Как должен вести себя оратор

Левченко Г.Г., Эль-Хатиб С.А.
Донецкий национальный технический университет

Источник: Доклад по курсу «Психология общения и ораторское искусство»

     Ораторское искусство (искусство публичной речи) — это искусство публичного выступления, когда выступающий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом или навыком, приобретённым в процессе обучения.
     Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:
     1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
     2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
     Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко.
     Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Знание правил и обладание навыками риторики, т.е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Подготовка речи

     Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.
     Докоммуникативная фаза
В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:
     - определение темы и цели выступления;
     - оценка аудитории и обстановки.
     Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.
     Определение темы и цели выступления      Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
     Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».
     Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.
     Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
     Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.
     Возможные интонационные окраски выступлений следующие:
     - мажорная;
     - беспечная или юмористическая;
     - шутливая;
     - сердитая или упрекающая;
     - мрачная;
     - торжественная;
     - предостерегающая;
     - просительная.
     Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
     Требования к основному тезису выступления:
     - фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
     - суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
     - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Коммуникативная фаза

     Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
     Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:
     - подготовка
     - манеры поведения
     - учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

     Подготовка речи и выступление

     Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Вбирая тему, следует обдумать название лекции, оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.
     Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение.
     Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т.е. ее композиционно – стилистическое оформление. При изучении материала можно обращаться к различным справочникам, пособиям словарям и так далее.
     Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным.
     Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме»; если материал большой и совершенно новый для выступающего. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор престает контролировать реакцию аудитории. Провал ораторов читающих текст «по бумажке», во многом объясняется тем, что речь их становиться быстрой, монотонной и утомляет слушателей.
     Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения.
     На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны.

Структура выступления

     Выступление должно состоять из трех частей:
     1. Вступление.
     2. Основная часть.
     3. Заключение.
     Примерное распределение времени:
     - вступление – 10-15%;
     - основная часть – 60-65%;
     - заключение – 20-30%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:
     - знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
     - умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
     - умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
     - безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
     - умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
     Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи», Москва 2006г.
     2. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев «Культура русской речи», Москва 2000г.
     3. Ножин Е.А. «Основы советского ораторского искусства», Москва 1981г.
     4. Сопер П. «Основы искусства речи», Москва 1992г.
     5. Андреев В И. «Деловая риторика. Народное образование», Москва 1995г.
     6. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. - М.: Просвещение, 1990.
     7. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. - М.:Изд.центр «Академия», 2002.
     8. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М.:Педагогическое общество России, 1999.
     9. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.
     10. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.