Мне всегда была интересна техника. В детстве я мог проводить часами время, разбирая и собирая что-либо. Однажды, когда мне в руки попался нерабочий фотоаппарат, я с восторгом несколько дней разбирал его и изучал детали. Наверное, именно тогда я и влюбился в фототехнику, а позже стал серьезно интересоваться техникой фотографию.
Когда у меня появился собственный фотоаппарат, я не мог поверить своему счастью. Сегодня я с иронией вспоминаю былые времена, но увлечение фотографией я пронес через все годы.
Несколько лет назад я перешел с пленочных камер на «цифру», снова пришлось досконально изучать теорию фотографии, так как слишком много отличий в практической работе с пленочными и цифровыми фотоаппаратами.
Я бы хотел посвятить статью таким же влюбленным в фотографию, как и я. Всем счастливым владельцам зеркальных фотокамер – посвящается.
Если вы впервые в руках держите зеркальную фотокамеру, то вам следует знать конструктивные особенности этого чуда техники. «Зеркалка» состоит из двух крупных узлов: тело камеры (body) и объектив. Крепятся они с помощью байонета.
Байонетом - от французского "штык" - называется узел сопряжения объектива (lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба (двух типов), которая сохранилась в некоторых "Зенитах" до настоящего времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из них - возможность более оперативной замены оптики и более точная установка объектива (байонет в отличие от резьбы имеет фиксированное положение), а также удобство передачи информации от body к объективу [1].
Каждый производитель камер выпускает свой байонет, поэтому количество их типов соизмеримо с числом производителей зеркальных фотокамер.
Не смотря на то, что зеркальная фототехника все сильнее вливается в круги начинающих фотографов, данный тип фотоаппаратов имеет гораздо большее число ручных настроек, чем фотоаппараты из «компактного класса». Именно поэтому каждый владелец «серьезной» фототехники сталкивается с таким вопросом как экспозиция. Давайте же разберемся что же это такое.
Экспозиция (в фотографии) — произведение освещенности светочувствительного слоя матрицы (фотоплёнки) на время, в течение которого свет воздействует на этот слой. Выражается в люксах.
Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с заданной чувствительностью получить нужное количество света для регистрации изображения с пропорциональным воспроизведением яркостей, таким же как у объекта съёмки. Светочувствительность — это сенситометрическая характеристика любой светочувствительной матрицы или фотоплёнки. Чем больше светочувствительность (ISO 50/100/200/400/800/1600/3200/6400/12800) матрицы (фотоплёнки), тем меньшая требуется экспозиция. Численное значение временной выдержки светового воздействия и численное значение открытой диафрагмы объектива фотоаппарата определяют экспозицию или величину фотоэффекта, происходящего под действием света в фотослое. Экспопара (значения выдержки и диафрагмы) — технический синоним термина экспозиция, часто употребляемый практикующими фотографами. В некоторых современных видах оборудования (например, SIMD-матрицы, камеры светового поля (англ. Light Field) и Foveon X3) представление об экспозиции (а также о выдержке и диафрагме) можно относить не только к фотоматериалу или устройству в целом, но и к отдельным его элементам и сочетаниям элементов [2].
Из этого должно было бы стать понятным что такое экспозиция, но появился другой вопрос, как диафрагма и выдержка влияют на фотографию и что это такое?
Объективы камер имеют разную светосилу, то есть способность пропускать через себя разное количество света. В объективы встроено специальное устройство, которое регулирует диаметр отверстия, пропускающего свет на светочувствительный элемент (матрицу) – диафрагма. Светосила определяется как отношение диаметра отверстия объектива к фокусному расстоянию.
Диафрагменное число обозначается латинской буквой F и является величиной, обратной значению относительного отверстия объектива. Определяется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного зрачка объектива. В разных источниках можно встретить разное обозначение – диафрагма, соответствующая показателю 2.8, будет обозначаться f/2.8 либо f:2.8.
Меняя F на одну ступень (или F-стоп), получаем изменение диаметра отверстия диафрагмы в 1,4 раза. Количество света, попадающего на матрицу, меняется в 2 раза. Существует стандартный ряд значений F – 1,0, 1,4 , 2, 2,8, 4, 5,6, 8, 11, 16, 22, 32.
При большей светосиле объектива вы можете установить более короткую выдержку. Это преимущество, когда нужно снять движущийся объект. Также большая светосила объектива очень полезное преимущество при съемке, когда освещения недостаточно: например, съемка в помещении вечером – вечеринка, концертный зал и т.п.
В зависимости от модели фотоаппарата нужную диафрагму можно установить вручную через меню камеры, вращая управляющее колесо на корпусе камеры или же вращая кольцо диафрагмы на объективе (не на всех моделях съемной оптики оно имеется). Во всех случаях результат будет один – увеличится или уменьшится диаметр отверстия, пропускающего свет.
Что вам даст возможность менять диаметр отверстия? Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), кратко – глубина резкости, то есть область четкой фокусировки вокруг снимаемого объекта. ГРИП зависит от диафрагмы, фокусного расстояния, расстояния до объекта, а также и от размера матрицы. Наиболее эффективный способ управления ГРИП – это регулировка диафрагмы [3].
Ну я думаю немного должно бы уже проясниться. Главное не просто читать, а пробовать все это на деле, тогда и понимается и запоминается лучше.
Во многом стиль фотографа зависит от жанра, в котором он работает. Я же для себя конкретную область не обозначил. Люблю снимать пейзажи, охотно провожу портретную съемку...
Дальше я приведу несколько своих последних работ.