ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ НАЗЕМНОГО ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА
Государственное предприятие "Конструкторское бюро "Южное" им. Янгеля М.К.* Днепропетровский национальный университет **
Полный текст статьи может быть загружен по ссылке :
http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Rak/2008_12/Ovsjannikova.pdf
Розглянуті питання визначення координат наземних рухомих об`єктів з
використанням сучасних наземних систем мобільного стільникового зв'язку.
Для определения местоположения наземного подвижного объекта (транспортно-
го средства) необходимо иметь информацию о таких геодезических данных точки
местонахождения объекта как плановые координаты, высота над уровнем моря,
астрономический азимут (курсовой угол).
В [4] описан комплекс машин геодезического обеспечения (МГО), предназна-
ченный для заблаговременной или оперативной автоматизированной топогеодези-
ческой подготовки геодезических баз данных, который был разработан, изготовлен
и испытан специалистами КБ “Южное” совместно с кооперацией. Система навига-
ции МГО построена на основе инерциальной, гравиметрической аппаратуры и ап-
паратуры потребителя спутниковой навигационной системы (АП СНС). Известны
навигационная аппаратура семейства "Гамма" для подвижной военной техники
разработки ФГУП "ВНИИ "Сигнал" (г. Ковров, Россия) [3], оперативный тактиче-
ский навигационный комплекс и автономный тактический навигационный ком-
плекс АВТОНАВ-06 разработки ООО "ТеКнол" (г. Москва, Россия) [2], также по-
строенные на базе инерциальной навигационной системы (ИНС) и АП СНС.
Таким образом, современные навигационные системы для объектов специально-
го назначения создаются на основе комплексного использования инерциальной и
спутниковых навигационных систем. При потере по каким-либо причинам радио-
сигнала от СНС резко возрастает погрешность навигационных определений, кото-
рая в этом случае напрямую зависит от ошибок ИНС. Точность определения коор-
динат при движении транспортного средства через 10 с после потери сигнала от
СНС составляет 6…10 м, через 40 с – 20…40 м, через 5 мин – 200 м [2]. Зависи-
мость подобных комплексных систем от СНС, не гарантирующих в особый период
получение достоверной навигационной информации, побуждает искать дополни-
тельные способы навигации.
Целью данной работы является анализ возможности использования современ-
ных наземных систем мобильной сотовой связи для повышения точности опреде-
ления местоположения наземных подвижных объектов.
1. Определение местоположения НПО
В данной работе авторы, опираясь на опыт, накопленный в КБ "Южное" [4],
предлагают использовать новейшие достижения науки и техники в области навига-
ции.
В настоящее время для определения местоположения НПО могут успешно ис-
пользоваться глобальные спутниковые радиотехнические навигационные системы
GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия) [5] дальнего действия (высота орбит навигаци-
онных спутников до 20000 км), а также наземные мобильные радиотехнические
системы ближнего действия [1], (расстояние между смежными наземными ретранс-
ляционными базовыми станциями (БС) до 80 км). В составе последних в настоящее
время быстро развивается система определения местоположения "Location Services
(LCS)" для мобильных сотовых систем "Global Systems Mobile (GSM)", которая
практически без изменений рекомендована и внедряется в новые сети мобильной
связи "Universal Mobile Telecommunications System (UMTS)", в том числе и на тер-
ритории Украины. Идеи построения и практической реализации этих систем могут
быть использованы в интересах НПО различного назначения.
Совместное использование спутниковых навигационных систем и UMTS позво-
лит определять плановые координаты, высоту над уровнем моря и вектор скорости
объекта, в том числе и при нестабильной работе СНС. Если способы определения
местоположения наземных подвижных объектов при помощи СНС изучены и из-
ложены в многочисленной литературе, то применение UMTS подлежит более глу-
бокому исследованию.