Сёги


Введение

   
    С детства мне нравились логические игры(шахматы, шашки, нарды), играя в них я мог проводить все свое свободное время вместе со своими друзьями. Но перед окончанием школы я по стечению обстоятельств перестал уделять должное время данным играм, в следствие чего уже через 3 года не мог составить должную конкуренцию своим друзьям. На 2 курсе обучения в университете я решил найти оригинальную стратегическую игру, не уступающую шахматам, для провождения свободного времени, так я и натолкнулся на сёги, в которую и играю до сих пор.
  Сёги – одна из старейших японских интеллектуальных игр. Она была завезена в VIII веке из Китая и происходит от древней индийской игры "чатуранга". Чатуранга – общий предок шахмат и сёги. Поэтому сёги во многом похожа на шахматы. Современный вид сёги приобрела в XVI веке, ее окончательную реформу произвел император Гонара. Во времена правления сёгунов династии Токугава сёги и го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военные мышления. Все прочие настольные игры были самураям запрещены, но эти две, напротив, получили государственную поддержку. Токугава Иэясу учредил должность сёги-докоро – главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе постоянно проходивших чемпионатов. Только сёги-докоро имел право присваивать мастерские звания. После Реставрации Мэйдзи государственная поддержка сёги была прекращена, а должность сёги-докоро – отменена [2].
    Игроки в сёги классифицируются по традиционной системе кю-дан. Низшим разрядом считается 15-й кю, высшим – 1-й. Далее присваиваются мастерские звания: от 1-го дана до 9-го. Любительский 5-й дан приравнивается к профессиональному 5-му кю. За победы в турнирах можно получить ранг не выше 7-го профессионального дана, 8-й и 9-й даются за вклад в развитие игры и за получение звания "мэйдзин" ("мастер") – "абсолютный чемпион". С 1962 года звание мэйдзин соответствует званию "чемпион мира" и присваивается на основе результатов ежегодного чемпионата. Ранее это звание было пожизненным. Сейчас в Японии в сёги играют около 20 миллионов человек [3].

Особенности игры

    Доска сёги – квадрат 9x9 клеток, нумерующихся сверху вниз и справа налево. Сверху расставляются в три ряда белые "фигуры" – пятиугольные дощечки с иероглифическими надписями, снизу – "фигуры" черных в зеркальном отображении порядка белых. "Белые" и "черные" – это цвета играющих, а не фигур, принадлежность последних определяется направлением острого угла дощечки. Направленные вниз – белые, направленные вверх – черные. В число фигур входят: король (Гёку), ладья (Хися), слон (Каку), 2 золотых генерала (Кин), 2 серебряных генерала (Гин), 2 коня (Кэй), 2 копейщика (Кё) и 9 пешек (Фу). Ходят они примерно так же, как шахматные фигуры. Достигнув зоны первоначального расположения противника, все фигуры, кроме золотых генералов и короля, могут по желанию игрока приобрести дополнительные возможности движения – тогда они переворачиваются обратной стороной, на которой написаны иероглифы, обозначающие "усиленную" фигуру. Взятие фигур происходит по шахматным правилам. Взятые фигуры противника можно в любой момент вернуть на доску (правда, не в любое место) как свои собственные. Начинают в сёги (как и во всех японских играх) черные. Цель игры – поставить мат королю [1].

сёги
Рисунок 1 – Игровая доска с фигурами [1].

    Фигуры в сёги ходят на короткие расстояния, поэтому партия длится обычно долго. Нередко десятки ходов оба соперника медленно перестраивают фигуры в своей зоне, прежде чем начать сближение. Из-за наличия резерва в тактическом плане сёги больше похожи не на классические, а на шведские шахматы. Фигуры резерва намного сильнее, чем те же фигуры на доске, поскольку их подвижность существенно выше. Размены приводят не к разрядке позиции, а к её обострению, так как запасные фигуры могут быть выставлены на доску на любое поле, в частности, с непосредственной угрозой королю и даже с матом. Чем больше фигур находится в резерве, тем более опасную комбинацию с атакой короля можно осуществить. Во многих дебютах на первых ходах производится размен слонов, что сразу же придаёт ситуации остроту. Типичной тактикой является атака запасными фигурами, в которой сначала несколько фигур жертвуются, чтобы освободить место вокруг вражеского короля, а затем последняя ставит мат. Часто обе стороны пытаются провести такого рода комбинации одновременно, что приводит к разменам и ещё большему обострению ситуации. Тем не менее, возможна и относительно спокойная позиционная игра, если одна из сторон выберет «пассивную тактику», стараясь предельно защитить короля и не создавать острых ситуаций. В таких случаях партия может затянуться. Поскольку фигуры никогда не выходят из игры, в ней нет ярко выраженного эндшпиля. Теоретически, партия может длиться бесконечно долго. Теория сёги рекомендует специальные построения («крепости»), когда король окружён большим количеством фигур, и штурм такой крепости крайне затруднителен.

Ссылки

1.Сёги в Википедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/...
2.Япония в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.japonia.ru/info/....
3.Сёги в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shogi.ru/