Анализ
основных неисправностей элементов шахтных вентиляторов как источников
дополнительных вибраций.
Автор:
Капустин К. Н.
Источник: http://www.baltech.ru/catalog.php?catalog=140
Неисправность
– это такое состояние шахтной вентиляторной установки
главного проветривания, при котором хотя бы один из ее основных или
дополнительных параметров не соответствует требованиям, обусловленным
рабочими
чертежами и нормативно-технической документацией. Неисправное состояние
неизбежно постепенно или мгновенно приводит вентиляторную установку в
неработоспособное состояние (отказу) сразу или к потере
работоспособности
постепенно. Поэтому при эксплуатации целесообразно различать
неисправности по
их значимости и влиянию на работоспособность шахтной вентиляторной
установки
главного проветривания.
Основные
неисправности рабочих колес центробежных вентиляторов: неплотная
посадка рабочего колеса вследствие плохой затяжки болтов крепления
рабочего
колеса к ступице; неуравновешенность рабочего колеса из-за
неравномерности
износа лопаток, налипания пыли или попадания влаги в пустотелые лопатки
и
образования льда, появления усталостных трещин. Основные неисправности
рабочих
колес осевых вентиляторов: саморазворот лопаток рабочих колес
(различные углы
установки) вследствие плохой затяжки стопорных болтов, поджимающих
лопатку;
повышенная вибрация подшипников ротора из-за дисбаланса ротора,
налипания пыли
на лопатки, наличия трещин на лопатках и дисках и попадания влаги в
пустотелые
лопатки с последующим образованием льда в зимнее время.
Работоспособность и
надежность рабочих колес зависят от ряда причин, в том числе: прочности
и
жесткости конструкции; схемы проветривания (нагнетательной или
всасывающей);
запыленности и наличия вредных примесей в перемещаемом воздухе;
качества
монтажа; своевременного обнаружения и качественного устранения
неисправностей,
возникающих в процессе эксплуатации.
Обычно
срок службы шахтных вентиляторов главного проветривания
определяется сроком эксплуатации подшипникового узла, от надежности
которого во
многом зависит безаварийная работа всей вентиляторной системы. К
наиболее
вероятным неисправностям подшипников качения относятся дефекты сборки и
монтажа: трещины и выкрашивания, образующиеся при сильных ударах
непосредственно
по подшипникам при сборке и монтаже; несоответствие внутреннего кольца
подшипника и шейки вала; изменение величины рабочего зазора от
посадочного
натяга; перекос подшипника при монтаже, который вызывает неравномерное
распределение усилий между наружным и внутренним кольцами, вследствие
чего
ролики заклиниваются между кольцами. В опорах вентиляторных установок
подшипники выходят из строя также вследствие усталостного разрушения
поверхностей качения, абразивного износа при загрязнении, коррозии или
недостатке смазки.
Одним из
наименее надежных узлов вентиляторов являются направляющие
аппараты и их приводы. При их работе обнаружены такие недостатки, как
рассогласование углов установки лопаток в процессе эксплуатации, что
вызывает
неустойчивую работу вентилятора и повышенную вибрацию ротора, порывы
цепных
передач, заклинивание элементов привода поворота лопаток, а также
появление
трещин на цапфах лопаток. Основная причина выхода из строя направляющих
аппаратов – недостаточная защищенность подшипников лопаток и
других элементов
аппаратов от абразивной пыли, влажности, а иногда и агрессивной
воздушной
среды.
Характерные
неисправности зубчатых муфт следующие: износ отверстий и
болтов, возникающий из-за различных по величине зазоров и натягов при
сопряжении
болтов с отверстиями; слабая посадка втулки муфты на валу; износ зубьев
зубчатых втулок и обойм, возникающий из-за несоответствия типа смазки
или ее
отсутствия; значительный перекос обоймы по отношению к каждой втулке;
неудовлетворительная центровка; недопустимое радиальное и торцевое
биение
каждой полумуфты.
Изучение
статистического материала и его предварительная обработка
показала наличие достаточно большого числа отказов, из которых на долю
подшипниковых узлов приходится свыше 50% всех аварийных ситуаций,
направляющих
аппаратов – 37%, соединительных зубчатых муфт и рабочих колес
– остальные
отказы.