Новикова Г.М., Толмачев Л.И. Интеллектуальные технологии в управлении предприятием
Источник: 2009.it-edu.ru
Современный уровень развития информационных технологий позволяет сегодня воплощать на практике фундаментальные решения в области искусственного интеллекта (ИИ), разработанные в последние десятилетия прошлого века, создавая не просто корпоративные информационные системы, но интеллектуальные системы управления предприятием. В то же время повышение уровня «интеллектуальности» корпоративных информационных систем отвечает потребностям бизнеса — руководителю нужны интеллектуальные системы, позволяющие перенести отработанные многолетней практикой управленческие решения в область компьютерных технологий, высвободив интеллектуальный потенциал для стратегического мышления, определения направлений развития предприятия и решения нестандартных задач, требующих не искусственного, но естественного интеллекта.
Эволюция корпоративных информационных систем определяется также такими факторами изменения производственно-экономической системы, как интеграцией видов бизнеса и развития бизнеса e-business on demand (бизнес по требованию, бизнес по запросу), необходимостью адекватно реагировать на все изменения внешней среды, динамично перераспределяя ресурсы предприятия.
Корпоративную информационную систему (КИС) можно отнести к классу интеллектуальных, если она использует методы искусственного интеллекта при решении задач, возникающих в процессе управления. В частности, интеллектуальная система управления предприятием должна обеспечивать ситуационную поддержку принятия решений, автоматизировать процесс поиска управляющих решений на основе накопленных знаний о предметной области, обеспечивать принятие решений в условиях неопределенности.
Корпоративная интеллектуальная система управления (КИСУ) представляет собой новый уровень развития КИС, когда система автоматически определяет место возникновения несоответствия (противоречия) или отклонения, распознает ситуацию, сложившуюся на объекте и в среде управления, определяет множество возможных решений, а в определенных ситуациях реализует управляющее воздействие и автоматически осуществляет контроль его исполнения. Системы поддержки принятия решений, экспертные системы, информационно-аналитические системы, системы прогнозирования и моделирования должны быть интегрированы в Корпоративную информационную систему управления предприятием.
Повышение интеллектуального уровня Корпоративных информационных систем обеспечивает также развитие геоинформационных (ГЕО) технологий, аэрокосмических и телекоммуникационных технологий и их интеграция с информационными технологиями. Сегодня стало возможным применять интеллектуальные технологии в рамках интегрированной системы менеджмента, управляющей в рамках единого инфокоммуникационного пространства как производственными и техническими объектами, так и социально-экономической системой. 21 век действительно время реализации фантазий специалистов в области ИИ 20-ого века. В качестве примера можно привести КИСУ, интегрированную с системой управления Интеллектуальным домом, когда все параметры здания обрабатываются информационной системой в общей системе показателей.
Интеграция ERP-систем и автоматизированных систем управления технологическими объектами позволяют использовать методы ИИ для мониторинга и интегрированного управления всеми видами ресурсов предприятия, включая производственные, материально-технические и финансовые ресурсы.
Оркестр играет без дирижера: размышления об эволюции некоторых технических систем и управлении ими — так называлась книга выдающихся российских ученых В. И Варшавского и Д. А.Поспелова, идеи которых по-прежнему актуальны и активно используются.
Конечно, предприятию трудно обойтись без дирижера, но еще хуже, когда дирижеров несколько, причем каждый «играет свою музыку». Координация, синхронизация баланса интересов и оптимизация действий менеджеров среднего звена также может решаться с применением методов ИИ, в частности методов моделирования и планирования поведения.
В то же время, предприятию помимо хорошего дирижера нужен композитор. Чтобы остаться на плаву, быть конкурентно способным в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды необходимо создавать новую музыку и здесь требуется инструмент, позволяющий анализировать, прогнозировать, моделировать как развитие ситуации, так и последствия принятия стратегических решений.
Аккумулирование в хранилищах данных информации, отражающей жизненные циклы производственных, технологических, финансово-хозяйственных и социально-экономических процессов предприятия, позволяет сегодня использовать методы ИИ для поиска корреляций, тенденций, взаимосвязей и закономерностей между данными, расширить область использования систем поддержки принятия решений, и переместить их за пределы сферы оперативного управления в область поддержки принятия стратегических решений.
Методы ИИ позволяют строить замкнутые контуры управления, поддерживать принятие решений в условиях неопределенности, распознавать ситуации, сложившиеся на объекте и в среде управления, поддерживать информационную целостность и безопасность баз данных и баз знаний, метазнаний, извлекать, обобщать и приобретать знания.
В таблице 1 показано место интеллектуальных технологий в системе управления предприятием
Интеллектуальные технологии | Место в системе управления |
Представление знаний: фреймовые модели, логико-лингвистические модели, семантические сети, семиотические системы, продукционные модели | Нормативно-справочная информация, база знаний, метазнания, хранилище данных, основные данные корпоративной информационной системы |
Вывод на сетях, формальные системы | Целостность баз знаний, баз данных |
Классификация, кластеризация понятий предметной области | Система электронного документооборота, нормативно-справочная информация |
Накопление знаний, обучение, самоорганизация | Функциональные подсистемы |
Прогнозирование ситуаций автоматическое порождение гипотез, моделирование рассуждений | Системы поддержки принятия решений, рабочее место руководителя |
Интеллектуальный анализ данных и обработка образной информации, обнаружение закономерностей и извлечение знаний | Работа с хранилищем данных (средства DATA MINING) |
Распознавание ситуаций, объектов и их состояний на основе нейронных сетей | ЭЦП, функциональные блоки, в частности ФБ Управление финансами |
Нечеткие логики | Поддержка Принятие решений в условиях неопределенности |
Ситуационное, динамическое планирование | Системы бюджетирования и бизнес-планирования, управление инвестициями, стратегическое планирование |
Моделирование | Обследование ПО, концептуальное проектирование |
Саморегуляция, самообучение, самонастройка | Интеллектуальные бизнес-процессы, интеллектуальный документооборот, адаптивная стратегия |
Рассмотрим применение интеллектуальных технологий на примере создания важной интеграционной компоненты Корпоративной информационной системы управления- системы Электронного документооборота.
Интеллектуальный документооборот является саморазвивающейся, самообучающейся и саморегулирующий системой. Для реализации подобных свойств система электронного документооборота должна включать механизмы генетического наследования и классификации, инструменты извлечения знаний из неструктурированной информации, механизмы накопления и обработки статистической информации, в частности информации, возникающей в процессе согласования документов или движения служебных записок.
Интегрированная модель представления знаний, положенная в основу систему интеллектуального документооборота помимо знаний о формировании структуры и шаблонов документов, а также знания о формировании маршрутных схем движения документов должна содержать лингвистические знания и знания о предметной области, включая знания об объекте, субъекте, задачах и процессах управления. Потребность в модели предметной области порождает тот факт, что система интеллектуального документооборота наиболее эффективно работает, когда она полностью интегрирована с информационной системой управления.
В таблице 2 приведены примеры инструментальных средств поддержки интеллектуальных технологий, представляющих собой интегрированный комплекс совместимых продуктов.
Инструментальная среда ARIS (Architecture of Integrated Information System) | Развитая среда описания и моделирования ПО на стадии концептуального проектирования КИСУ |
POWERSIM | Система динамического моделирования и прогнозирования |
ERP SAP R3 (Enterprise Resource Planning) | Исполнительная система, поддерживающая процессный подход к управлению предприятием и позволяющая устанавливать точки контроля, анализа и принятия решений для выработки предупреждающих и корректирующих воздействий |
Business Intelligence (BI my SAP BS) | Инструментальная среда, которая помимо средств поддержки хранилища данных и формирования многомерных отчетов включают инструментарий, позволяющий строить системы целей и показателей, деревья решений и ситуационные планы, фиксировать математические и ассоциативные связи между понятиями |
SAP ERP 2005 | Инструментальная среда для создания интеллектуальной системы управления, интегрированная с технологическими системами |
Adobe LiveCycle Forms Designe | Среда разработки интеллектуальных документов в виде форм, бланков, отчетов |
Таким образом, одним из направлений подготовки специалистов в области ИИ может быть специализация, нацеленная на практическое применение технологий и методов ИИ для совершенствования и развития Корпоративной информационной системы управления предприятием. С этой целью, помимо приобретения навыков и знаний в области технологий, методов и инструментальных средств ИИ, необходимо формирование целостного взгляда на предприятие, как объект управления и Корпоративную информационную систему, как инструмент управления.
Специалист в области проектирования и создания КИСУ должен обладать знаниями предметной области, владеть такими понятиями как счет-фактура, спецификации рабочего места, технологическая карта и т.д. Но главное, специалист должен понимать, в чем состоит управление предприятием, различать различные контуры управления — уровень оперативного (регулярного) менеджмента и уровень стратегического управления, задачи управления, точки контроля, анализа и принятия решений.