Азарт и игра – это два понятия, которые всегда идут вместе с момента их существования. Нельзя представить игру, которая бы не затягивала, не вызывала чувства азарта. Но как говорится всему должен быть предел.
Еще давным-давно люди играли в игры. Тогда мало кто задумывался о том, что когда то это станет цело наукой, а у некоторых и смыслом всей жизни. Но уже в те времена игры были столь популярны, что люди, занимавшие, в народе почетные должности в них играли.
Речь идет о тех играх, которые приносили людям прибыль, славу, уважение…Это так называемые азартные игры. Тогда играли на деньги, на рабов, на свободу, на жизнь…
Тысячи людей были проиграны, убиты…Но некто не задумывался о том, чтобы это остановить.
В этой статье речь пойдет о том как избежать эту «болезнь», как не попасть в этот «капкан», как преодолеть это влечение.
«Чувство азарта - это прекрасное ощущение, испытать которое может и должен каждый уважающий себя и интересующийся жизнью современный человек. Целая гамма переживаний, дополнительный адреналин в кровь и незабываемые ощущения...
Кстати, если заглянуть в «Историко-этимологический словарь современного русского языка», то можно прочитать про слово «Азарт» следующее: «запальчивость, горячность (часто безрассудная), страсть в осуществлении какого-либо намерения». В русском языке слово азарт упоминается с Петровского времени. Само слово - французское hasard - «случай», «случайность», «риск». Аналогичное слово есть в голландском и немецком языках. В русском языке, может быть, из голландского или немецкого, или прямо из французского, где оно, в свою очередь, заимствовано из испанского или португальского. В этих языках, как часто утверждают, - из арабского» [1].
«В последнее время отмечается расцвет игрового бизнеса: всевозможные лотереи, залы игровых автоматов, азартные интернет-игры, не говоря уже о казино. Играют все – подростки и пенсионеры, бизнесмены и домохозяйки. Игровые клубы открываются практически около каждого выхода из столичного метро, на каждой станции электричек в, почти в каждом городке. Кто-то выигрывает, обеспечивая себя на всю жизнь, кто-то проигрывает последние ботинки, а кто-то играет в меру, боясь в любой момент сорваться. Возникают вопросы: «Почему люди играют, причем все, от мала до велика, и играют азартно?», «Что такое азарт? Это форма психологической ловушки, мания, болезнь или предложенная нашим обществом возможность самореализации человека?». Ответы на поставленные вопросы получены в проведенном в апреле 2005 года исследовании азартного поведения.
По его результатам, более 70% опрошенных считают себя очень азартными или скорее азартными людьми и только 4,8% - совсем не азартными (рис.1). Причем под азартом понимается желание испытывать чувство победы, вовлеченности в игру, проявить себя, стать лидером, обыграть соперника. Некоторые под азартом понимают крайние формы - «желание поставить на кон все, даже свою жизнь».
В процессе исследования были составлены портреты игроков, «обеспечивающих кассу» устроителям азартных игр: профессиональные игроки, интеллектуальные игроки, спонтанные игроки, «завязавшие» и «статусные» игроки.
1) Профессиональные игроки — те, для кого игра стала основной «профессией». Проигрыш для них является «текущими расходами» и вложением в будущий выигрыш, а выигрыш — фактически основным и единственным средством к существованию. Их стратегия: играть достаточно долго и по «определённой методе», чтобы «сорвать банк» и выйти из игры с выигрышем. Стратегия основывается на точном, с их точки зрения, научном (математическом) расчёте и на глубоком знании психологии людей. Для них характерен строго рациональный подход. Их тактика: имея минимальные риски на проигрыш и, по?возможности, имея максимальные шансы на выигрыш, играть достаточно долго для того, чтобы в момент выигрыша оказаться «в нужном месте в нужное время». Можно описать их тактику как тактику волка-охотника, отслеживающего, не отбилась ли какая овца от стада. Их движущий мотив: получить выгоду, заработать на жизнь.
2) Интеллектуальные игроки — те, для кого игра не более чем дорогое, но всё же развлечение, тешащее самолюбие. Можно выделить два типа интеллектуальных игроков. К первому типу относятся реализовавшие себя в социальном плане бизнесмены, с развитой саморегуляцией, которые способны позволить себе эксклюзивное — а потому дорогое — развлечение «играть на риске в чистом его виде». Проигрыш для них является лишь эмоциональной встряской интеллекта («щекоткой нервов», которую в жизни и от работы они в таком остром и свежем состоянии уже не получают), а выигрыш — абстрактной целью, приносящей сугубо моральное удовлетворение, поскольку он сумел победить в заведомо проигрышных условиях: «Когда иногда хочется себя подогреть, когда ты действительно всерьез начинаешь включать в себе интуицию, то материальное подкрепление это активизирует». Их стратегия: положиться на случай и, выиграв, доказать себе, что ты не просто незаслуженный "везунчик" по жизни, а «заслужил» те блага, что имеешь. Такое отношение хорошо сочетается с протестантской этикой, подразумевающей, что успешность в мирских делах — это показатель избранности богом. Эта концепция доминирует в умах бизнесменов. Их тактика: игра «на равных», противопоставление слепому случаю (на стороне которого математическая вероятность избыточного риска) силы собственного профессионального интеллекта. Их мотив: получить удовлетворение от решения сверхзадачи (которая, в принципе, не под силу человеческому уму, но считается ими решённой в случае существенного выигрыша). Ко второму типу относятся образованные, но не добившиеся признания в социальном плане люди. Для них также игра выступает как возможность доказать себе, что «он может чего-то достичь в жизни», выигрыш выступает так же, как и в первой группе, прямым подтверждением высокого интеллектуального потенциала человека, но, временно, не способного доказать, что «для него есть тоже место под солнцем».
3) Спонтанные игроки — те, для кого игра стала образом жизни. Такие игроки не осознают своей зависимости от игры, хотя реально она их всецело захватывает и «ведёт» по жизни. Таких игроков психологи и психиатры ещё называют аддиктивными (от англ. addiction — «склонность к чему-л., пагубная привычка»). Проигрыш для них является явлением с «обратным знаком», то есть подстёгивает играть ещё больше, чтобы «добиться своего» — выиграть. Для таких игроков характерно фантазийное, нереалистичное, мифологизированное представление о сути игры. Они игнорируют суть игры, а видят только свою цель (выигрыш), в принятии решений доминирует эмоциональный фактор. А выигрыш для них — «американская мечта» мгновенного обогащения, чтобы «потом всю жизнь не работать». Можно предположить, что стремление к «халявному» обогащению захватывает их, они становятся некритичными, все ресурсы жизни направляются на достижение раз осознанной цели. Очень важно, что таких людей влечёт: (1) чужой пример (они убеждаются, что выигрыш возможен, возникает зависть, проистекающая из отсутствия собственных достижений, которым можно было бы объективно завидовать; в игре видят реальный — и часто последний и единственный — шанс); (2) личный мотив «реваншизма» у всего общества, у неудавшейся жизни. Задавая себе вопрос «тварь ли я дрожащая или права имею?» еще больше подстегивают себя играть дальше. Их стратегия: оказаться «умнее всех» и обыграть устроителей азартных игр. Особое внимание обращаем на этот факт: не «поймать удачу за хвост», не испытать свою «везучесть», а именно целенаправленно суметь «наказать». Их тактика: имея «тайное знание» (личное знание, замешанное на их субъективном представлении), основанное главным образом на их простом желании выиграть, а не на объективном анализе самой игры, играть «по системе» и обыграть устроителей азартных игр, «наказать» их на выигрыш. Их мотивы: в один прекрасный день въехать в эту жизнь на белом коне, отомстить всем обидчикам. Желание отыграться за все обиды и унижения. Такими людьми руководит уязвлённое самолюбие, отсутсвие близких друзей, семьи, любимой и доходной работы, несамореализованность. Как видно, все мотивы проистекают из деструктивных положений, из действия «назло», «вопреки», «в противовес». Такой игрок мыслит в ограниченных категориях и внутри предложенной системы: он с лёгкостью принимает условия азартных игр и не может начать мыслить шире их рамок.
4) «Завязавшие» игроки, «раньше играл, а после этого – завязал. Дал себе зарок не играть на большие деньги. Боюсь, если сорваться, то все… Тогда я буду проигрывать все, что у меня залежалось в кармане». Такие игроки хотят играть, игра их эмоционально заряжает, но они выработали допустимые границы – «проигрываю 500 рублей и ухожу». Они систематично играют, но им важен не результат (т.е. выигрыш), а только процесс игры. Мотивы: «постоянно испытывать адреналин в крови, без игры жизнь теряет краски», «игра – лекарство от повседневного стресса».
5) «Статусные» игроки – те, которые играют «за компанию», ради соответствия своей социальной группе, они делают те ставки, которые приняты в его социальной группе. Неожиданным оказалось, что большинство игроков (без деления на типы), указывали на то, что начали играть, потому что им хотелось как-то проявить себя, сделать так, чтобы их заметили, хотелось абсолютной, неоспариваемой никем, победы. Как сказали бы психологи, у них была нереализованная потребность в признании или самореализации. Азартная игра, особенно если она сопровождалась выигрышем, позволяла испытать новые эмоции, «ощущение, что летишь в облаках». Далее появлялась потребность снова испытать эти эмоции. Затем игра начинала выполнять «психотерапевтические функции». На сегодняшний день в обществе сложились благоприятные условия для развития игрового бизнеса, поскольку люди находят в игре возможность удовлетворения своих нереализованных потребностей – самореализации, признания и т.п. Однако как только другие сферы, связанные с досугом, начнут активно эксплуатировать тему самореализации и самовыражения и вести агрессивную политику продвижения, то игровому бизнесу, безусловно, придется менять свою тактику воздействия на целевые аудитории...»[2].
«Сначала остановимся на том, почему люди играют. Они играют с детства, играют самозабвенно. Ребенок играет азартно, и взрослый - точно так же. Игры бывают разные: азартные игры - игры в узком понимании, любовные игры – тоже игры, шопинг – это тоже игры. Почему играют, почему играют именно в азартные игры? Потому что люди видят в этом отдых и разрядку от нервного напряжения, они самоутверждаются в игре, находят самореализацию. В игре они могут, наконец-таки, стать лидером, почувствовать на себе взгляды, почувствовать, что они могут вести за собой. Это в то же время и способ переключения, т.е. уход от монотонной деятельности, от круговорота жизненных забот, когда человек попадает, можно сказать, в круговорот. Утром просыпается, идет на работу, вечером возвращается домой, и так происходит ежедневно. Игра дает возможность выйти из этого круговорота. Также люди играют, потому что - это возможность сохранить свое психическое здоровье, т.е. возможность сохранить свое «я», т.е. спасти себя в том смысле, что они могут реализовать в игре те свои мысли, желания, которые не могут реализовать в повседневной деятельности.
Игра - это свобода плюс удовольствие. Игра не будет игрой, если она будет по принуждению, поэтому это своеобразная свобода выбора: играть и получать от этого удовольствие. И игра- это необходимая составляющая жизни человека...»[3]. Всем известно изречение: «Что наша жизнь – игра!» Да, это так, многие писатели и поэты сравнивали нашу жизнь с игрой, где каждый играющий имеет свою роль. Способности играть и давать волю своему воображению, ни мало не заботясь о сиюминутном результате, проявляющиеся в детских забавах и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Биологи и этиологи доказали, что игра тесно связана со стремлением индивидуума познать неизвестное и удовлетворить свое любопытство, она побуждает человека и всех высших животных осваивать окружающий мир.
Зависимость — навязчивая потребность, ощущаемая человеком и подвигающая его к определенной деятельности.
«Азартные игры (гэмблинг) могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. Только эта зависимость не связана с приемом веществ, изменяющих психическое состояние. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. Это пример невротического конфликта, нуждающегося в индивидуальной психотерапевтической коррекции. Более глобальная проблема – игровая зависимость, связанная с игорными домами, казино, игровыми автоматами. В таких случаях развивается зависимое поведение от азартных игр, которое по биохимическим процессам подобно алкогольной зависимости. В коре головного мозга формируется доминанта или очаг застойного возбуждения.
Признаки появления зависимости от азартных игр.
Во-первых, человек все больше времени посвящает азартным играм, он постоянно думает, размышляет о них. Он все чаще стремиться играть и при этом становиться все более рискованным. Хотя обычно люди пытаются скрыть подобное увлечение от близких. Однако, родственники, друзья вскоре замечают изменение круга интересов, привычек, поведения игрока. Сами люди могут отмечать «потерю контроля»: они не в состоянии прекратить игру, как после крупного выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
Постепенно игрок, попавший в зависимость, отстраняется от близких людей, резко меняется его настроение, он периодически впадает в своеобразный транс – состояние отрешенности от всего окружающего. Очень часто такие люди испытывают состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, возникающие обычно после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желание снова играть. Такие состояния могут сопровождаться головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания. Несмотря на такие изменения, люди, попавшие в зависимость, могут по-прежнему стремиться быть хорошими родителями, супругами.
Такой диагноз можно поставить, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти следующих:
1) частое участие в игре и добывание денег для игры;
2) частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чем намеревался ранее;
3) потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;
4) беспокойство или раздражительность, если игра срывается;
5) повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю («охота за выигрышем»);
6) неоднократные неуспешные попытки уменьшить или прекратить участие в азартных играх;
7) учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;
8) принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;
9) продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или, несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые, как это хорошо известно, субъекту, будут возникать из-за игры.
Разнообразные, привлекающие внимание своим красивым видом, мелькающими огоньками игровые автоматы, буквально, «завораживают», притягивают многих людей. Возможность выиграть значительную сумму денег в течение короткого времени, не прилагая особых усилий, полагаясь только на удачу – нередко становится одной из ведущих причин увлечения азартными играми. В процессе игры обычно возникает расслабление, снятие эмоционального напряжение, отвлечение от неприятных проблем, игра рассматривается как приятное провождение времени – все это тоже может способствовать развитию зависимости.
В каком-то смысле такого рода зависимостью могут страдать все люди. Стрессы, нарушения ритма жизни, личностные и социальные установки могут стать предпосылками к развитию игровой зависимости. На развитие игровой зависимости может влиять даже изменения политического строя, материального благосостояния. Игровая зависимость характерна для инфантильного общества: игра, счастливый случай, надежда на удачу - освобождает от ответственности, от необходимости принятия решения.
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества и желание его избегать. Часто встречается социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (может быть со многими людьми, но очень поверхностное), неумением высказаться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать свое время, неспособностью добиваться поставленных целей. Для них характерно отсутствие постоянной работы. Они часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие — нередко пребывают в состоянии депрессии.
У патологического игрока отмечается более высокий уровень интеллекта (IQ в среднем 120) по сравнению с популяционной нормой; патологические игроки оказываются, как правило, «трудоголиками», отличающимися высокими профессиональными достижениями; себя они часто описывают в крайних категориях — либо как очень хороших, либо как очень плохих. Но почти все отмечают присущий им высокий уровень внутренней энергии, которую «порой просто некуда девать»; для личности патологических игроков характерным является избежание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов.
Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи. Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах; характерные особенности имеются у игроков и при неформальном общении — они часто скучают среди людей. Между тем, они склонны продолжать свою деловую активность и после работы с помощью телефонных переговоров; игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца; азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают — то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек.
Работа с такими людьми проходит в несколько этапов: сначала проводится индивидуальная встреча, на которой выявляется и диагностируется проблема, затем курс групповой психотерапии и так же индивидуальные процедуры аппаратного воздействия. На первом этапе устанавливается диагноз патологической склонности к азартным играм, определяемый стадиями игровой зависимости, и выясняются индивидуальные особенности фаз игрового цикла. В этот же период уточняются особенности личности пациента и создаются основы для дальнейшего психотерапевтического сотрудничества. Второй этап: когнитивно-бихевиоральная психотерапия с использованием групповых и трансовых методик. В процессе лечения используются новейшие медицинские технологии в области нелинейной динамики, основанной на возможности управления диссипативными состояниями человека.
Игровая зависимость поддается кодировке. Это своеобразный шанс, вызвать биологическое торможение очага возбуждения на участке коры головного мозга, который активизирует зависимость. Процедура осуществляется с помощью уникальной современной аппаратной методики. Можно провести аналогию между игровой зависимостью и сбоем в компьютерной программе, когда необходимо внести определенные изменения в часть системы ПК. При игровой зависимости так же происходит работа с частью личности, кодируется не человек, а зависимость.
Можно добавить и то, что у каждого человека присутствует ядро аддитивных процессов, которое проявляется в таких мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе. Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно работает на своём садовом участке, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Проблема не в наличии или отсутствии игровых заведений. Они есть закономерное отражение сегодняшнего дня, современного человека и всего человечества, которое хочет азартно играть. Казино, игровые автоматы - культурное пространства, со своими особенностями, конечно, но в принципе, у каждого свой выбор: кто в лес, кто по дрова
Болезнь начинается тогда, когда не я управляю игрой, а игра мной. По сути дела, речь идет не об игре как таковой, а о зависимости возникающей у определенных индивидов. Такой «пострадавший» нуждается не во внушениях и назиданиях, а в лечении, в помощи врача-психотерапевта.В детском возрасте предрасполагающими факторами к развитию игровой зависимости могут стать неправильное семейное воспитание (недостаточная опека, чрезмерная требовательность, сочетаемая с жестокостью, установки на престижность). А также переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, чувство зависти к более богатым людям, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег и др. Социальные, моральные установки способствуют тому, что у женщин игровая зависимость протекает злокачественно, они чаще вынужденно скрывают свое пристрастие, но эмоциональный шквал их, буквально, разрушает. Мужчины не смотря на развивающуюся зависимость, могут длительное время вести привычный образ жизни, ничем не выдавая своих привязанностей.
Игроманами не рождаются, игроманами становятся. Появляется в семье человек, который пропадает вечерами, спускает несметное количество денег, слоняется по квартире, как в воду опущенный, что-то отчаянно себе соображает, а всем известно только одно: ходит он в казино или в метро к игральным автоматам. Попытки как-то его вразумить, наставить, что называется, на путь истинный, эффекта не дают. «Да, да», - говорит он, а потом глядь, и вечером его нету, и «снова за старое», и долгов, как после капитального ремонта. Начинаются скандалы, слезы, взаимные обвинения, обиды, но все без толку.Однако сетовать на этих «профессиональных игроков» - и бесперспективно, и бессмысленно. Важно понять одну парадоксальную на первый взгляд вещь: несмотря на всю внешнюю «сохранность» рассматриваемого персонажа, несмотря на всю его вменяемость, сознательность и т.п, он болен. У него, можно сказать, «психическая инфекция»»[4].
Мотивацией в выборе темы послужило то, что в настоящие время все больше и больше людей ищет легкую наживу, а самое обидное то, что среди этих людей все чаще и чаще стали попадаться друзья и знакомые.
За фундамент статьи были взяты материалы Молчановой Г.В., канд.психол.наук, доцент, руководитель департамента исследований и аналитики «ИМА-Консалтинг».
Темы такого рода должны анализироваться еще в младших школах, так как непосредственно в этом возрасте и начинает зарождаться игромания. Хочется верить, что хотя бы ничтожная часть прочитавших эту статью людей задумается и переосмыслит свои взгляды на жизнь!
1. Психология игры.
Источник: Krap.ru. Режим доступа к статье: http://www.krap.ru/section37/section50/
2. Молчанова Г.В.
Анатомия азарта.
Источник: Advertology. Режим доступа к статье: http://www.advertology.ru/article14366.htm
3. Молчанова Г.В.
Положительная энергия азарта.
Источник: Сайт www.bestcasino.ru. Режим доступа к статье: http://www.bestcasino.ru/plus/
4. Московская общеобразовательная школа №1, 2008—2011
Игровая зависимость.
Источник: Сайт www.mousosh1.ru. Режим доступа к статье: http://www.mousosh1.ru/pupil/zdorove-shkolnika/igrovaja-zavisimost/