Тема выпускной работы | Подсистема оптимизации работы автоматизированных технологических комплексов с использованием многокритериальных генетических алгоритмов |
Научный руководитель | к.т.н. доцент Секирин Александр Иванович |
Факультет | Компьютерных наук и технологий |
Кафедра | Автоматизированных систем управления |
Специальность | Информационные управляющие системы |
акустическая гитара
Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотами, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях где поют, в походах и пионерлагере.
Гитара появилась в моей жизни когда мне было 5ть лет и папын друг подарил мне свой старый инструмент со словами "Пусть будет у тебя, ждет своего времени". Так она и осталась у нас, терпеливо ожидая. Первое время она вызывала у меня определенный интерес, но закончилось это все, когда я умудрился порвать первые две струны. С того момента гитара была перемещена за шкаф, где и простояла, покрываясь слой за слоем пылью целых 10 лет, пока однажды не случилось следующее.
На улице было начало марта 2004 года, и как полагается мы поздравляли своих одноклассниц с 8м марта и чтобы сделать это поздравление менее шаблонным, двое моих одноклассников подготовили небольшой музыкальный номер. Они оба на тот момент уже закончили музыкальную школу по специальности "Классическая гитара" и сыграть вдвоем несколько небольших пьес не составило для них особого труда. Тот день кардинально изменил мое отношение к гитаре. Я очень четко ощутил, что хочу научиться играть и сразу же вспомнил о своей старенькой советской гитаре, которая пылится за шкафом. В тот же день после школы я попросил ребят показать какие-то азы игры, обьяснить основы. Так началось мое обучение.
Вот уже семь лет прошло с того мартовского дня и за это время гитара стала неотъемлемой частью меня самого. Мы любим и понимаем друг друга с полу-слова. Поэтому я хочу немного рассказать об этом инструменте. Итак, из чего же состоит гитара?
устройство гитары
1. Головка грифа. Верхняя часть грифа гитары, на которой крепятся колки.
2. Колки. Несколько механизмов, обеспечивающих увеличение или уменьшение натяжения струн. Обычно их шесть, но в зависимости от количества струн на гитаре, бывает семь, двенадцать.
3. Верхний порожек. Планка в верхней части грифа, которая не дает струнам вибрировать. Струны входят в отверстия колков, проходя через прорези в порожке.
4. Накладка грифа. Приклеена к ручке грифа, на ней мензурным станком сделаны надпилы, в которые впрессовывают ладовые пластины. Наиболее распространенные породы дерева для накладок - клен, палисандр, эбони.
5. Гриф. Длинная деревянная деталь, крепящаяся к корпусу, вдоль которой тянутся струны. На грифе размещены порожки ладов. Гриф, сам по себе, не достаточно крепок, чтобы выдержать постоянное напряжение от натянутых струн. И чтобы противостоять этому напряжению были разработаны укрепляющие устройства, так сказать, элементы жесткости. Такие приспособления служат не только для укрепления грифа, но так же и для его настройки. Из-за формы этих сконструированных устройств их стали называть анкерными стержнями.
6. Лады. Металлические порожки на накладке грифа. Расположены перпендикулярно направлению натяжения струн.
7. Пятка грифа. Пятка грифа крепится к корпусу гитары. Гриф может быть прикручен болтом или приклеен к корпусу. Крепление грифа болтом позволяет регулировать высоту струн над грифом. Если гриф вклеен в корпус гитары, то он может регулироваться анкером
8. Корпус. Верхняя дека. Лицевая часть корпуса гитары. Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Она укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих ее деформации из-за натяжения струн.
9. Корпус. Нижняя дека. Или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой.
10. Корпус. Обечайка. Две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека.
11. Подставка. Часто называют "кобылка". Струнодержатель — используется для крепления струн на деке.
12. Нижний порожек. Одна из наиболее важных частей гитары. Нижний порожек гитары очень сильно влияет на звук гитары. С его помощью осуществляется подстройка высоты струн.[1]
Это очень краткий обзор основных частей гитары, про каждую из них можно рассказывать очень долго и много, но если вы только начинаете играть - описанного выше вполне достаточно. А если играете давно - вероятней всего сами уже знаете и понимаете структуру, разновидности и функции составляющих гитары.
Как вы могли заметить, выше ни слова не сказано о струнах. Эта важнейшая часть гитары заслуживает особого внимания, дабы не делать распространенных ошибок и не портить инструмент.
гитарные струны
Прежде всего, в современных гитарах используется 2 типа струн: стальные и нейлоновые. Вообще-то, струной может являться любая нить или проволока, если она не рвется и не вытягивается от воздействия играющего, но лучше все-таки довериться магазинным комплектам струн. [2]
Нейлоновые струны обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных. Три первые струны - это калиброванная нейлоновая леска, а три басовые сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) крученой синтетической основе. Традиционной обмоткой для них является посеребренная медь. Серебряное покрытие (несколько тысячных долей миллиметра) улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев, и очень приятно смотрится, однако, со временем вытирается. Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, ничуть не уступающие в звучании и намного превосходящие своей долговечностью посеребренную медь.[2]
Струны на стальной моно-основе - (как правило, на шестигранном керне) используются очень широко в эстрадной музыке, а также теми, кто ценит в гитаре звонкость ("металл"). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими и ставятся на гитары другого, усиленного типа. И хотя еще встречаются струны на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, это скорее является их недостатком, поскольку стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как синтетической, отчего служат эти струны в несколько раз меньше, чем имеющие обмотку из бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п.[2]
В предыдущих 2х абзацах часто встречается слово "обмотка". Поговорим подробнее о ней.
В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой) и фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости отчего придает звучанию струн различные свойства.
Профиль обмотки "витых" струн бывает разным, но самым распространенным является круглая "round wound" , которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки.
Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound" ), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с круглой обмоткой ("round wound" ) свиста пальцев о витки намотки. Они менее ярки чем струны с круглой обмоткой, что особенно заметно в первый период после их установки, но их любят ставить некоторые гитаристы, особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон, а также те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.[3]
Теперь поговорим немного о натяжении струн.
Натяжение струн на стальной основе гитаристы привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма, т.е. комплект струн "средне-легкого" натяжения №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма (0,254 мм). Но мало кто обращает внимание на диаметры других струн, а ведь это важно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, как правило, рассчитаны на крупные инструменты, на которых в основном играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение на витых струнах, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, имеющих инструменты другой конструкции и отдающих предпочтение скорее не громкости инструмента, а его певучести, т.е. педальности (сустейн) звучания, которое можно получить лишь на струнах с меньшим натяжением. [3]
Натяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) также определяется, исходя из сечений струн, но здесь различие в натяжении струн разного размера мизерно, что отчасти связано с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05 мм) уже не является существенным для натяжения струны, поскольку сам нейлон легче стали более чем в 7 раз.
несколько советов
Я не считаю себя выдающимся гитаристом, но за те года, что я провел в тесном общении с гитарой, несколько советов все-же дать могу.
Если вы только начинаете играть, советую брать инструмент с нейлоновыми струнами. Они звучат тише, менее требовательны к точности настройки для получения более-менее удовлетворительного звука и главное, более ласковы с пальцами начинающего гитариста. Если же хочется звонкого, яркого звука - корпус "дредноут", стальные струны, но будьте готовы к жалобам близких, живущих рядом с вами и боли в неокрепших пальцах.
Определившись с типом струн, вы столкнетесь с проблемой, что их сотни и сотни от десятков производителей. На первое время хватит родных, которые стоят на гитаре, но в дальнейшем, струны необходимо менять раз в пол-года, при активной игре чаще. Поначалу, ставьте такие-же, как стояли изначально. А в дальнейшем выбрать то, что нравится можно только экспериментируя. Никто не сможет в этом вам помочь. Главное - не ставьте слишком толстые струны, т.к. это разрушает гитару и слишком тонкие (можно, только четко осознавая зачем) - они менее прочны и чаще рвутся. Также, никогда не ставьте на гитару струны другого типа (если изначально нейлон - только нейлон и ставить).
На этом пожалуй все, надеюсь вышенаписанное чем-либо поможет.
При написании текста использовались материалы со следующих интернет-ресурсов:
1. http://guitarbest.ru/ - Устройство акустической гитары
2. http://forums.amdm.ru/ - Обсуждение гитарных струн на форуме портала AmDm.ru
3. http://accords.com.ua/ - Статья о выборе гитарных струн