ЧЕЛОВЕК ТЕХНИЧЕСКИЙ КАК ПРОБЛЕМА


Баев Р.Н.

(Донецкий национальный технический университет)


Источник: Реферат по дисциплине : "Философия техники"




ВВЕДЕНИЕ


Человек – главная проблема философии. Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационно-технической деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности. Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационно-техническая деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. Поэтому тема «человек технический как проблема» сейчас актуальна как никогда, и эта актуальность в будущем, по-видимому, будет только расти.

В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационно-техническом мире, в современной философии уделяется ей большое внимание, поэтому современная философская литература обращается к этой проблематики очень часто, посвящено этой тематике много информации в периодических изданиях и глобальной сети Интернет.

Цель реферата состоит в том, чтобы изучить влияния информационно-технического мира и его развития на современного человека и рассмотреть особенности науки и техники для того, чтобы в будущем сформировать свою стратегию научной и инженерной деятельности как ученого в области технических и информационных наук, осознающего всю важность и ответственность своей деятельности.

Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:

– выяснить современное понимание термина «техника»;

– определить влияние техники на человека;

– проанализировать состояние современных проблем информационно-технического мира;

– рассмотреть этическую составляющую проблемы ответственности ученых и инженеров.

Для решения поставленных задач используется поиск и изучение имеющегося в литературе и электронных средствах информации материала по вопросам природы человека, техники.


1 Современное понимание термина «техника»

 

Для наиболее полного представления о рассматриваемой проблеме, важно обратить внимание на то, как в современных философских социологических теориях определяется термин «техника».

Сегодняшнее понимание термина «техника» имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием. Чтобы иметь четкое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.

Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область существования техники,- по мнению Хайнриха Бека [5] - это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике, создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, о физико-химической технике. Во всех этих случаях речь идет о формах техники и физико-химически понимаемой области неорганического.

И все же это - не единственная область проявления технического. В более широком смысле термина «техника» говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие «биотехнология» позволяет включать в предметное поле техники всю биологию.

Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о технике мышления и дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о «технике любви». Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как «психотехника» и «социотехника», свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения [5]. Поэтому «техника» и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы бытия и отношений между людьми.


2 ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, Влияние техники на человека

 

Современный мир – это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».

Многие авторы фиксируют «самодвижение» техники с ее устремленностью от ручных орудий к полностью автоматизированным, компьютеризированным системам. Важно подчеркнуть одно: нет человека и общества вне «техносферы», техника исторична, не стоит на месте, обновляется. Технические инновации выступают как катализатор, импульс коренных изменений во всей системе человеческой жизни.[3]

Отношение человека к миру техники неоднозначно. Так, до наших дней дошли идеи недоверия, враждебности к технике технофобии. В древнем Китае были старцы-мудрецы, предпочитавшие носить воду из реки в бадейке, а не пользоваться техническим приспособлением – колесом для водочерпания. Они мотивировали свои действия тем, что, используя технику, попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий. Дескать, техника, конечно, облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата за это непомерна – человеческое «я» порабощается.

История знала и луддитов, разрушителей станков появившихся в конце XVIII-начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушную машинерию наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социального механизма, целиком зависящую от производительной и бытовой техники, не могущей жить вне и помимо нее. Мыслители разных направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасения о возможном выходе техники из-под контроля людей. От Аристотеля до Мохандаса Карамчанда Ганди подобных опасений высказано немало. Еще в 30-е гг. нашего века Освальд Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек властелин мира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонке человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин» - расхожая тема в современном масскульте.[3]

Широко пропагандируется идея о том, что человек и человечество так же, как и механизмы обладают системным свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в технологических показателях.

К чему приводит одностороннее «технизированное» рассмотрение человеческих проблем, можно судить по той релятивистской концепции отношения к телесно-природной структуре человека, которая выражена в концепции «киборгизации». Согласно этой концепции, в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), где живое плюс техническое дадут какой-то новый сплав. Такое упоение техническими перспективами опасно и антигуманно. Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) – вещь разумная и необходимая. Но и она не может переходить тот рубеж, за которым конкретная личность перестает быть сама собой.[10]

Такой разрушительной силой обладают результаты последних исследований в области клонирования живых организмов. Возможность создания копии человека, к которой вплотную приблизились ученые, несет в себе опасность обесценивания самой человеческой жизни. Именно по этому во многих странах были сразу же запрещены опыты по клонированию человека. Несомненно, клонирование обладает не только отрицательными качествами, но имеет и огромное позитивное значение для человека. Искусственное выращивание отдельных органов очень важно для медицины как возможность сохранить жизнь людям, болезни которых на данный момент неизлечимы.[10]

И все же технический прогресс при всей его жестокости неостановим. И если где-либо можно говорить о видимом действительном прогрессе (восхождении от простого к сложному, от низшего к высшему), то это области роста и развития техники. [3]

Н.Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели [5]. В культуре всегда есть два элемента – элемент технический и элемент природно-органический. И окончательная победа элемента технического над элементом природно-органическим означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее.

Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и при том в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. Вещь ставится выше человека [6]. Техника раскрывает новую ступень действительности, и эта действительность есть сознание человека, результат прорыва духа в природу и внедрение разума в стихийные процессы.

Трагедия в том, что творение восстает против своего творца, более не повинуется ему [5]. Мы это видим во всех процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек заменяется машиной. Техника заменят органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает новые иррациональные последствия в социальной жизни. Так рационализация промышленности порождает безработицу, величайшее бедствие нашего времени. Труд человека заменяется машиной, что есть положительное завоевание, которое должно было бы уничтожить рабство и нищету человека. Но машина совсем не повинуется тому, что требует от нее человек, она диктует свои законы. Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без тебя все буду делать, ты же можешь пропадать [6]. Система Тейлора есть крайняя форма рационализации труда, но она превращает человека в усовершенствованную машину. Машина хочет, чтобы человек принял ее образ и подобие. Но человек есть образ и подобие Бога и не может стать образом и подобием машины, не перестав существовать. Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нем всегда останется иррациональное начало [6]. Но техника, по мнению Н.Бердяева, хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, поработить его.

Сначала человек зависел от природы, и зависимость эта была растительно-животной. Но вот начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически-машинная зависимость. В этом вся мучительность проблемы. Организм человека был приспособлен к старой природе. Это было приспособление растительно-животное. Но человек совсем еще не приспособился к той новой действительности, которая раскрывается через технику и машину, он не знает, в состоянии ли будет дышать в новой электрической и радиоактивной атмосфере, в новой холодной, металлической действительности, лишенной душевной теплоты. Мы совсем еще не знаем, насколько разрушительна для человека та атмосфера, которая создается его собственными техническими открытиями и изобретениями[6].

Техника дает человеку чувство страшного могущества, и она есть порождение воли к могуществу и к экспансии [6]. Новая форма массовой организации жизни, эта технизация жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа.

Во всех сферах своего бытия человек будет окружен все более плотно силами техники. Эти силы ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой.

Большую опасность представляет громадный объем доступной информации. Легкодоступность все больше отнимает у человека необходимость осмысливать то, что он услышал и прочитал.

 М. Хайдеггер указывает на пути выхода из складывающейся ситуации, которые он выражает в двух тезисах «отрешенность от вещей» и «открытость для тайны».

«Отрешенность от вещей» Хайдеггер объясняет как особое отношение к миру вещей. Мы можем сказать “да” неизбежному использованию технических средств и одновременно сказать “нет”, поскольку мы запретим им затребовать нас и таким образом извращать, сбивать с толку, опустошать нашу сущность.

В то же время смысл техники скрыт от нас, но он постоянно нас затрагивает. Мы должны постоянно держать во внимании тот постоянно ускальзывающий смысл, который стоит за техникой. Это Хайдеггер и называет “открытостью для тайны”.

Таким образом Хайдеггер показывает, что нет смысла противопоставлять себя технике и, тем более, отказываться от нее. Но нельзя позволять технике проникать и искажать сущность человека.[4]


3 Анализ проблем информационно-технического мира

 

Техника развивалась в истории человечества не равномерно. На разных континентах техническая власть человека над природой формировалась по-разному и состояла, как правило, в умении человека делать простые устройства, упрощающие ему жизнь. Различия в технике у разных народов обусловлены множеством факторов: условия существования, доступность природных ресурсов, культура народа и т.п.[2]

Принято считать, что бурное развитие техника получила в Западной Европе с возникновением капиталистов, которые поставили главной целью получение прибыли. Именно в этот период формируется тесная взаимосвязь техники с наукой, с конца ХVI века и на протяжении четырех последующих столетий инженеры и технические специалисты постепенно привыкли к мысли, что технический прогресс невозможен без науки, без фундаментального роста способности понимать природу, без выхода за пределы простых навыков и умений, какими бы сложными они ни были. В результате наука стала двигателем техники и капиталистическая Европа не только преуспевала в овладении природой, но и училась преобразовывать ее. Теперь техника тесно связана с наукой, поэтому понимание природы техники невозможно без осмысления специфики науки. Когда мы пытаемся понять, в чем же состоит воздействие науки и техники на жизнь людей, мы должны одновременно идти по двум линиям. Первая связана с рассуждениями о том, является ли техника благом или злом для человечества? Вторая приводит к диалектическому анализу: наука и техника несет в себе и жизнь и смерть. Мы также должны признать историчность наших отношений к воздействию науки и техники на жизнь общества и человека[2]

Сейчас с уверенностью можно утверждать, что, в конечном счете, само существование человеческого рода будет зависеть от решений, связанных с научной технологией. Человечество было и продолжает быть охваченным процессом возникновения массового общества, процессом, который был бы невозможен без развития техники: это и тесно связанная с техническим прогрессом массовая безработица, сопровождаемая разрушением ремесел и распадением традиционных общественных связей, это и массовая культура, распространяемая средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. В последнем случае происходит утрата человеком своей индивидуальности.

Огромное воздействие на науку и технику оказали войны, происходившие в последние два столетия. Войны нас, по-видимому, ничему не учат, и почти с уверенностью, можно сказать, что человечество находиться в постоянном состоянии войны. Такая война стала новым, как техническим, так и политическим явлением, новым, ибо в такой войне сражение охватывает уже не только тех, кто участвует, в нем, следуя патриотическому долгу или воинской обязанности, но и безоружное гражданское население, которое, однако, рассматривается как фактор экономического и военного потенциала противоборствующих сторон. Война всегда приносила человечеству бедствие, а науке и технике давала новый импульс в развитии. Разве мировые войны, разразившиеся в ХХ веке, в которых применялись триумфальные достижения науки и техники, принесли человечеству что-либо иное, кроме несоизмеримой ни с чем беды? Техника не только служит войне, она часто даже вызывает, провоцирует войну. Война с техникой нарастает и ширится. Война родит и питает технику, техника питает войну. Техника организует природу для человека, но разве не грозит она поработить самого человека?[2]

Итак, техника является, в некоторой степени, толчком многих социальных явлений. Рассмотрим, например, массовую культуру. На первый взгляд, заметно ее проникновение в обыденное сознание повсюду, от деревень до столиц. Демократичность и доступность школьного обучения, всеобщая грамотность, колоссальные тиражи газет и журналов, потоком сходящих со скоростных печатных машин, дешевые и неплохо выполненные цветные репродукции произведений живописи и высококачественные записи музыкальных произведений – все это, несомненно, можно считать положительным результатом достижений информационно-технического мира. Но при более близком рассмотрении, мы обращаем внимание на обратную сторону, на негативные последствия внедрения в эту сферу новой информационной техники, такой, например, как телевидение и Интернет, способной настолько глубоко изменять массовое сознание, что можно говорить о переходе всеобщей грамотности в свою противоположность и личностную невосприимчивость к написанному слову – это также результат существования человека в современном информационно-техническом мире.[1]

Техническая деятельность должна быть детерминирована целым рядом фактов: этическими, психологическими, эстетическими и т.д. Особенно важен этический аспект, который должен определять как работу инженера, так и учебу студента – будущего инженера. Необходимо наполнить новым содержанием такое нравственное понятие, как «мера ответственности», с которым человек технического труда подходил бы ко всему окружающему. Какие ценностные аспекты должны выдвигаться на первый план, за которые несет ответственность инженер?

Здоровье людей должно определяться как важнейшая ценность. Процесс производства и потребления продукта технической деятельности должен быть безвреден для любого пользователя.

Техника должна быть совместима с окружающей средой. Это требует дополнительного проектирования видовой ландшафтной охраны.

Должно быть увеличено многообразие форм альтернативной техники.

Наука и техника дают возможность обеспечить на Земле изобилие благ, создать материальные условия для процветания общества, для развития личности. И они же эти творения ума и рук человека, обращают против него самого. Таково противоречие, с которым пришло человечество к порогу XXI века (подробнее об этом: Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. М., «Наука»). Очевидно, что данный антагонизм неустраним, пока технический прогресс и экономическое могущество за счет безудержной эксплуатации природы не уступит место такой ситуации, при которой техническая и технологическая деятельность будут подчинены целям развития культуры и расцвета человеческой личности. [1]

Итак, связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, не следуют ли за сиюминутными и конъюнктурными успехами непредвиденные и долговременные неудачи, не становится ли чудо науки чем-то подобным религиозным чудесам в сознании масс, а научная аргументация не превращается ли в религиозную риторику, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.[2]


4.ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕНЫХ И ИНЖЕНЕРОВ

 

Значительную долю гуманитарных проблем развития информационно-технического мира составляют проблемы, по существу этические или тесно связанные с таковыми. К области этики относят такие понятия как «благо» и «зло», «ответственность», «справедливость», «свобода». Этика техники подразумевает рассмотрение аспектов техники сквозь призму этих понятий.

 Основным фактором развития информационно-технического мира можно считать научную и инженерную деятельность, которая в современном обществе играет важную и возрастающую роль. Проблемы повышения эффективности научных исследований и разработок, их практического использования выдвигают сегодня инженерную деятельность как важнейшее условие развития экономики государств и планеты в целом. Огромное количество технических вузов готовит инженеров различного профиля для разных отраслей хозяйствования. Современное развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, её целей и задач, а также изменений её ориентаций и приоритетов в культуре и ценностях человечества. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение знаний, полученных в научной деятельности для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. Однако современный инженер, как и любой современный ученый, должен прислушиваться к голосу собственной совести, общественному мнению, потому что результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни человека, нарушить равновесие в живой природе. Особенно остро стает эта проблема именно сейчас, когда «искусственный мир» человека может сравниться своими масштабами с естественным миром природы. Когда результаты инженерной деятельности становятся глобальными, то проблема влияния этой деятельности на окружающую нас среду и мир в нас, внутри человека, перестает быть узко профессиональной и становится предметом всеобщего обсуждения. Информационные системы, радио, телевидение, компьютеры и Интернет также можно отнести к таким результатам инженерной деятельности.[2]

 Проблемы негативных социальных и других последствий техники, проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Ученый или инженер, обладая колоссальными знаниями, может сделать больше, чем он имеет на то право. В конечном итоге техника лишит человека его статуса. Поэтому, возникает вопрос о том, каким должен быть человек, прежде всего ученый и инженер, в информационно-техническом мире? Ответ на такой вопрос один: необходимо быть человеком моральным, ответственным! Ответственность – это ключ к решению этических проблем техники, который позволит разрешить кризис человека, и, возможно, ближе подойти к решению проблемы вполне реальной экологической катастрофы, которая может быть результатом технологической деятельности человечества.

 Необходимо предусмотреть такие общественные механизмы и изменить так структуру научной и инженерно-технической деятельности, чтобы позволить обществу контролировать последствия научно-технических проектов. К таким механизмам отчасти можно отнести «Кодексы инженерных сообществ», которые предусматривают нормы деятельности и самоконтроля инженеров и ученых. Контроль и влияние со стороны общества на инженерную и научную деятельность осуществляется по средствам государства, общественных организаций, средств массовой информации, которые, кстати, являются также результатом технического прогресса.

 Принятые во многих государствах мира инженерные кодексы базируются на общечеловеческих ценностях (честность, справедливость, счастье и свобода) и профессиональных качествах (солидарность с коллегами, аккуратность и тщательность в работе), а моральным идеалом выступает этика ответственности.

 Итак, проблема социальной ответственности ученых и инженеров может быть решена путем высокой моральности и ответственности этих людей перед собой и обществом. Кроме того, инженеры и ученые должны понимать важность своей работы, они должны быть проникнуты общечеловеческими ценностями и должны стремиться к гармонии между человеком, техникой и природой.[2]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, анализируя данный реферат по теме «Человек технический как проблема», можно сделать выводы.

Техника в современном ее понимании не является чем-то ограниченным, она напротив, охватывает все известные сферы бытия. Во всех сферах своего бытия человек будет окружен все более плотно силами техники. Эти силы ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой.  

Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д. Использование техники находится в постоянном развитии. С каждым днем техника все больше и больше заменяет человека, техника все время находится в какой- либо динамике. И это является главной проблемой.

Трагедия состоит в том, что человек стал настолько зависим от машин, которые он же создал, что он предпочитает более комфорт, нежели сближение в социальной среде, где он чувствует себя достаточно одиноким. Машины постепенно вытесняют индивида, ограничивая его свободу и достоинства. И в этом виден необратимый процесс цивилизации. Только духовный потенциал может вновь вернуть человека к свободе.

Для преодоления негативных тенденций информационно-технического мира необходимо всесторонне исследовать феномен техники и специфику информационных достижений, увеличить гуманитарную составляющую в узкотехническом образовании при подготовке инженеров. А самое главное – независимо от профессиональной деятельности быть человеком моральным и дорожить общечеловеческими ценностями.

Итак, проблема социальной ответственности ученых и инженеров может быть решена путем высокой моральности и ответственности этих людей перед собой и обществом.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Проблема гуманистической коррекции технической реальности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-t.ru/ri/sb/kt05.htm Дата обращения: 15.03.2011 Проблема гуманистической коррекции технической реальности.

2. Человек в информационно-техническом мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paukov.blogspot.com/2007/09/blog-post_625.html Дата обращения: 15.03.2011

3. Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=95C92A298BFE4DAF91CC02DFF276790F Дата обращения: 15.03.2011

4. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры/В.И. Григорьев. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. 158 с.

5. Реферат. Человек и техника. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-68112.html Дата обращения: 15.03.2011

6. Бердяев Н.А. Человек и машина / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. – 1998. – № 2. – С. 147–162.

7. Проблема взаимоотношения человека и машины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ref.port4me.net/37/3522/1/index.html Дата обращения: 16.03.2011

8. Человек и техника, вчера, сегодня, завтра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Naz Дата обращения: 16.03.2011

9. Антропология техники. Техника и этика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masters.donntu.ru/2009/fgtu/chemitov/library/tez1.htm Дата обращения: 16.03.2011

10. Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.tarefer.ru/91/100171/index.html Дата обращения: 16.03.2011