RUS| UKR| ENG|| ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

ведение

Фрахтование судов далеко не древняя профессия. Она возникла в последней половине XIX века. Ее появление было, с одной стороны, обусловлено нуждами торговли и промышленности, а с другой, — заинтересованностью судовладельцев в создании некоего органа, с помощью которого можно было бы эффективнее использовать быстрорастущий флот в обстановке роста и усложнения международного товарооборота.

Фрахтование судна, в простейшем рассмотрении, является договором ренты, по которому фрахтователь нанимает судно у его владельца. Обычно этот фрахтователь владеет грузом, который необходимо перевезти из одной части мира в другую, и, пока в его собственном распоряжении нет судов, он будет зависеть от других компаний. Деньги за наем (фрахт) выплачиваются судовладельцу в качестве вознаграждения за использование его судна. Прежде чем выступить на фрахтовом рынке и заключить договор фрахтования от имени фрахтователя (продавца) морской брокер изучает общую обстановку (коммерческие условия судоходства) сложившуюся на фрахтовом рынке. Изучаются наличие свободного тоннажа во фрахтовой секции, район освобождения судов, предложения на них, состав фирм-судовладельцев, возможные каналы заключения фрахтовых сделок, уровень фрахтовых ставок и тенденции к их изменению и т.п. После обзора конъюнктурной ситуации фрахтового рынка или отдельных секций начинается предметное изучение котировок, исследуемых с точки зрения возможности заключения сделки с тем или иным судовладельцем.

Этап изучения рынка является наиболее трудоемким, так как брокеру приходится иметь дело с большим и постоянно растущим количеством заявок. Поэтому предоставление средств к быстрому и удобному обзору фрахтового рынка является важнейшей задачей систем автоматизации деятельности морских брокеров.

После анализа рынка происходит выбор наиболее экономически выгодного и целесообразного предложения. Для этого оценивается возможность быстроты заключения договора, производится расчет экономических результатов в случае реализации каждого из предложенных вариантов.

Конечной стадией всей процедуры заключения договора фрахтования судна является согласование условий чартера. После окончания согласования условий отфрахтования судна брокер уведомляет стороны. Затем брокер составляет и подписывает от имени фрахтователя чартер, копии которого рассылаются заинтересованным в реализации сделки сторонам и участникам перевозки груза или аренды судна.


Проблема анализа фрахтового рынка

Современный мировой открытый фрахтовый рынок - это сфера обращения специфического товара - морских транспортных услуг. Для фрахтового рынка характерны неустойчивость, стихийность развития, постоянная подверженность кризисам, оживлениям и спекулятивным факторам. Одной из особенностей мирового открытого фрахтового рынка является значительные колебания уровня фрахтовых ставок, происходящие вследствие влияния многочисленных факторов экономического, политического и природного характера.

Целью анализа текущего уровня ставок фрахта рынка является оперативное планирование деятельности брокерских компаний. Изучение активности рынка и факторов, влияющих на состояние рынка, позволяет выявить закономерности изменения ставок, делать прогнозы для стратегического планирования. Фрахтовый рынок активно исследуется аналитиками, которые с определенной периодичностью публикуют в различных СМИ свои отчеты. Например, в отчет о состоянии и прогнозе развития фрахтового рынка сухогрузного тоннажа входят следующие сводные таблицы: уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер, цены на новострой, уровень тайм-чартерных ставок в зависимости от продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа и т.п.

Для решения задач автоматизации деятельности морских брокеров на рынке программного обеспечения уже разработано несколько систем. Невозможность их использования для анализа фрахтового рынка обусловлена общими для такого рода систем недостатками:

Задачи систематизации и простого поиска решены путем обработки базы данных, содержащей информацию о заявках, поступающих от брокеров или инородных компаний. Все манипуляции (добавление, обновление, удаление, поиск) производятся при помощи SQL запросов к базе данных. Доступ к рынку заявок обеспечен через взаимодействие с Интернет порталом, предоставляющим специально спроектированные и согласованные по передаваемым структурам данных веб-службы. Эти службы дают возможность принимать заявки от клиентской программы и отсылать ей требуемые данные, обновлять базу справочных данных по портам, вести поиск заявок, размещенных другими пользователями в сети. Для этого были созданы библиотеки функций на основе WSDL-спецификаций (Web Service Description Language) и классы-посредники между клиентской и серверной частью системы. Передача данных к порталу производится по протоколу SOAP, который включает в себя спецификацию сервисов на языке WSDL и технологии передачи запросов и ответов от сервера HTTP и SMTP.

Возможность локализации системы для нескольких языков заметно расширяет аудиторию пользователей системы, что позволяет пользователю работать с заявками всего мирового рынка. Для того чтобы система могла давать брокеру поддержку в пользу принятия решения по выбору наиболее подходящих пар заявок, в CargoGuruClient включена интегрированная экспертная подсистема. В основе этой подсистемы лежит метод многокритериальной полезности, применение которого позволяет упорядочить все пары предложений по возрастанию степени оптимальности их выбора для заключения контракта.

В основу многокритериальной теории полезности (МТП, MAUT - Multi-Attribute Utility Theory) положено предположение, что варианты решений имеют оценки по многим критериям. Функция полезности имеет вид суммы произведений значения каждой альтернативы по критерию на весовой коэффициент этого критерия.

Подход МТП подразумевает следующие этапы:

Перечень критериев вместе с функциями полезности в системе CargoGuruClient формируется в специальном редакторе знаний, где в виде пошагового диалога пользователю предлагается ввести условия для критериев и оценить их вес. Поиск лучшей альтернативы происходит автоматически на основе единожды введенных знаний.

Преимуществами предложенного метода являются: