УДК 622(075.8)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗГРУЗОЧНОГО УСТРОЙСТВА СКИПОВОГО ПОДЪЕМА

Богданов А.Н., студент; Никулин Э.К., к.т.н., с.н.с.
(Донецкий национальный технический университет г. Донецк, Украина)


Источник: Інформатика та комп'ютерні технології - 2007 / Матеріали III науково-технічної конференції молодих учених та студентів. - Донецьк, ДонНТУ - 2007, с. 77-78.


Комплекс скипового подъема состоит из технологических узлов: разгрузки вагонеток или конвейерной линии в приемный бункер скипового подъема в околоствольном дворе; загрузки скипов; подъема; разгрузки скипов в прием-ный бункер поверхности; выгрузки угля из приемной емкости в транспортную систему технологического комплекса поверхности шахты. Конструктивное со-вершенство и надежность работы загрузочных и разгрузочных устройств явля-ется одним из основных условий надежной работы всей системы автоматиза-ции комплекса подъема. Поэтому реконструкции и модернизации этих уст-ройств уделяется первостепенное внимание при автоматизации подъемной ус-тановки.

Анализ литературных источников и опыт эксплуатации [1, 2] показал, что в настоящее время на шахтах автоматизирован процесс подъема скипов с при-менением аппаратуры АГП-61 (АГП-2), обеспечивающей совместно с аппара-турой АЗК-1 выполнение заданной тахограммы, а также процесс загрузки ски-пов автоматизирован при помощи аппарата КДС, основанный на весовой дози-ровке угля в подъемный сосуд. Процесс разгрузки вагонеток в околоствольном дворе осуществляется в дистанционном режиме управления при помощи уни-фицированных опрокидывателей (для вагонеток с глухим кузовом) и разгру-зочных кривых (для вагонеток с открывающимся днищем), которые не требу-ют специального дополнительного оборудования и средств автоматизации. Процессы разгрузки скипов в приемные бункера поверхности шахты, осущест-вляющиеся при помощи копровых разгрузочных кривых, также не требуют до-полнительных специальных средств автоматизации, так как при этом исполь-зуются механические блокировки, срабатывающие при подходе скипа к опре-деленной точке на разгрузочной кривой. Выгрузка угля из приемных бункеров в поточно-транспортную сеть поверхности в настоящее время не автоматизиро-вана, а осуществляется в дистанционном режиме оператором поверхностного комплекса.

Приведенное выше показывает, что для повышения уровня автоматизации с целью повышения эффективности работы скипового подъема в целом необ-ходимо автоматизировать в основном два динамических процесса: подъем (опускание) сосудов и их загрузку в околоствольном дворе, а также процесс вы-грузки приемных бункеров на поверхности шахты, который и рассматривается ниже в данной работе.

Для решения указанной задачи необходимо составить структурную схему разгрузочного устройства и определить передаточные функции отдельных эле-ментов и системы автоматического управления в целом с целью повышения эффективности работы скипового подъема. При исследовании динамических процессов, протекающих в элементах и системе использовать основные поло-жения теории автоматического регулирования и общепринятые способы преоб-разования структурных схем.

Разгрузочное устройство, схема которого приведена на рисунке 1, включает в свой состав технологические элементы: приемный бункер 1; шнековый пи-татель 2, который приводится в движение двигателем постоянного тока 3 с час-тотно-регулирующей схемой управления, состоящей из задатчика 4, операци-онного усилителя 5, тиристорного преобразователя 6, генератора 7 и тахогене-ратора 8; короткий разгрузочный конвейер 9. При этом количество угля Q, по-ступающего в транспортную систему технологического комплекса поверхности шахты, пропорционально числу оборотов шнекового питателя.


Рисунок 1 – Технологическая схема разгрузочного устройства

Структурная схема системы стабилизации подачи угля приведена на рисунке 2.


Рисунок 2 – Структурная схема системы стабилизации подачи угля в поточно-транспортную сеть поверхности

На структурной схеме управления частотой вращения двигателя (см. рис. 2) двигатель М представлен в виде двух звеньев Wg и W'g выходные величины которых суммируются.

Передаточная функция двигателя по управляющему воздействию (ЭДС ге-нератора ег)

                                 (1)

где ТМ – электромеханическая постоянная времени электродвигателя;

ТЯ – электромагнитная постоянная якоря электродвигателя.

По возмущающему воздействию (моменту нагрузки Мс)

             (2)

Передаточная функция генератора

                                                 (3)

Тиристорный преобразователь может рассматриваться как практически безинерционное звено

                                                           (4)

Операционный усилитель выполняет простейший алгоритм – пропорцио-нальное усиление сигнала

                                                                 (5)

Тахогенератор BR является безинерционным звеном [2]:

                                                               (6)

Передаточная функция замкнутой системы по задающему воздействию

                          (7)

где Wр.к(р) – передаточная функция разомкнутого контура

                               (8)

По возмущающему воздействию

                                      (9)

После подстановки в выражения (7), (8)и (9) передаточных функций отдельных элементов получим:

                                             (10)

                                             (11)

                                             (12)

где (13) коэффициент передачи разомкнутого контура

                                                                    (13)

Передаточные функции (10), (11) и (12) согласно [2], можно записать в виде отношения двух полиномов. Согласно принципу суперпозиции уравнение динамики в операционной форме имеет вид

                                                        (14)

или в развернутом виде

                           (15)

Характеристическое уравнение системы

                                                         (16)

Подставляя в уравнение динамики (15) значение р = 0, получим уравнение статики

                                                       (17)

С учетом разгрузочного конвейера находим

                                     

где τ – чистое транспортное запаздывание, которым в случае короткого конвей-ера (когда τ<<ТЯ(ТМ)) можно пренебречь.

Тогда уравнение статики в окончательном виде запишем

                                                     (18)

Вывод. Полученные зависимости позволяют синтезировать систему авто-матической загрузки скипа, позволяющую повысить уровень автоматизации рассматриваемого технологического звена скипового подъема и, тем самым, эффективность и безаварийность работы главного подъема шахты в целом.

Перечень ссылок

1. Мелькумов Л.Г. Автоматизация технологических процессов угольных шахт / Л.Г. Мелькумов, Н.Я Лазукин, Б.Х. Богопольский, Р.Л. Розенберг. – М.: Недра, 1973. – 350 с.

2. Лукас В.А. Теория автоматического управления: [учебн. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.]. – М.: Недра, 1990. – 416 с.