МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (АД) ПРИ НЕСИНУСОИДАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ ПИТАНИЯ

Мирсаитов К.М., Олейников А.М.
Севастопольский национальный технический университет


Источник: XIV международная научно-техническая конференция. Проблемы автоматизированного электропривода. Теория и практика; http://paep2007.abacus.ua/default.aspx?id=paep_show_doc&doc=11050


Введение. Современные системы векторного управления позволяют просто и эффективно управлять такими сложными объектами, как асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором [1]. Для реализации векторного управления необходимо знать информацию о состоянии электродвигателя, что раньше достигалось установкой датчиков внутри двигателя. Математическое моделирование электромагнитных процессов электродвигателя [2] позволяет отказаться от использования физических датчиков. В системах векторного управления напряжение на зажимы двигателя подается от преобразователя частоты и содержит высшие гармоники, которые могут нести полезную информацию о состоянии двигателя. Использовать классическую модель Горева-Парка можно только при идеальном синусоидальном напряжении статора, которое во вращающейся системе dq-координат становится константой. Выделяя из несинусоидального напряжения гармонические составляющие, можно применять уравнения Горева-Парка отдельно для каждой составляющей. В [3] рассмотрены принципы вычисления результирующего момента.

Постановка задач исследования. Искусственное введение высших гармоник в напряжение питания, в частности, седьмой гармоники, позволит проводить диагностику двигателя в рабочем режиме, подвергая токи и напряжения статора спектральному анализу. Требуется показать влияние высшей (седьмой) гармоники на работу АД.

Материалы исследования. Для записи уравнения момента рассмотрены схемы двух машин: с двумя статорами и двумя роторами, соединенными муфтами (рис. 1), и с двумя статорами и общим ротором (рис. 2).

Рисунок 1

В первом случае (рисунок 1) все гармоники создают моменты, вращающие роторы первой и второй машин

М = М11 + М22. (1)

В схеме с общим ротором (рисунок 2) существует связь между гармониками, и уравнение момента приобретает вид

М = М11 + М12 + М21 + М22. (2)

Для исследования установившегося режима работы асинхронного двигателя можно использовать модель по рис. 1, для динамического режима – модель по рис. 2.

В результате проделанной работы была создана расширенная система уравнений Горева-Парка (3), в основу которой положена модель, представленная на рис. 1:

Рисунок 1(3)

где a = LR /( Lm2 - LS LR); b = LS /( Lm2 - LS LR); c = Lm /( Lm2 - LS LR); ? – угловая скорость вращения ротора; J – момент инерции электропривода, приведенный к валу двигателя; LS – индуктивность фазы статора; LR – индуктивность фазы ротора; Lm – взаимная индуктивность обмоток статора и ротора; MC – статический момент нагрузки; р – число пар полюсов двигателя; rS(rR) – активное сопротивление фазы статора (ротора); uSd, uSq – проекции напряжения статора на оси d, q для соответствующей гармоники j; ?Sd, ?Sq, ?Rd, ?Rq – проекции потокосцеплений статора и ротора на оси d, q для соответствующей гармоники j; ?0 – синхронная скорость; K – общее число рассматриваемых гармоник. Результаты расчета показаны на рис. 3. Уравнения (3) положены в основу построения системы векторного управления асинхронным двигателем, которая промоделирована в пакете Matlab. На рис. 3 представлен результат расчета прямого пуска асинхронного двигателя, в цепи напряжения питания которого присутствуют первая и седьмая гармоники.

Рисунок 1

Выводы. Наличие седьмой гармоники в напряжении питания не оказывает существенного влияния на работу двигателя. Искусственное создание седьмой гармоники может быть использовано в дальнейших исследованиях. Так как модель на рис. 1 допустимо использовать при установившихся режимах, идет разработка расширенной системы уравнений Горева-Парка по образцу модели на рис. 2.

Литература

  1. Рудаков В.В. Асинхронные электроприводы с векторным управлением / В.В. Рудаков, И.М. Столяров, В.А. Дартау. – Л.: Энергоатомиздат, 1987. – 136 с.
  2. Мирсаитов К.М. Математическое моделирование асинхронного двигателя для применения в бездатчиковой системе векторного управления электроприводом: Статья / К.М. Мирсаитов, А.М. Олейников // Механика, энергетика, экология: Сб. научн. трудов Севастопольского национального технического университета – Севастополь, 2006. – Вып. 75. – С. 208-212.
  3. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин: Учеб. для вузов / И.П. Копылов. – М.: Высшая школа, 1987. – 248 с.
  4. Ницай В.Е. Расчет динамических режимов судовых автоматизированных электроприводов / В.Е. Ницай. – Л.: Судостроение, 1970. – 192 с.
  5. ОСТ 5.6181-81 Судовые электроэнергетические системы, методы расчета переходных процессов. – М.: Госстандарт, 1981. – 596 с.