ОБ АВТОРЕ | БИОГРАФИЯ | РЕФЕРАТ | БИБЛИОТЕКА | ССЫЛКИ | ОТЧЕТ О ПОИСКЕ | ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
Источник: Тезисы доклада на Iнтернет-конференцiю "IНФОРМАЦIЙНЕ СУСПIЛЬСТВО I НОВI ВИМIРИ КУЛЬТУРИ" 5-28 березня 2010 року. Кафедра культурологiї та фiлософiї Нацiонального унiверситету "Острозька академiя" http://inf.oa.edu.ua/dopovid/solovey.pdf
1. Глубокие корни информационной эпохи
Историю человечества можно рассматривать как историю развития и глобализации информации. Как известно, последние десятилетия 20-го века были отмечены большими изменениями в сфере информационных технологий, существенным образом изменившими нашу повседневную жизнь. Достижения ученых в области электроники выразились в интенсивном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении электронно-вычислительной техники, построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технических инновациях. На первый план была выдвинута та деятельность, которая связана с производством, потреблением, обработкой и хранением информации. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, что уже перестали принадлежать только миру науки и техники. Но где лежат сами истоки информационное общество, в котором самое главное – это информация?
Глубокими корнями информационная эпоха уходит еще в древность .
Именно оттуда к нам дошли те сведения, которые существенным образом
повлияли на развитие информационного общества в целом. Так, например,
монокодовые вычислительные модели можно счтитать одним из значимых и
наиболее достоверных показателя интеллектуального уровня развития
цивилизации в дописьменную эпоху. При этом приходится констатировать
существенно более высокий уровень древнего общества, чем это было
принято. Происхождение целого комплекса конкретных знаний
космического и биологического характера так же следует считать более
древним.
2. Первоистоки информационной эпохи. Общие сведения.
Мальтинская пластина является пока беспрецедентным примером
суперструктурированной комплексной КВМ [2]. Была обнаружена в 1929
году около села Мальта в Прибайкалье Михаилом Герасимовым.
Мальтинская пластина представляет собой пластину из бивня мамонта с
нанесенными точечным спиралями (рисунок 1)
Рисунок 1 - Мальтинская пластина
Наиболее тщательная и убедительная попытка реконструкции знаковой
системы пластины была выполнена В.Е.Ларичевым. Основные результаты,
полученные им, сводятся к выявлению возможности использовать пластину
для выполнения таких календарных расчетов как солнечный год, лунный,
синодические и сидерические циклы (Рисунок 2):
Рисунок 2 - Модельная структура мальтинской пластины
Также модельная система пластины могла использоваться не только
для довольно сложных и "сверхточных" расчетов, реконструированных
В. Е. Ларичевым, но также и для существенно более простых календарных
расчетов.
Кроме того, центральная композиция пластины практически идеально
приспособлена для всего комплекса расчетов, связанных с репродуктивным
циклом человека, в том числе для отслеживания месячных 28-дневных
циклов с помощью элемента "14" (Рисунок 3). Другими словами, модельная
система пластины позволяла достаточно надежно и просто регулировать и
прогнозировать рождаемость.
Рисунок 3 - Алгоритм расчета репродуктивного цикла
К слабо структурированным мономоделям можно отнести так же
широко известный как "календарь из Гонцов" фрагмент обработанной
мамонтовой кости с на сечками, принадлежащий среднеднепровской
культуре верхнего палеолита и датируемый примерно 15-м тысячелетием до
н.э. детально описан Дж. Хокинсом в книге "Кроме Стоунхенджа [2].
Так называемый "календарь из Гонцов" является одним из наиболее
ранних примеров слабоструктурированной монокодовой мономодели для
лунных календарных расчетов, являясь не просто следствием однократной
регистрации лунных фаз, а средством регулярного отслеживания 7-дневных
недель и 120-дневных "сезонов", использовавшихся при отсчете времени в
целом ряде древних культур, в т.ч. в древнеегипетской, древнекритской,
этрусской, древнеславянской и др .
Другим характерным образцом монокодовой мономодели, но предназначенным для отслеживания не космических, а биологических циклов, можно, по-видимому, считать представленный на рисунке 4 специфический артефакт древнеямной культуры, локализованной в IV - III т ыс. до н.э. преимущественно в междуречье Днепра и Дона. Характерная выпуклая форма, расположение и общее количество меток (265) позволяют предположить, что данная пластина использовалась для решения вполне конкретной насущной задачи, а именно для ослеживания и прогнозирования процессов, связанных с рождением ребенка [2].
Рисунок 4 - Древняя пластина
Древнеямная пластина имеет характер монокодовой вычислительной
модели, предназначенной для отсчета 9-ти лунных месяцев (265 дней),
составляющих средний период между зачатием и рождением человека.
В качестве характерного примера макромоделей можно привести
северные лабиринты. В частности, на рис. 5 представлен "солнечный" лабиринт, имеющий характерную ориентацию и три монокодовых элемента,
численные значения которых позволяют отслеживать 360-дневный год
(181+179), типичный для многих древних цивилизаций, и 8 сезоно (месяцев)
по 45 дней. Или, точнее, 2 полугодия по 4 сезона. Аналогичный "лунный" лабиринт, ориентированный строго на север, позволяет отслеживать по "карусельному" принципу с помощью элемента "355" лунный год, а с
помощью элемента "237" - 8 синодических (определяемых по фазам Луны)
лунных месяцев, аналогичных 8-ми солнечным сезонам (месяцам),
рассмотренным выше.
Рисунок 5 - Северный "солнечный" лабиринт: a - общий вид; b - элементы "181" и "179" для отсчета 360-дневного года, с - элемент "45" для отсчета сезонов (месяцев).
Рисунок 6 - Северный "лунный" лабиринт: a - общий вид; b - элемент "355" для отсчета лунного года, с - элемент "237" для отсчета 8-ми синодических месяцев.
Длительный период накопления и использования знаний в виде
описанных выше монокодовых моделей свидетельствует о высоком уровне
алгоритмичности мышления уже в эпоху палеолита, что позволяет сделать
предположение о возможности вычисления к началу позднего неолита
основных размерных параметров Земли, Солнца и орбит 3-х ближайших к
Солнцу планет, включая и Землю. Одним из весомых доказательств раннего
достижения такого уровня знаний являются некоторых специфические
особенности артефактов типа Стоунхенджа. При сравнение структурных
особенностей данного мегалита с аналогичным по структуре, но существенно
менее известным сооружением в южной Румынии на месте бывшей столицы
Дакии, бросается в глаза поразительное сходство размеров и форм
окружностей. Более детальный анализ, позволяет сделать вывод, что оба
сооружения являются масштабными моделями (1:10 млрд) солнечной
системы, а точнее орбит Земли, Венеры и Меркурия (рисунок 7) [2].
Рисунок 7 - Стоунхендж II ( a ) и дакийский комплекс ( b ) - масштабные планетарии.
Другим уникальный памятником письма, является фестский диск. Он представляет собой глиняный диск диаметром чуть более 15-ти см со спиральными надписями. Был найден 3 июля 1908 г. итальянским археологом Луиджи Пернье при раскопках дворца в городе Фест на южном берегу острова Крит [2].
Среди множества версий как же все-таки использовался в древности
Фестский диск, на данный момент наиболее правдоподобной является
календарно – навигационная теория [2].
Расположении Большой Медведицы в период создания Фестского
диска отличалось от современного. Диаметр окружности, описываемой
основными звездами Большой Медведицы вокруг полярной оси, составлял
30°. При размещении диска на расстоянии оптимального восприятия (30 см)
от глаз наблюдателя, его угловые размеры практически точно соответствуют
30°. Обе стороны диска на внешних витках спирали имеют по 12 примерно
одинаковых секторов. Размер каждого такого сектора при наблюдении с
расстояния вытянутой руки будет достаточно точно соответствовать
размерам ковша Большой Медведицы. Кроме этого, размеры секторов
соответствуют двухчасовому смещению звезд ковша в процессе суточного
вращения и месячному смещению в процессе годичного вращения картины
звездного неба [2].
Рассматривая возможность календарного использования Фестского
диска, необходимо обратить внимание на количественное распределение
знаков: 123 на стороне А и 119 на стороне Б (рисунок 8).
Рисунок 8 - Модельная структура Фестского диска
Если обозначить большими буквами А и Б отсчет от центра, а маленькой буквой "а" и "б" - с периферии соответствующих сторон при подсчете дней, то можно выделить следующие схемы подсчета дней :
a) Солнечный календарь, четырехлетний цикл;
б) Лунный календарь (лунный год 29,53х12=354,36 дня) с учетом
трехлетней поправки в один день;
в) Отсчет так называемых "священных лет";
3. Флеш-модели артефактов, представленных на портале
Археомоделирования
В модулях «Археопланетарий» и «Мальтинская пластина» [1], впервые
размещенных на портале археомоделирования в 2005 году, и модуле «Стоунхендж», впервые размещенном в начале 2009 года [4], были внесены
следующие изменения и дополнения:
Во-первых, был переработан код моделей в целом - осуществлен
переход с языка Action script 1.0 на Action script 2.0. Были также внесены
изменения и исправлены отдельные ошибки в уже разработанных средствах
моделирования:
1. переработаны основные процедуры модулей;
2. исправлены ошибки в моделировании основных календарных
расчетов;
3. код программы структурирован и изменен с целью улучшения его
понимания;
Во вторых, введены новые элементы управления. Так была улучшена
возможность выбора эры. Если раньше на нее указывал знак перед значением
года («-» - до н.э.), то теперь для этой цели был разработан так называемый
режим выбора эры – «до н.э.» или «н.э.», который представляет собой
элемент RadioButton. Это облегчило наглядность и понимание обычному
пользователю. Были также добавлены новые возможности управления
процессом моделирования:
-
«запомнить дату» – пользователь может во время моделировании остановиться и сохранить нужную ему дату;
-
«сброс в запомненную дату» – установить дату, которая -- ранее
была запомнена;
-
«сброс в текущую дату» – устанавливает текущую дату.
При старте моделирования эти органы управления являются
неактивными. Чтобы воспользоваться ими пользователю необходимо сначала
приостановить текущий процесс моделирования. Также предусмотрено изменение активности/неактивности остальных имеющихся кнопок.
Если раньше возможность работы с моделью на разных языках была
реализована путем создания отдельных независимых друг от друга модулей,
то теперь пользователь может выбирать один из трех языков моделирования – русский (по умолчанию), английский и украинский – устанавливая
соответствующий элемент RadioButton в едином рабочем пространстве. Были
также добавлены рисунки флагов стран возле соответствующего выбора
языка.
Было учтено отключение возможности изменения режимов и даты во
время моделирования.
Реализован также контроль корректности вводимых данных.
В-третьих, усовершенствован интерфейс общения с пользователем. А
именно:
- все элементы были размещены на рабочем пространстве -- в едином
стиле во всех флеш-моделях с целью улучшения наглядности и
понимания;
- подобран наиболее удобный размер штифта, его цвет и -- яркость;
- переработан цветовой дизайн систем моделирования.
В-четвертых, в модулях «Археопланетарий», «Стоунхендж», «Мальтинская пластина» [4], размещенных на портале археомоделирования,
были добавлены их модели в трехмерном пространстве. Для их реализации
использовалась программа для создания и редактирования трехмерных
моделей Google SketchUp. В ней по имеющимся рисункам и изображениям
каждой из моделей был создан их трехмерных аналог. На данном этапе они
являются довольно простыми и позволяют лишь наглядно представить
моделируемый объект в процессе его вращения вокруг вертикальной оси.
Это в значительной мере улучшило восприятие данных объектов, а
также понимание их функционального назначения. Пример разработанных
моделей приведены на рисунк 9.
Рисунок 9 - 3D-модель Мальтинской пластины
В перспективе планируется реализовать более сложные 3D-модели, которые позволять понять и сам процесс использования конкретной модели в определенных вычислениях. Также планируется разработка различных скинов для повышения эффективности использования моделей в различных ситуациях, в том числе предполагается реализация выбора пользователем различных цветовых вариантов фона и тематических рисунков на заднем плане.
В ближайшем будущем предполагается также реализация ряда новых
моделей, существенное расширение информационной составляющей
портала. В настоящее время уже идет разработка двух новых флеш-моделей: Северных лабиринтов и календаря из Гонцов.
А также более тесная интеграция портала с прочими веб-ресурсами [5].
Таким образом, можно наглядно увидеть как соединяются технологии
древних моделей с современными технологиями. В этом и лежит феномен
современной культуры – она неразрывно связана своими корнями с древней
эпохой и ее наследием.
Литература:
[1] Аноприенко А.Я., Башков Е.А., Самойлова Т.А. Портал
компьютерного моделирования: цели, задачи и особенности
организации // Материалы первой международной научно-технической конференции «Моделирование и компьютерная
графика», г. Донецк, 04-07 октября 2005 г., Донецк, 2005. С. 16-20.
[2] Аноприенко А.Я. Археомоделирование: Модели и инструменты
докомпьютерной эпохи – Донецк: УНИТЕХ, 2007. – 318 с.
[3] Аноприенко А.Я. Археомоделирование: доцифровая эпоха в
вычислительном моделировании и ее значение в контексте
обобщенного кодо-логического базиса // Материалы второй
международной научно-технической конференции «Моделирование
и компьютерная графика» 10-12 октября 2007 года, Донецк,
ДонНТУ. – 2007. С. 29-34.
[4] Ушакевич В.В., Соловей О.О., Бурлака Е.В., Аноприенко А. Я.
Особенности модернизации модулей портала археомоделирования //
Матеріали V всеукраїнської науково-технічної конференції
студентів, аспирантів і молодих вчених «Комп’ютерний моніторинг і
інформаційні технології» (КМІТ-2009), 11-15 травня 2009 р.– Донецьк, ДонНТУ, 2009. С. 141-142.
[5] Аноприенко А.Я., Ушакевич В.В., Соловей О.О., Бурлака Е.В.
Археомоделирование и неогеография в контексте эволюции моделей
и образов мира // Материалы третьей международной научно-
технической конференции «Моделирование и компьютерная
графика» 7-9 октября 2009 года, Донецк, ДонНТУ, 2009. 6 С.