружки hB и соответствующая ей скорость резания Vpн (значение
Vпp
установлено ранее);
2. путем построения
промежуточных зависимостей Mп1 = Мп1(h), Мп2 = Мп2(h) и т.д. при
понижающихся
значениях aсж1 <
aсжв, aсж2 <
aсж1 и
т.д. находят aсжн,
соответствующее оценочной прямой Мн = Мн(h), проходящий через точку В,
см.
рисунок.
То, окончательно устанавливается область
применения
исполнения проходческого комбайна с мехатронической подсистемой ПИО по
пределу
прочности разрушаемых пород aсж е [aсжн; aсжв]. Одновременно
находится требуемый
диапазон автоматизированного регулирования частоты вращения ИО nоб e
[nобн;
nобв], соответствующий диапазону изменения скорости резания Vp e
[Vpн;Vpв].
Рассмотрим предлагаемые принципы формирования
искусственных статических механических характеристик асинхронных
электродвигателей мехатронических подсистем ПИО на основе регулируемого
по
частоте f и величине действующего значения U напряжения питания
электропривода.
Преобразовательная станция должна обеспечивать
реализацию управляющего алгоритма в соответствии с правилом
М.П.Костенко:
При этом регулирование f и U должно
осуществляться
вниз от номинальных значений этих параметров, т.е f < fc и U <
Uн, где fc
= 50 Гц и Uн - номинальные значения рассматриваемых параметров.
Указанный алгоритм управления скоростью Vp
обеспечивает практическую стабилизацию:
а) среднего уровня момента на валу
электродвигателя Мр
(Ир, ?р)-1 в
диапазоне частот вращения ротора электродвигателя w e [wн; wв], соответствующем
диапазону
частот вращения ИО nоб e [nобн; nобв] ;
б) перегрузочной способности электродвигателя
по
отношению к реализуемому на ИО моменту Мр, т.к. оценочно.
В заключение следует подчеркнуть, что в
соответствии с
вышеизложенным сценарием можно проектировать мехатронические подсистемы
ПИО
проходческих машин для конкретных условий эксплуатации, т.к.
разработанная
концепция обеспечивает высокий уровень адаптации комбайнов к
индивидуальным заказам
потребителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горбатов П.А., Петрушкин Г.В., Лысенко Н.М.
Горные
машины и оборудование - В 2-х т. ТЛ - Донецк: РИА ДонНТУ, 2003. - 295
с.
2. Мизин В.А., Мизин СВ. Обоснование
кинематической
схемы привода исполнительного органа проходческого комбайна для
оптимизации
режимов разрушения пород различной крепости // Инженер. - Донецк:
ДонНТУ, 2003.
№ 3. - С. 144 - 146.