Трансформация науки в современном обществе

Левжинский А.С.
Донецкий национальный технический университет

Источник: Реферат по дисциплине «Философия науки и техники».


ВВЕДЕНИЕ

В 1572 году потребовалось три дня, чтобы известие о кровавой резне протестантов в Варфоломеевскую ночь дошло от Парижа до Mадрида. Сейчас на это ушло бы только несколько секунд. Любому человеку достаточно немного «побродить» в Интернете и он узнает самые последние новости со всего света или найти ответ на интересующий его вопрос. Для ученых рост использования в науке новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширяет возможности как в получении актуальной научной информация, так и в расширении профессионального общения, которые являются необходимыми составляющими деятельности по производству нового знания. Новейшие ИКТ уже стали неотъемлемой частью мировой науки и способствуют возникновению новых форм организации научных исследований, соответствующие требованиям современного общества: виртуальные лаборатории (virtual laboratories), системы распределенных вычислений (grid systems) и т.п. Это подтверждает то, что общество вступает в качественно новое состояние. Это состояние - информационное общество. Таким образом, цель данной работы – обзор становления информационного общества и трансформация науки в связи с этим.

1. Становление информационного общества

За всю историю человечества выделяют несколько информационных революций – качественных изменений во всех сферах общественной жизни, вызванных внедрением новых средств передачи и хранения информации. Выделять четыре информационных революции, которые оказали определяющее влияние на развитие человечества [1, c.115]. Первая революция началась с изобретением письменности и привела к значительному скачку в развитии человеческой цивилизации. Появилась возможность точной передачи знаний и сохранения их для последующих поколений. Вторая была связана с развитием книгопечатания, которое в свою очередь было тесно связано с переходом к индустриальному обществу. Книгопечатание открыло возможность тиражировать знания, с целью сделать их доступными для большого числа людей. Третий качественный скачок в вопросах передачи и хранения информации был осуществлен благодаря внедрению новых технологий связи, основанных на электричестве и радиоволнах. Это позволило передавать информацию на огромные расстояния практически мгновенно, а также хранить ее на магнитных и других носителях. И, наконец, четвертая революция, во время которой мы сейчас живем, произошедшая во второй половине XX века, характеризуется успехами в области электроники (в частности, широким применением полупроводниковой техники), сделавшими возможным создание небольших высокопроизводительных электронно-вычислительных машин с программным управлением, повсеместное их внедрение в деятельность человека, а также создание компьютерных сетей. Это повлекло за собой кардинальные преобразования в способах формирования, организации и распространения информации. Каждая последующая революция не была бы возможной без достижений, сделанных на предыдущих этапах. Но именно четвертая революция имела ключевое значение для выхода на первый план информационной индустрии, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Фактически эта революция интегрирует эффекты всех предшествующих, ибо создает технологическую основу объединения интеллектуальных способностей всего человечества. Как никакое предшествующее открытие или изобретение в мире информации и коммуникаций, эта информационная революция (иногда ее называют «компьютерная революция» или «сетевая революция») оказывает мощное воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру и, разумеется, на жизнь и безопасность людей.

Вместе с развитием техники развивалось и само понятие информации, приобретая новые смыслы и приложения в различных областях. Понятие информации является настолько емким, что не существует единого его толкования. Тем не менее, оно повсеместно используется в физике, информатике, кибернетике, теории кодирования, теории систем, философии и, в целом, является краеугольным понятием современной науки. При этом каждая отрасль научного знания рассматривает информацию исходя из собственного набора признаков. Следует отметить, что, по-настоящему исследованиями в области информации стали заниматься только в XX веке. До конца 60-х годов XX века информация и информационные процессы не рассматривались как нечто самостоятельное. А с точки зрения материалистической философии (долгое время доминировавшей, в частности, в нашей стране) считалось, что совершенствование информационных процессов вызывается, прежде всего, потребностями развития материального производства и преследует цели его обслуживания. Так, например, темпы роста познания, накопления ценной информации являются важным показателем общественного прогресса, но этот показатель не рассматривался как главный и единственный. Говорилось о том, что сама по себе информация не способна увеличить производство материальных и культурных ценностей, и что она приносит пользу только тогда, когда воплощена в технику и технологию, в культурные ценности, в знания и опыт людей, в формы их общения, во всю систему общественных отношений. Ценность информации является действительной, когда она способствует росту вещественно-энергетического и духовного потенциала людей, способствует их всестороннему развитию и совершенствованию. Поэтому место социальной информации зависит, прежде всего, от характера самого общества, от присущей ему системы общественных и прежде всего экономических отношений. Социальная информация характеризует общественное сознание, взятое в его регулятивном аспекте. А это означает, что во всех случаях социальная информация является продуктом и отражением общественного бытия в той же степени, какой таким продуктом и отражением является общественное сознание. Будучи вторичной по отношению к общественному бытию, социальная информация вместе с тем во всевозрастающей степени оказывает на него активное обратное воздействие, что находит свое выражение в ее усиливающейся регулятивной функции. Однако, регулятивная роль социальной информации определяется потребностями материального производства и тем, насколько адекватно она отражает глубочайшую сущность этой объективной основы общества. Таким образом, с вышеизложенной точки зрения, общественное бытие, материальное производство всегда будут определяющим, первичным фактором, а социальная информация - вторичным и определяемым фактором. Уже в середине XX века развитые капиталистические страны вступают в постиндустриальную фазу развития. Происходят коренные изменения в структуре общества, сфере экономики, занятости, производства, чему способствуют технические достижения в области связи, массовых коммуникаций, вычислительной техники. Возникает тенденция превалирования знаний над капиталом. Объем знаний и их производство постоянно растут. Наступает осознание того, что информация может рассматриваться как промышленный продукт и производство ее – один из видов промышленной индустрии. Возникает рынок информационных услуг. Все эти процессы постепенно приводят к тому, что прежние взгляды на роль информации и информационных процессов в обществе становятся несостоятельными, и это побуждает исследователей искать новые подходы к оценке проблемы.[3, c. 96] И такой подход появился, стала им концепции информационного общества, в котором информация занимает главенствующее положение. Изобретателем термина считается Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Позже термин «информационное общество» получил широкое распространение, и настоящее время используется в различных контекстах. Часто также употребляются близкие понятия «общество знания» и «постиндустриальное общество». Существует множество взглядов на информационное общество, однако все же можно выделить некоторые его фундаментальные черты: - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; - изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития; - превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства; - возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг; - нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; - глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию. Из этого следует то, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне.

2. Наука в информационном обществе.
2.1 Трансформация науки в информационном обществе

Немыслимые ранее информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), предельно оптимизировавшие поиск информации и научное общение, дали людям науки возможность легко и просто удовлетворять эти крайне существенные профессиональные потребности. Таким образом, даже в рамках традиционно организованной научной деятельности пользователи интернет-технологий получили безусловное преимущество перед коллегами, не использующими компьютерные телекоммуникации. Однако компьютерные технологии, – как и любое радикальное техническое нововведение, – не останавливаются на удовлетворении уже имевшихся и осознанных потребностей. Развиваясь, новейшие технологии предлагают научному сообществу такие радикальные новации, которые, становясь частью процесса научного исследования, в более длительной перспективе могут привести к глубоким изменениям, – причем не только позитивным, – в организации научной деятельности и к трансформации науки в целом. Об этом, конечно, начинают задумываться лишь по прошествии некоторого времени, когда накопленный опыт пользования компьютерными телекоммуникациями позволяет судить о связанных с ними глубинных процессах и их перспективах. Исследовательский интерес к этой проблематике возник вначале в США, где компьютеризация науки была осуществлена раньше и масштабнее, чем в других странах. В широком плане вопрос о роли компьютерных коммуникаций в современной науке был поставлен учеными из Европейского союза на Первой международной конференции "Трансформация глобальной системы науки" (The Global Science System in Transition – GSST, май 1997 г., Лаксенбург, Австрия). Эта конференция зафиксировала, что ИКТ уже вошли в инфраструктуру научных исследований, и поставила задачей вести перманентный анализ реально протекающих процессов ассимиляции новых сетевых технологий (в различных странах, разных научных дисциплинах, в разных типах научных исследований и т.п.), а также вырабатывать практические предложения для научной политики, направленные на преодоление трудностей переходного периода [1, с. 213]. В конечном счете, основным вопросом в отношении ИКТ является вопрос об их воздействии на эффективность научной деятельности. Они существуют и непрерывно развиваются, многие ученые уже не представляют свою дальнейшую работу без этого сервиса.

2.2 Проблемы развития науки в информационном обществе

Система научного знания интернацио¬нальна, что, на первый взгляд, делает науку уже предрасположенной к международной интеграции. Однако на самом деле здесь есть проблемы, в связи с тем, что наука является не только познавательным, но и социальным институтом. Наиболее серьезные трудности возникают на стыке новых технологических возможностей и старых политических установок. Новые технологии создали глобальную возможность для подлинного научного сотрудничества, не ограниченного ни расстояниями, ни государственными границами и легко осуществляемого в режиме реального времени. Но в действительности, – если говорить о науке не как о системе знаний, а как о сфере деятельности, – мировой науки не существует, так как она организована по национальному принципу, да и в национальных рамках она еще разделена ведомственными барьерами. Конечно, наука должна быть открытой, т.е. научное знание должно быть доступно всем. Но тот, кто расходует на нее свои деньги, естественно, хочет иметь какие-то преимущества. Демократическая идея открытой науки, т.е. интернационального использования фундаментального научного знания наталкивается на реальность национальных расходов на получение нового знания и его хранение. Интернациональные научные проекты должны преодолевать различия, иногда очень существенные, национальных интересов их участников. Тем не менее, поскольку эти антиномии существуют на фоне очевидной тенденции глобализации мирового хозяйства, по-видимому, со временем трансформация науки в этом же направлении неизбежна. Очевидно, что развитие новейших информа¬ционно-коммуникационных технологий и их внедрение в науку, стимулирующее появление новых форм организации исследований, необратимо и представляет собой доминирующую тенденцию, во всяком случае – на ближайшее десятилетие. В современных условиях даже для того, чтобы быть в курсе интернациональной научной информации и поддерживать международные контакты, требуется постоянное обновление информационно-коммуникацион-ной инфраструктуры науки.

Вывод

Бесспорно, человечество уже вплотную вступило в информационное общество. Особенно это чувствуется в европейских странах и США, где уже любая сфера жизни и науки вплотную связана с информационными телеологиями. Мы также стремимся к этому. Информационное общество кардинально повлияло на развитие науки, значительно ускорив процессы ее развития. Современная наука и деятельность ученых уже невозможно представить без использования новейших технологий. Эта деятельность в свою очередь способствует разработке еще более новых технологий. Скорость этих процессов постоянно увеличивается и трансформация науки в одной области моментально вызывает трансформацию в другом. Это ведет к неимоверно большому количеству информации, которые нужно воспринимать и обрабатывать. Один итальянский писатель жаловался в 1550 году, что из-за изобретения печатной машины в обращении находится так много книг, что у него не хватает времени даже на то, чтобы прочитать все их заголовки. Что бы мы сказали сегодня, когда мир наводнен несметным числом различных, но при этом дополняющих друг друга, средств информации, разносящих каждую секунду огромные объемы информации по всему миру? [2, c. 9]

Список литературы
  1. Мирская Е.З. Новые коммуникационные технологии и перспективы транс¬формации науки. Науковедение. 2000. № 1. С. 212 – 215.
  2. Наука в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу - Спб, 2004 г.
  3. Хромов Л.И. Теория информации и теория познания. - Спб, Изд. Русского философского общества, 2006. – 200с