ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ НАЗЕМНОГО ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА


Овсяникова Т. В.*, Бушанская В. В.*, Игдалов И. М.**, Фролов В. П.*, Попель В. М.*
Государственное предприятие "Конструкторское бюро "Южное" им. Янгеля М.К.* Днепропетровский национальный университет **

Полный текст статьи может быть загружен по ссылке :
http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Rak/2008_12/Ovsjannikova.pdf

Розглянуті питання визначення координат наземних рухомих об`єктів з використанням сучасних наземних систем мобільного стільникового зв'язку.
Для определения местоположения наземного подвижного объекта (транспортно- го средства) необходимо иметь информацию о таких геодезических данных точки местонахождения объекта как плановые координаты, высота над уровнем моря, астрономический азимут (курсовой угол). В [4] описан комплекс машин геодезического обеспечения (МГО), предназна- ченный для заблаговременной или оперативной автоматизированной топогеодези- ческой подготовки геодезических баз данных, который был разработан, изготовлен и испытан специалистами КБ “Южное” совместно с кооперацией. Система навига- ции МГО построена на основе инерциальной, гравиметрической аппаратуры и ап- паратуры потребителя спутниковой навигационной системы (АП СНС). Известны навигационная аппаратура семейства "Гамма" для подвижной военной техники разработки ФГУП "ВНИИ "Сигнал" (г. Ковров, Россия) [3], оперативный тактиче- ский навигационный комплекс и автономный тактический навигационный ком- плекс АВТОНАВ-06 разработки ООО "ТеКнол" (г. Москва, Россия) [2], также по- строенные на базе инерциальной навигационной системы (ИНС) и АП СНС. Таким образом, современные навигационные системы для объектов специально- го назначения создаются на основе комплексного использования инерциальной и спутниковых навигационных систем. При потере по каким-либо причинам радио- сигнала от СНС резко возрастает погрешность навигационных определений, кото- рая в этом случае напрямую зависит от ошибок ИНС. Точность определения коор- динат при движении транспортного средства через 10 с после потери сигнала от СНС составляет 6…10 м, через 40 с – 20…40 м, через 5 мин – 200 м [2]. Зависи- мость подобных комплексных систем от СНС, не гарантирующих в особый период получение достоверной навигационной информации, побуждает искать дополни- тельные способы навигации. Целью данной работы является анализ возможности использования современ- ных наземных систем мобильной сотовой связи для повышения точности опреде- ления местоположения наземных подвижных объектов.
1. Определение местоположения НПО
В данной работе авторы, опираясь на опыт, накопленный в КБ "Южное" [4], предлагают использовать новейшие достижения науки и техники в области навига- ции. В настоящее время для определения местоположения НПО могут успешно ис- пользоваться глобальные спутниковые радиотехнические навигационные системы GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия) [5] дальнего действия (высота орбит навигаци- онных спутников до 20000 км), а также наземные мобильные радиотехнические системы ближнего действия [1], (расстояние между смежными наземными ретранс- ляционными базовыми станциями (БС) до 80 км). В составе последних в настоящее время быстро развивается система определения местоположения "Location Services (LCS)" для мобильных сотовых систем "Global Systems Mobile (GSM)", которая практически без изменений рекомендована и внедряется в новые сети мобильной связи "Universal Mobile Telecommunications System (UMTS)", в том числе и на тер- ритории Украины. Идеи построения и практической реализации этих систем могут быть использованы в интересах НПО различного назначения. Совместное использование спутниковых навигационных систем и UMTS позво- лит определять плановые координаты, высоту над уровнем моря и вектор скорости объекта, в том числе и при нестабильной работе СНС. Если способы определения местоположения наземных подвижных объектов при помощи СНС изучены и из- ложены в многочисленной литературе, то применение UMTS подлежит более глу- бокому исследованию.