КОНЦЕПЦИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ОБЩЕСТВА» В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА 

ОТ ИНДУСТРИАЛИЗМА К ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМУ

Дашин Д.О.

Донецкий национальний технический университет


Источник: Інформаційні управляючі системи та комп'ютерний моніторинг - 2011 / Матеріали XI Всеукраїнської науково-технічної конференції студентів, аспірантів та молодих вчених. II том. - Донецьк, ДонНТУ - 2011, с. 189 - 193.



Аннотация: 
Дашин Д.О. Информационное и электронное общество в контексте превращения индустриального в пост индустриальное общество. Рассмотрена суть понятий «постиндустриальное общество» и «информационное общество». Исследованы причины и предпосылки появления информационного общества. Определены основные противоречия и проблемы, с которыми сталкивается такое общество. Рассмотрены перспективы развития информационного общества на будущее. 


Постановка проблемы. В начале третьего тысячелетия определение общества как информационного уже не поддается никаким сомнениям. Развитие социума дошло до того момента, когда богатством страны считается не только нефть и газ, но и информация. Она была, подобно веществу и энергии, предметом изготовления и распространения и, наконец, приобрела характер товара. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Информационные структуры в конце ХХ века охватили все сферы деятельности. Компьютерная революция, повлекшая мощный толчок для развития информационной индустрии, привела к тому, что человечество вступило в информационный век [1]. 
Возникает вопрос о соотношении понятий, описывающих общество как «постиндустриальное», «технотронное», «информационное», «электронное», «сетевое», или «общество, основанное на знаниях». Представляется, что с научной точки зрения самым обобщающим следует считать понятие постиндустриального общества, описывающего важную фазу развития человеческой цивилизации, где можно выделить три крупных этапа: доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество. Остальные понятия и соответствующие концепции имеют право на существование и представляют собой конкретизацию возможных тенденций развития и трансформации социально-экономических систем на постиндустриальном этапе нашей цивилизации. 

Анализ исследований и публикаций по теме. На сегодняшний момент ведутся активные исследования, связанные с изучением электронного общества, его противоречий и проблем, перспектив развития. Этим вопросом занимаются как отечественные, так и зарубежные учёные. Среди публикаций таких учёных хотелось бы выделить: работу «Электронно-цифровое общество» Дона Тапскотта, «Теории информационного общества» Ф.Уэбстера, «Совершенство техники. Машина и собственность» Г.Ф.Юнгера, «Новое индустриальное общество» Дж. Гелбрейта. 

Постановка задачи исследования. Целью данной статьи является изучение терминов «постиндустриальное общество», «информационное общество», анализ причин появления концепта «электронное общество», его плюсы и минусы, рассмотрение перспектив развития на будущее. 

Основные положения. Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д.Беллом. По его мнению, постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени зависит от достижений теоретического знания. Постиндустриальное общество, считает Д.Белл, предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов. 


Таблица 1 - Периодизация социального прогресса с точки зрения постиндустриализма

Тип общества Основной ресурс Тип деятельности Базовые технологии
Доиндустриальное сырьё добыча трудоемкие
Индустриальное энергия изготовление капиталоемкие
Постиндустриальное информация и знания последовательная обработка наукоемкие


Основной вектор развития мировой цивилизации лежит именно в информационной сфере и является результатом компьютерной революции, которая происходит с конца XX века и окончательно трансформируется в XXI веке в новый тип общества - электронное общество.
Электронное общество — одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Считается, что электронное общество – это общество, в котором: 

– информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП; ИКТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынке; 

– имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов (в конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости компьютерной инфраструктуры и индустрии); 

– основной формой собственности становится интеллектуальная собственность, важное значение приобретает человеческий капитал; 

– информация становится предметом массового потребления (появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и др.), постепенно вырабатываются правовые основы функционирования информационного общества; 

– формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники), создаются единые национальные информационные системы (в США — в 1980-е гг., в Западной Европе — в 1990-е). В информационном обществе деловая активность перетекает в компьютерно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и саморегулирования. Электронное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую информационную экономику и развитые системы электронной коммерции, единое мировое электронное пространство, глобальную компьютерную инфраструктуру, формирующуюся мировую нормативно-правовую систему [2]. 
Дон Тапскотт в своей книге «Электронно-цифровое общество» выделяет двенадцать узловых признаков нового общества, среди которых ключевое положение занимают ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений изготовитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других. 
Вся логика изложения строится на оригинальной авторской схеме, включающей пять элементов: эффективная личность (имеется в виду человек, вооруженный мультимедийным компьютером); высокопроизводительный коллектив (рабочая группа, взаимодействующая на основе компьютерных технологий); интегрированное предприятие (корпорация, обладающая целостной внутренней информационной структурой); расширенное предприятие (межкорпоративные компьютерные сети, связывающие несколько разных организаций); деловая активность в межсетевой среде (глобальное цифровое сообщество – Сеть). 
Тапскотт приводит 10 главных моментов, в совокупности превращающих информационную магистраль в основу новой экономики. Среди этих изменений – переход от аналоговой техники к цифровой, от полупроводников к микропроцессорам, от централизованных вычислений к архитектуре клиент-сервер, от раздельного существования данных, текста, изображения и звука к мультимедиа, от специализированных систем к открытым системам и другие [3]. 
При этом следует отметить, что звучат и весьма осторожные оценки применимости термина «электронное общество» для научного анализа социально-экономических процессов и тенденций развития современной цивилизации. Например, Фрэнк Уэбстер свою работу «Теории информационного общества» заканчивает главой «Существует ли информационное общество?», где обозначается, что само базовое понятие информационного общества было до какого-то момента полезным, т.к. позволило внести организацию в поле явлений, которые подлежали исследованию. В частности, концепция информационного общества помогла исследователям сосредоточиться на различных явлениях и рассматривать их в совокупности — сдвиги в структуре занятости, появление новых средств распространения информации, изменения в сфере образования и т.п. Однако, по мнению Ф. Уэбстера, понятие «информационное общество», сыграв на определенном этапе положительную роль, вводит в заблуждение особенно тем, что намекает на существование нового типа общества, где социальные изменения всецело определяются как последствия этапов информационной революции. 
Все рассматриваемые теории автор разделил на две большие группы. В первую группу попали концепции, утверждавшие переход общества в новую, информационную (постиндустриальную) эпоху, т. е. теории собственно информационного общества. Термин «электронное общество» употребляется как синоним к «информационному обществу». Сюда отнесены концепции постиндустриализма (Дэниел Белл), гибкой специализации (Майкл Пайор, Чарльз Сейбл), информационного способа развития (Мануэль Кастельс) и постмодернизма (Жан Бодрийяр, Марк Постер, Жан-Франсуа Лиотар, Джанни Ваттимо). Во вторую группу были отнесены неомарксизм (Герберт Шиллер), регуляционная теория (Мишель Альетта, Ален Липиц) и теория гибкой аккумуляции (Дэвид Харви), теория рефлексивной модернизации (Энтони Гидденс) и концепция публичной сферы (Юрген Хабермас). Теории из второй группы говорят о преемственности современного общественного устройства. 
Понятно, что современное материальное производство получило развитие в принципиально новых условиях, среди которых наметились следующие тенденции. Во-первых, нарастающее истощение природных ресурсов, и особенно невозобновляемых. Во-вторых, экологическая катастрофа, которая надвигается. В-третьих, демографический дисбаланс. В-четвертых, растущая неравномерность и разрыв в экономическом, индустриальном, информационном развитии различных стран мира. Наконец, в-пятых, ускоренное развитие высоких научных технологий и информационных процессов происходит лишь в нескольких развитых странах мира.
Подобные кардинальные изменения позволяют говорить о становлении в мире новой экономики - информационной. Четкого определения последней еще не выработано, но большинство исследователей сходятся в том, что ядром и движущей силой новой экономики является именно компьютерные технологии [4]. 
В современных условиях (с учетом возможностей и масштаба информационно-психологического воздействия средств массовой информации и массовой коммуникации на общество) особое значение приобретает обеспечение социально-психологической безопасности граждан как одной из важнейших социальных функций государственной информационной политики. Осуществление этой функции предполагает в качестве необходимой меры государственное регулирование информационной сферы общества, что подразумевает, наряду с необходимостью преодоления негативного информационного воздействия, использование ресурсов современных СМИ в воспитательных целях для оздоровления общества, сохранения культурных ценностей, укрепления духовно-нравственных, общественных идеалов. Успешно выполнить эти задачи возможно только при условии качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, формирующих и реализующих государственную информационную политику [5]. 
Объем научной информации каждые пять лет увеличивается вдвое. В результате, имеем ситуацию, когда почти 95% всей научной информации остается невостребованной. Кроме того, существует ряд так называемых информационных барьеров (языковых, географических, политических, исторических, возрастных, культурных, социально-психологических, профессиональных, организационных и тому подобное). Возникает ситуация, когда в условиях информационного взрыва ученый ощущает «информационный голод». 
Все вышеназванное является признаками информационного кризиса, преодоление которого есть комплексная задача современной научно-технической революции. Она включает в себя и развитие способностей человека воспринимать и переделывать информацию, и создание соответствующих технических средств использования информации, и последующее усовершенствование социальных отношений. Одна из главных критик современного электронно-коммуникационного развития сосредоточивается на монополии на определенные знания. Возникает угроза, что прослойка людей (в глобальном аспекте - государства или группы государств), овладев общественно-значимыми информационными ресурсами, отдаляется от других людей, используя данную информацию для манипуляции и легитимации собственного курса, игнорируя интересы и потребности других людей. В условиях, когда информация и знание становляться непосредственной производственной силой, возникает монопольный ресурс, который характеризуется абсолютно новыми качествами, с которыми никогда раньше не сталкивалось общественное сознание и производство. 
В то же время доступ к информации как специфическому ресурсу ограничен, так как знания отличны от большинства индустриальных благ своей редкостью, а затраты, которые требуются для их создания, не пропорциональны получаемым результатам. Поэтому ценность знания определяется законами цен монопольных благ, и его творцы - отдельные личности или целые объединения - оказываются в исключительном положении относительно других. В этом контексте особого внимания заслуживает тот факт, что отдельные индивиды, социальные группы и целые нации, которые пользуются сегодня всеми преимуществами технологического процесса, распоряжаются богатством, которое они не присвоили в ходе эксплуатации подавленных классов, а скорее создали сами своей творческой деятельностью, не отняли силой, а приобрели в результате рыночного обмена. Это становится, в сущности, глобальной, а для стран - общенациональной проблемой, о которой в последнее время все чаще говорят в мире. Речь идет о так называемой «цифровой бездне» (Digital Gap, Digital Divide), которая разделяет общество на две части: тех, кто имеет возможность (а временами - просто вынужден) пользоваться высокими технологиями (IT, Internet, телекоммуникациями и др.), и тех, кому они по разным причинам недоступны (в том числе из-за их неприятия). Проблема заключается в том, что скорость такого расслоения общества растет уже чуть ли не экспоненциально [6]. 

Выводы. Чертами, которые отличают электронное общество, являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества, увеличение доли компьютерных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает, во-первых, эффективное информационное взаимодействие людей, во-вторых, их доступ к мировым информационным ресурсам и, в-третьих, удовлетворение их потребностей относительно информационных продуктов и услуг.
Стратегия электронно-информационного развития должна существовать не для самого факта существования, а для обеспечения эффективных изменений в стране. Развитие электронного общества возможно только на основе комплексного подхода, который включает стратегическое видение информатизации общества, четкие приоритеты этой информатизации, координируется с имеющимися социально-экономическими, политическими и культурными условиями государства и международной практикой и связывается с развитием экономики и страны в целом. Разработка такого подхода возможна только при равноправном участии трех секторов (государства, частного бизнеса и гражданского общества), а также - при наличии реалистичных целей и политической воли. Как правило, это видение излагается в основополагающих документах, которые называются национальными стратегиями информационного развития, или же национальные стратегии развития электронного общества. 


Литература 

1. Малицька І.Д. Розвиток інформаційних педагогічних мереж в освітніх системах зарубіжних країн / Малицька І.Д. // Рідна школа – 2004. - № 9. – С.73-76. 
2. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие / Чугунов 
А.В. - СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 98 с. 
3. Степанов В.К. Век сетевого интеллекта: о книге Дона Тапскотта 
«Электронно-цифровое общество» / Степанов В.К. // Информационное общество. - 2001. - Вып.2. - С.67-70. 
4. Мовсесян А.Г. Некоторые особенности экономики США на рубеже веков / Мовсесян 
А.Г. // США. Канада: Экономика, политика, культура. - 2001. - № 4. - С. 64-75. 
5. Волченков И.Д. Разработка и реализация информационной политики органами государственной власти в Российской Федерации. Автореферат дис. … канд. политич. наук. – М.: Государственный университет управления, 2008. -24 с. 
6. Поздняков В. «Цифровая пропасть» / Поздняков 
В. // Компьютерное обозрение. – № 34. – 5 сентября 2001 г. – С. 46.