О МЕТОДАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ НАЗЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ

Овсяникова Т.В.
Государственное конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля


Источник: http://vdnu.narod.ru/v14/pdf/s10_14.pdf


Введение

Современные системы навигации для подвижных наземных объектов построены на основе двух основных методов: позиционного метода, реализуемого радиотехническими системами спутниковой навигации, и метода счисления пути, реализуемого автономными (инерциальными) навигационными системами.
В качестве радиотехнических наибольшее распространение получили системы, использующие группировки навигационных спутников (НС), излучающих в направлении Земли стабильные навигационные радиосигналы [1]. В результате приема и алгоритмической обработки этих сигналов приемная аппаратура подвижного наземного объекта (ПНО) определяет координаты объекта, высоту над уровнем моря, вектор скорости движения и текущее время.
Спутниковые навигационные системы (СНС), построенные на основе технологий GPS/ГЛОНАСС, имеют высокий уровень технических характеристик, которые обеспечивают наибольшую точность временной и координатной привязки абонентов (точность определения в дифференциальном режиме: координат – до 5 м, высоты – до 7 м, погрешность определения скорости – до 0,1…0,5 м/с). Однако, в связи с тем, что они являются собственностью других государств (США и России), возможность использования навигационных сигналов от этих спутников в специальных целях в определенной степени зависит от воли этих государств. Надежность и достоверность определения местоположения с помощью этих спутников зависит также от степени их работоспособности в сложных условиях космического пространства на высотах над Землей до 20000 км, от воздействия температурных перепадов, радиации, активных или пассивных помех в процессе распространения радиосигналов от НС к Земле и других факторов.

Анализ энергетических характеристик современных систем спутниковой навигации.

Современные радиотехнические системы навигации GPS/NAVSTAR и ГЛОНАСС и стандартная приемная навигационная аппаратура для них к настоящему времени разработаны и, в основном, удовлетворяет потребностям навигации подвижных наземных объектов. Однако, если наземный потребитель по каким либо причинам не может применить стандартную приемную навигационную аппаратуру, включая приемную антенну, необходимо оценить энергетику радиолинии борт НС – Земля на двух рабочих несущих частотах НС ( f1 = 1600 МГц и f 2 =1250 МГц) [1, 4] и найти необходимую чувствительность наземных навигационных приемников на частотах f1 и f 2 . Данные передающей аппаратуры НС известны [1], а именно, мощности бортовых передатчиков НС на частотах f1 и f 2 относительно 1 Вт равны 15 дБ Вт и 9 дБ Вт соответственно. Коэффициенты усиления антенны бортовых передатчиков НС равны 10…12 дБ и 9…11 дБ, соответственно. Для уверенного приема сигналов от 4-х НС одновременно антенна приемной аппаратуры должна быть квазиизотропной в верхней полусфере и по круговой поляризации принимаемого электромагнитного сигнала с учетом потерь в питающем фидере должна иметь коэффициент усиления на обеих частотах порядка 0 дБ. Приведенных данных достаточно для оценки необходимой чувствительности навигационного приемника при известном ослаблении W0 электромагнитного сигнала на пути распространения от НС до навигационного приемника при расстояниях между ними, изменяющихся в пределах 19100 км ? R ? 24000 км , [1], (рис.1).



Рис.1 Схема навигационных измерений радиотехнической СНС( 1 – навигационные спутники НС-1, НС-2, НС-3; 2 – приемная спиральная коническая антенна ПНО; 3 – форма диаграммы направленности приемной антенны ПНО)

Приемная антенна, устанавливаемая на ПНО, должна обеспечивать диаграмму направленности 3 квазиизотропную в горизонтальной (азимутальной) плоскости и оптимальную в меридиональной плоскости в диапазоне углов 1° ? b ? 90° в сферической системе координат с центром 0 в точке нахождения ПНО (рис.1). В наилучшей степени удовлетворяет требованиям эффективного приема от НС поля круговой (эллиптической поляризации) спиральная коническая антенна или турникетная антенна с наклоном ветвей под 45° к оси стойки, на которой она установлена, совпадающей с линией зенита. Работа инерциальных навигационных систем (ИНС) основана на измерении перемещений объекта относительно известного начального положения. Осуществление счисления требует наличия данных о направлении движения (его курсе), ускорении или скорости относительно Земли. При измерении ускорения объекта координаты определяются двукратным интегрированием, при измерении скорости – однократным интегрированием [2]. Результаты определения местоположения с помощью ИНС мало зависят от внешних факторов, однако их точность невысока – на порядок ниже, чем в DGPS/DГЛОНАСС.
Результаты оценки погрешности системы показывают [2], что ошибка возрастает пропорционально времени работы ИНС (для движущегося объекта – пропорционально пройденному пути). Ошибка определения координат при движении объекта в течение длительного времени достигает значительной величины (порядка 250 м) без корректировок при помощи специальных средств. Поэтому инерциальные навигационные системы нуждаются в периодической корректировке показаний в процессе движения агрегата, в том числе, при помощи контрольных точек, заранее подготовленных в геодезическом отношении, а также за счет привлечения информации от других источников (например, инерциально-доплеровские системы).

Выводы

Каждый из рассмотренных методов навигации обладает достоинствами и недостатками. Системы, построенные на комплексном использовании рассмотренных методов, позволяют использовать в полной мере преимущества каждого из них, в то время как недостатки в определенной степени взаимно компенсируются. Применение комплексных систем навигации для ПНО позволяет уточнять результаты измерений ИНС при помощи СНС, повышая достоверность получаемой информации, точность определяемых параметров и обеспечив при этом непрерывность определения местоположения объекта.