МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Источник: Реферат по курсу "Философия науки и техники."

Реферат
по философии
на тему: «Наука и глобализация»

Выполнила: ст.гр. ИУС-10м
Луцык О.В.
Проверил: Додонов Р.А.

Донецк, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Целью данного является изучения понятия глобализация и определение ее роли в современной науке. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рубеж тысячелетий с полным правом можно охарактеризовать как эпоху глобализации. Тенденции интеграции культур, интеллектуальных потенциалов, технологий стали преобладающими в общественном развитии и сегодня определяют не только социальный прогресс, но и частную жизнь миллиардов людей.

Однако влияние глобальных социальных процессов на отдельные составляющие человеческой жизнедеятельности характеризуется далеко не однозначно. Если же говорить о науке, то хотелось бы утверждать, что совокупные усилия ученых разных стран раздвигают границы познания, делают науку поистине всемогущественной, но и в этом случае действительность заставляет избегать однозначно положительных оценок. С этой точки зрения актуальной представляется задача исследования взаимного влияния глобализации и науки.

Несомненно, что именно успехи современной науки, позволившие в двадцатом веке развить новейшие информационные технологии, создали ту инфотехносреду, которая и определила направления, темпы и возможности глобализации. Не вызывает сомнения и тот факт, что глобализация определила важнейшие задачи современной науки: это и борьба с болезнями, и продление человеческой жизни, и повышение качества медикаментов и продовольствия, проникновение в тайны человеческого мозга и наследственности, чистота окружающей среды, поиск альтернативных способов добывания энергии, освоение космического пространства.

Понятие глобализация в современной науке

У науки любого времени есть свои излюбленные термины, по которым можно проследить ее историю. Их нетрудно отслеживать в названиях научных книг, статей, конференций и семинаров, в рабочей терминологии их участников и т. д., где они по частоте употребления и по пафосу, с которым употребляются, явно превалируют над всеми прочими категориями соответствующих дисциплин.

В современной науке одно из самых «модных» и часто употребляемых понятий глобализация, которой посвящена впечатляющая доля научных форумов и печатных работ. Этот фокус интересов вполне интернационален: по точному наблюдению В. Кузнецова, «уже несколько лет проблема глобализации находится в центре внимания аналитиков всего мира» [1]. Складывается и новое научное направление глобалистика, претендующее на превращение в самостоятельную научную дисциплину и на многое другое [2].

Глобализация, как и любое конъюнктурное понятие, породило множество трактовок и интерпретаций: ее определяют как «возрастающую взаимопривязанность мира», как «процесс сочленения различных компонентов человечества в ходе его эволюции в противоположность процессу дифференциации человечества» и т. п. При этом замечено, что, во-первых, «глобализация термин, который толкуют и используют очень по-разному», во-вторых, «тема глобализации, широко обсуждаемая в политике, науке, средствах массовой информации, стала, с одной стороны, всепроникающей, а с другой столь расплывчато трактуемой, что это не может не компрометировать сам предмет». И действительно, сама категория глобализации чрезмерно «глобалистична», а область ее значений разрослась настолько (и это тоже очень характерно для популярных понятий), что настал черед ее «вторичного» уточнения и дифференциации. Ведь, как справедливо отмечает В. Максименко, «термин глобализация, когда его употребляют абстрактно, как часто бывает, без указания на объект глобализации, теряет смысл» [3]. По крайней мере, настала пора перейти от изучения «глобальной глобализации» к анализу того, что можно назвать «локальными глобализациями», т. е. глобализации различных областей социальной жизни.

Смысл выдвинутого тезиса достаточно прост, если вообще не тривиален. Глобализация действительно «глобальна», и, соответственно, современный мир переживает глобализацию не только того, что М. Вебер называл «всей общественной жизнью», но и ее отдельных подсистем политики, экономики, науки, образования, культуры и др. И, если в отношении, скажем, мировой, а, точнее, западной науки, этот процесс лишь служит продолжением давно заложенных тенденций, в общем и целом выразимых банальной, но не совсем верной формулой «наука интернациональна», то в российской науке, в силу ее специфики (кстати, отчасти опровергающей тезис об интернациональности науки), он имеет целый ряд свежих проявлений.

2. Глобализация в информационных технологиях и других сферах науки

Очевидно и то, что успехи информационных технологий, с которыми напрямую связывают процессы глобализации, позволили существенно расширить круг научных задач, поддающихся решению, сделали возможными и даже достаточно простыми компьютерное исследование тех систем, которые еще совсем недавно были практически недоступными для изучения. В первую очередь, речь идет о космологических моделях, объектах микромира, сверхсложных социальных и биологических системах. Конечно, создание международных научных центров, проектов, научно-исследовательских программ оказывается поистине бесценным в освоении космоса, глубин океана и земных недр. Конечно, как благоприятную следует оценить и возможность электронного общения членов  ученого сообщества, разделенных иногда тысячами и тысячами километров. Именно в эпоху глобализации, интеграции научного знания развились и междисциплинарные науки, общенаучные концепции, такие как теория систем и синергетика, позволившие обобщить математическое описание на системы самых разных уровней.

Наряду с этим следует констатировать следующее. Современная наука теряет свои идеалы, свои эвристические ориентиры и свои нравственные основания, а значит, не становится ни более совершенной, ни более истинной. Еще в начале двадцатого века Э.Гуссерль писал о том, что современные ему науки отходят от своих первоначальных целей, первейшей из которых является познание мира, и давно превратились из генераторов идей в фабрики технологий. Науки прекратили поставлять человечеству истину, а снабжают его лишь техниками производства, делают жизнь человека не осмысленней, а всего лишь приятнее и удобнее. Науки служат производству, забывая о служении истине. Возникают, и даже часто, ситуации, когда в научном познании истина не достигается, а отдаляется, скрывается, затуманивается. В погоне за новыми технологиями научное сообщество придумывает все новые и новые, порой очень частные науки, зачастую дублирующие друг друга, дробит знание на такие узкие отрасли, что предмет их познания практически сводится к нулю, выдумывает все новые и новые термины, которые известны единицам и не отвечают важнейшим в науке требованиям ясности и отчетливости. Ученые  играют понятиями, как фишками, жонглируют словами, сознательно и старательно утяжеляют  сказанное, скрывают, а не проясняют смыслы, прикладывая усилия  не к тому, чтобы быть понятыми, а к тому, чтобы быть непонятными. Эти процессы, которые мы называем процессами сокрытия знания к концу двадцатого века стали определяющими в развитии многих наук. В результате идеал научного знания – предельная четкость и ясность представлений  меняется на свою противоположность, а первейшая научная цель – прирост знания  замещается на прирост интерпретаций.
Другой  отличительной характеристикой современной науки является все растущая научная неопределенность. Круг познания, расширясь,  удлиняет и границы человеческого незнания. С этим наука столкнулась еще в начале двадцатого века, и с тех пор положение дел практически не изменилось. Так, один из основных принципов квантовой механики, принцип неопределенности Гейзенберга, накладывает запрет на   точное определение состояния микрообъектов, а представления о детерминированном хаосе, вошедшие в науку в семидесятые годы  - на  точное определение состояния и макросистем, т.е. тех самых объектов, по отношению к которым классическая ньютоновская динамика испытывала эйфорию  полной определенности и предсказуемости. В конце двадцатого века стало ясно, что хаотические состояния являются преобладающими в развитии систем самой разной природы, в том числе и социальных, хаос, катастрофы и кризисы являются типичными в поведении большинства изучаемых науками объектов, а мир хаотичен гораздо более чем упорядочен. В результате непредсказуемость и неопределенность оказываются не только принципиальными нормами динамики и развития, но и нормами познания.   Наука двадцать первого века не  знает, непрерывными или дискретными являются пространство и время, не знает,  какую форму имеет Вселенная, не знает, до каких пределов дробится материя, не может гарантировать, что в ближайшем времени не случится губительных космических катастроф, не знает, как функционирует человеческое сознание, она не знает даже того, сколько планет в Солнечной системе. Ситуация усугубляется еще и тем, что с некоторых пор наука начинает оперировать чисто умозрительными понятиями, реальное существование которых доказать ей не под силу. Чего стоит, например, представление о космологической сингулярности, существование которой в начале времен  обусловило большой взрыв и появление пространства, времени, Вселенной и всех физических законов. Очевидно, что проверить факт этого существования экспериментальными или какими-то другими средствами не представляется возможным, и подобные теории практически принимаются на веру и навсегда остаются лишь в ранге гипотез.  На подобном гипотетическом фундаменте строятся следующие этажи научного здания, так что вся конструкция кажется не вполне устойчивой, и недолговечной. 
В двадцатом веке научные парадигмы начали так часто сменять друг друга,  что К. Поппер ввел представление о фальсифицируемости (опровержимости) научной  теории как главном критерии ее значимости. И отныне каждый ученый, создавая научную теорию должен осознавать тот факт, что рано или поздно она будет опровергнута, более того, должен радоваться опровержению, подтверждающему, что созданная им теория интересна кому-нибудь, кроме него. Подобные  представления о неустойчивой динамике науки в  философии науки получили название фаллибилизма, означающего крайнюю степень сомнения в истинности любого научного знания  и его безусловной относительности.
Итак, совокупные усилия объединенного научного сообщества привели лишь к тому, что современная наука оказывается более неопределенной, чем наука девятнадцатого и даже восемнадцатого века. И именно в двадцатом веке многим ученым стало  ясно, что существуют проблемы,  с которыми позитивные, фактуальные науки  справиться не в силах. Это  породило три основные тенденции развития современной науки. Первую можно оценить как положительную, это тенденция гуманизации знания. Гуманитарные науки пытаются собственными средствами найти ответы на те вопросы, перед которыми пасуют науки естественные и точные, и делают это достаточно успешно. Философская антропология, например, дает не менее значимые представления о человеке, чем биология и медицина.   Вторая тенденция  негативная, это появление и бурный рост паранаук, псевдонаук, квазинаук  и даже лженаук. Такой лавины псевдонаучного знания, которая  обрушилась на прагматичное и вроде бы рациональное  человечество в конце двадцатого столетья, не наблюдали ни времена процветания Ассирии, ни темное средневековье, ни периоды развития алхимии. Немало этому способствовали и вполне понятные эсхатологические настроения на рубеже тысячелетий. Пользуясь тем, что строгое научное знание оказывается в силу своей чрезвычайной сложности недоступным для большинства людей, лжеученые придумывают ложные доктрины, мистические и эзотерические учения, создавая нелепые лоскутные одеяла из научного и ненаучного, которые многими непрофессионалами принимаются на веру. Речь идет, например, о разных, неизвестных науке полях, никем и никогда не виданных объектах, непознанных возможностях человека,  якобы описываемых теориями, создание которых не предполагает иного знания, чем то, которое можно почерпнуть из глянцевых журналов и недобросовестных телепередач. И если раньше подобные псевдознания оказывались известными лишь немногим, то теперь они тиражируются и становятся доступными для всех, более того,  усиленно насаждаются. Такая популярность лженаук объясняется вполне простыми причинами: во-первых, чтобы  постичь истинную науку, нужны значительные усилия, псевдонаука таковых не требует; во-вторых,  людям приятна и лестна эта иллюзия приобщенности, сопричастности научному знанию. И о торсинноых или психофизических  полях с охотой беседуют те, кто не имеет никакого представления о поле всемирного тяготения или электромагнитном поле.
Существует и третья тенденция, расцениваемая неоднозначно. В конце двадцатого века настало время, когда позитивная наука и религия «посмотрели в глаза друг другу». Это означает, что столкнувшись с непознаваемостью и сложным устройством мира, наука утратила свой агрессивный пыл по отношению к религии и с удивлением открыла для себя тот факт, что предельно сложное знание, к которому она с огромными усилиями шла целыми столетиями,  религиями изначально постулируется, а великим теологам об устройстве мира было известно не менее, чем физикам-теоретикам. Этот обескураживающий факт, по-видимому, еще долго будет осмысляться научным сообществом и вызывать многочисленные споры.  
От существенных свойств современной науки перейдем к свойствам второго порядка и коснемся так называемых «прикладных» побочных влияний глобализации. В первую очередь, это кажущаяся доступность научного знания, связанная с развитием глобальной сети интернет. Многие, ступающие на путь научного познания, пользуются им как мировым хранилищем информации, но практика показывает, что процент ложной информации в интернете чрезвычайно велик,  и далеко не все, кто прикладывается к этим анналам, способен отделить зерна от плевел, истинное от ложного. Многочисленные научные интернет-издания не имеют принятой редактуры, сайты переполнены статьями непрофессионалов. Так что информационные потоки интернета – это в большей степени потоки информационного мусора. Во-вторых,  это связанная с интернетом и масс медиа социальная профанация науки, и как следствие этого, понижение статуса ученого и статуса наук вообще.  Неофиты, едва научившиеся пользоваться компьютерами, воображают себя профессиональными программистами, все разбираются в генной инженерии, в проблемах космоса, умеют философствовать и т.д. Эти тенденции настолько сильны, что сегодня уже стоит  говорить о «поп-науке», которая  соотносится с наукой  примерно так же, как «поп-культура» с культурой.

Что касается новых форм организации научных коллективов, то нельзя не признать, что электронные сети сделали возможными международные сообщества ученых. И подобные сообщества оказываются весьма  практичными видами научных коллективов. В самом деле, электронная переписка весьма мобильна,  удобна и позволяет существенно сэкономить время, получить необходимые консультации у известных специалистов, быстро получить апробации и экспертизы. Однако нельзя не отметить и того, что лицо современной науки по-прежнему в первую очередь определяют традиционные  школы, университетские лаборатории и очное общение профессионалов.  Современная, связанная с интернет наука далеко не превосходит, например, науку начала двадцатого века, когда знаменитые немецкая или кембриджская физические школы определили научную революцию и  почти на сто процентов сформировали банк нобелевских лауреатов. Научные школы, существующие при ведущих университетах мира, не заменят никакие электронные сообщества ученых. Наука продолжает твориться не в электронном пространстве, а за закрытыми дверями реальных лабораторий. И в эпоху глобализации Кембридж остается Кембриджем, Сорбонна – Сорбонной, и оба университета – бесценным достоянием своих стран.

Если обратиться к нравственным ориентирам, то объединяющееся под флагами глобализации человечество начинает ставить перед собой задачи, стоящие вне этики, по ту сторону добра и зла. И наука старается не только угадать, но и опередить потребности социума и, не задумываясь, клонирует животных и человека, создает страшное оружие, тешит себя надеждой, что способна, справиться с космическими опасностями.

3. Основы глобализации украинской науки

В принципе, на процесс глобализации современной науки можно спроецировать основные понимания глобализации вообще, описав его как нарастание интернациональности науки, ее зависимости от мировой науки, развитие связей и «стирание граней» между ними. Каждое из соответствующих определений было бы не более казенно и тяжеловесно, чем любое формальное определение чего-либо, как правило, лишь затемняющее интуитивно ясное. Вместе с тем при переходе от этих определений к основным составляющим глобализации науки пустота общих дефиниций заполняется конкретными смыслами, а кажущаяся тривиальность процесса перерастает в порождаемые им проблемы и противоречия. Говоря о глобализации современной науки нельзя не сказать об украинской науке.

  1. Одну из главных составляющих глобализации украинской науки принято связывать с физическим перемещением ученых, обеспеченным снятием «железного занавеса» и стимулированным стремлением всего лучшего, в т. ч. и лучших «мозгов» нации, туда, где лучше, т. е. на Запад. В нашем массовом сознании это перемещение ассоциируется в основном с т. н. «утечкой умов».
  2. Вторая слагаемая глобализации украинской науки тоже сопряжена с падением «железного занавеса», но при этом, в отличие от первой, не с физическим перемещением ученых, а с явлением, которое получило название «аутсорсинг». Сейчас немало украинских ученых работают на иностранных партнеров.
  3. Третья слагаемая глобализации нашей науки наиболее родственна тем формам глобализации, которые характерны для развитых стран. Сейчас примерно треть всех наших статей публикуется за рубежом и около четверти в соавторстве с зарубежными учеными. Публикация изрядной доли наших статей за рубежом показатель того, что немалая, хотя пока и явно недостаточная, часть нашего научного сообщества уже более или менее интегрирована в мировую науку. Но еще более важным показателем интегрированности служит большое количество статей, опубликованных учеными в соавторстве с зарубежными коллегами.
  4. Пожалуй, наиболее очевидной слагаемой глобализации современной науки является Интернет, который одновременно служит и ее главным техническим средством. Было бы слишком тривиальным напоминать о том, что всемирная паутина не признает государственных границ и открывает перед украинскими учеными ни с чем несравнимые возможности использования общемировых источников информации, доступа к зарубежным научным изданиям, переписки посредством электронной почты с зарубежными коллегами, участия в международных электронных конференциях и т. д.
  5. Куда менее тривиально и более проблемно выглядит глобализация содержательного контекста современной отечественной науки, тоже являющаяся важной слагаемой ее глобализации. В этой связи надо отметить, что, несмотря на постоянно декларируемую интернациональность науки, украинская наука во все времена имела свои национальные особенности, которые проявлялись и в специфике ее социальной организации, и в своеобразии того знания, которое строили отечественные ученые. Наиболее явным проявлением последнего было развитие у нас областей «знания», таких, например, как марксистско-ленинская философия или научный коммунизм, которые на Западе не считались таковым, или, наоборот, непризнание у нас, например, генетики, кибернетики и социологии, которые там были полноценными науками. К тому же в нашей стране культивировались т. н. «марксистская социология», «марксистская психология» и др., каждая из которых довольно агрессивно противопоставляла себя нормальным вариантам одноименных наук. Конечно, все это можно подать как некий идеологический артефакт или случайность, но, если использовать формулу той же марксистско-ленинской философии, «случайность это непознанная закономерность», а призраки тех времен все еще продолжают гулять по умам наших обществоведов.
  6. С глобализацией содержания отечественной науки тесно связана еще одна слагаемая ее глобализации сближение исторических ретроспектив, т. е. видения ею и мировой наукой своей истории. Специфика прежнего советского видения истории науки была обусловлена не только идеологическим заказом, побуждавшей приписывать отечественным ученым как открытия, имеющие спорное авторство, так и открытия, которые они явно не совершали. В дополнение к этому обнаруживалась склонность видеть эту историю сквозь призму марксистских представлений о базисе и надстройке, мифов о «соединении преимуществ социализма с достижениями научно-технического прогресса» и т. п.
  7. Очень важный и интересный аспект глобализации современной украинской науки изменение социально-психологического (а отчасти, и физического) облика ученого, его постепенное приближение к международным стандартам. Вместе с тем следует признать и то, что диагноз состоянию современного украинского научного сообщества выносится методом вычисления средней температуры по больнице, в то время как оно весьма неоднородно и вместе со всем нашим обществом переживает интенсивный процесс расслоения. В результате наряду с обездоленными интеллигентами в протертых ботинках появилась и новая страта.
  8. В связи с только что сказанным можно выделить и еще одну линию глобализации современной украинской науки ее социальную и психологическую глобализацию. Социальная глобализация достаточно тривиальна и состоит в постепенном, хотя и медленном, отмирании у нас специфически советских форм организации науки и все более широком распространении западных форм. Постепенно уходят в прошлое советские НИИ-гиганты, насчитывающие сотни, а то и тысячи человек. Все большее распространение получают НИИ-карлики, в постоянном штате которых состоят 5-10 сотрудников. Главный символ советской науки Академия наук переживает все более тяжелый кризис.

Заключение

Процессы глобализации должны быть уравновешены процессами индивидуализации. Отсюда глобализация как процесс - это момент в истории развития человечества человеческого сообщества. Не успев возникнуть, она начнет сама себя отрицать.

По мере сокращения времени между возникновением потребности и ее удовлетворением для каждого человека в отдельности возрастает разнообразие потребностей. Одни потребности будут отмирать, другие возникать со своим шагом времени и стремлением его минимизировать. Следовательно, произойдет освобождение человека из рабства потребления и переход к свободе выбора потребностей. В свою очередь, свобода и равенство доступа к материальным благам при их максимальном разнообразии это условие освобождения сознания человека и переход к удовлетворению духовных потребностей и их возрастанию также при бесконечном разнообразии. Человеческая система будет приобретать все более высокий уровень организации и гармонизации и интересы всех людей все более и более будут согласованы.

Время между возникновением потребности общества и конкретного человека в отдельности и ее удовлетворением на едином векторе времени развития человеческого сообщества может с нарастающей скоростью приближаться к нулю. А это значит, что общение, взаимосвязь между людьми как производителями и потребителями материальных и духовных благ может происходить на уровне мысли, т. е. мгновенно.

Литература

  1. Кузнецов В. «Золотой миллиард» и остальное человечество // Pro et Contra: проблемы глобализации, осень 1999, с. 103—113.
  2. Чешков М. А. Глобалистика как новое научное направление // Науковедение, 2001, № 1, с. 123—134.
  3. Максименко В. Происходит ли «глобализация» //Pro et Contra: проблемы глобализации, осень 1999, с. 84—102.
  4. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М., 1996.