Роторные линии являются одной из высших форм автоматизации технологических процессов, так как межмашинное и внутримашинное транспортирование потока обрабатываемых деталей осуществляется непрерывно с постоянной скоростью, что облегчает управление производительностью и качеством обработки. Автоматизация производственных процессов включает комплекс научных и технических мероприятий по разработке интенсифицированных технологических операций и создания на их основе высокопроизводительного оборудования, выполняющего основные технологические и вспомогательные операции без участия человека. Уровни автоматизации отличаются степенью охвата основных и вспомогательных операций производственного процесса. На базе роторных линий осуществляется комплексная автоматизация производственных процессов, включающих обработку деталей штамповкой и резанием, сборку, расфасовку, комплектацию, маркировку и упаковку. Опыт показывает, что для отдельных видов производств создание цехов-автоматов, оснащенных только автоматическими роторными линиями, дает значительный экономический эффект [5].
Наиболее важной частью данной работы является применение технологического оснащение на основе модульного принципа. Модульный принцип широко используется в машиностроительной отрасли, а также в ряде других отраслей. Принципиальная новизна применения модульного принципа в машиностроительном производстве заключается в том, что он пронизывает последовательно все основные звенья машиностроительного производства в виде модульного проектирования изделий технологических процессов, а также технологических средств и организации производственного процесса [1].
Целью является применение модульного принципа на основе обработки изделий на роторных линиях. Разработка средств технологического оснащения основанное на модульном принципе.
Как выше уже упоминалось выше принципиальная новизна применения модульного принципа в машиностроении заключается в том, что он пронизывает последовательно все основные звенья машиностроительного производства в виде модульного проектирования изделия технологических процессов, технологических средств и организации производственного процесса. При этом между модулями указанных звеньев существует органичная связь, когда модуль последующего звена является функцией модуля пред идущего звена [7].
Модульная технология или модульный принцип в технике - под модульным принципом будем понимать построение различных технических систем с разнообразными характеристиками путём компоновки их из типовых модулей ограниченной номенклатуры[6]
Использование модульного принципа широко применяется в разнообразных типах современной промышленности. Также модульный принцип нашёл своё применение и в машиностроении. А именно когда изделия в машиностроении, а также их технологическое оснащение строится из отдельных модулей. Реализация модульного принципа в машиностроительном производстве с позиций системного подхода требует разработки:
Сам модуль изделия можно разделить на проектный и физический. Данное разделение можно представить на примере зубчатого колеса или допустим вала, соотношение размерных параметров данных изделий будут выступать в роли проектного модуля, а сами изделия как материальный обьект, в роли физического модуля [7].
Рассмотрим модуль поверхности детали зубчатого колеса. Модуль поверхности детали(МП) - это сочетание поверхностей (или отдельная поверхность), предназначенных выполнять соответствующую служебную функцию детали и придавать детали конструктивную форму, обусловленную требованиями эксплуатации и изготовления.
Рисунок 1. – Зубчатые колёса
(анимация: объем – 47 КБ, размер – 122x110, количество кадров – 7, задержка между кадрами – 5 мс; задержка между последним и первым кадрами – 35 мс; количество циклов повторения – 8)
В качестве базирующих поверхностей, образующих комплект баз зубчатого колеса являются: внутринняя цилиндрическая поверхность, торец и шпоночный паз.
В качестве рабочих поверхностей выступают боковые поверхности зубьев с помощью которых передаётся крутящий момент.
Рассмотрим обработку базовых поверхностей зубчатых колёс на примере обработки на роторной линии с применением комбинированного инструмента. В качестве обработки базовых поверхностей будем рассматривать внутреннюю цилиндрическую поверхность и торец. В качестве инструмента будем использовать комбинированный сверло-тоцовый-зенкер на черновой обработки, для чистовой обработки возможно использование зенкер-тоцовый-зенкер, а так же развёртка-тоцовый-зенкер в зависимости от требуемой точности базирующих поверхностей. В качестве оборудования была выбрана роторная линия т.к. роторная линия имеет высокую производительность и высокий уровень автоматизации производства [6].