Источник: Матеріали Третьої Всеукраїнської наукової конференції студентів та молодих вчених "Актуальні проблеми розвитку фінансово-кредитної системи України". - Донецьк: ДонНТУ, 2010. - 245 с., с.
Пенсионная
система – одна из основных гарантий
социальной защиты, заданием которой является
поддержка материального благополучия
граждан и их семей после выхода на пенсию
по возрасту, по инвалидности или из-за
потери кормильца.
Такая система зависит от многих показателей социально-экономического развития: от состояний рынка труда, уровня и динамики заработной платы, действенности социальной, налоговой, банковской, ценовой и других составляющих политики государства. На сегодняшний день работодатели считают отчисления в Пенсионный фонд (32% фонда заработной платы) слишком высокими особенно в сравнении с другими странами, где отчисления, например, 16%–в Польше, 19,5 — в Чешской Республике или 8,75% — в Хорватии. Они утверждают, что именно это является основным препятствием для повышения заработной платы и выхода экономики из тени. Большинство пожилых людей в свою очередь, всю свою жизнь тяжело работавшие и честно платившие налоги, справедливо возмущены тем, что государство не может обеспечить им приемлемый уровень жизни. Крайне низкие пенсии вынуждают всех, у кого есть силы и кто может найти рабочее место, работать. Замена солидарной пенсионной системы на общеобязательную накопительную систему, состоящую из трех уровней, в перспективе должна решить накопившиеся проблемы. В таблице 1 рассмотрим недостатки действующей солидарной системы в сравнении с новой моделью пенсионного обеспечения. Таблица 1 – Сравнение действующей и накопительной пенсионных систем
В Украине право на пенсионное обеспечение имеет только тот, кто заработал трудовой стаж не менее пяти лет и достиг пенсионного возраста. Свыше минимального размера пенсии получают граждане, получавшие высокую зарплату, заработавшие солидный стаж или имеющие какие-либо заслуги. Как известно, сейчас при назначении пенсии берется в расчет не конкретная зарплата будущего пенсионера, а высчитанная по формуле (соотношение фактической зарплаты со средней по стране). Каждый год размер среднего заработка по Украине меняется. Непосредственный размер пенсии по возрасту определяется по формуле: П = ЗП * КС (П – размер пенсии в гривнах, ЗП – зарплата, с которой вычисляется пенсия, КС – коэффициент страхового стажа) [1]. Произведем некоторые расчеты. Возьмем для этого мужчину 30 лет со стажем 10 лет. Предположим, он отработает до 60 лет и выйдет на пенсию. По солидарной системе каждый год работодатель отчисляет от его зарплаты (возьмем на уровне 2000 грн.) в пенсионный фонд 7680грн. (2000*0,32*12), а сам работник перечисляет 480грн. (2000*0,02*12). За 40 лет стажа сумма отчислений в ПФ составит в общей сложности 334560 грн. Пенсия же ему будет начислена лишь 800 грн. [2] Если предположить, что после выхода на пенсию мужчина проживет в среднем еще 20 лет (а средний показатель продолжительности жизни после выхода на пенсию для мужчин по Украине 17,4 г.), то из расчета отчислений в ПФ, сделанных из его зарплаты за все время, он должен будет получать 1394грн. в месяц. (334560/(12*20). С переходом на новую систему за 10 лет мужчина перечислит в ПФ сумму, соответствующую расчетам по солидарной системе. Затем 30 лет работодатель будет отчислять 27% от зарплаты, сам работник – 7% от зарплаты, на который будет начисляться дополнительно сложный процент ежегодно. Процент, начисленный на средства, относящиеся к накопительной системе, не может быть ниже 4% по законодательству, но может быть и выше в зависимости от состояния экономики в государстве. В расчетах было использовано 7%, как показатель прироста дохода на капитал каждый год. К 60 годам на счету у данного мужчины накопилось 171482,71грн. Однако, 70000грн. – расходы на администрирование указанных средств на банковских счетах в течении 30 лет. (40,7% от всей накопленной сумы)[3] Таким образом, сумма отчислений в ПФ за все время больше на 49402,71грн., а реальная прибавка к пенсии по сравнению с солидарной системой – 226,24грн. в месяц, без учета инфляции. Учтем инфляцию на будущую стоимость денег отдельно для сумм накоплений каждого года с темпом инфляции 10%. К моменту выхода на пенсию мужчина будет иметь уже не 171482,71грн., а лишь 133345,52 грн., что на 38137,19 меньше общей отчисленной суммы (или на 159грн. меньше к выплате пенсии каждый месяц). Не забудем также, что до выхода на пенсию нам «будущая прибавка» обходится дополнительными 100 грн. в месяц (после повышения отчислений от работника в ПФ с 2% до 7%). Тогда реальный выигрыш оставит лишь 59грн., который не может нам гарантировать защищенную достойную старость. Все результаты расчетов сведем в таблицу 2. Возникают вопросы: каким образом будет обеспечиваться сохранность денег, накопленных на индивидуальных пенсионных счетах, как исключить влияние инфляции на эти активы, а также может ли украинский фондовый рынок разместить и управлять большой суммой денег, если на данный момент в стране нет достаточно развитого сектора страхования, готового взять на себя такую ответственность? Таблица 2 – Отличия в выплатах нынешней пенсионной системы и новой
Как вариант решения этих вопросов, на первых порах к выполнению функций по управлению пенсионными средствами целесообразно привлекать только самые известные и стабильные банки страны, имеющие достаточно длительный и успешный опыт инвестиций в реальную экономику. Инвестировать и за пределами Украины для распределения инвестиционных рисков в пределах мирового, а не только национального рынка капиталов. Размещать денежные активы путем выпуска государственных ценных бумаг только в том случае, если государство в состоянии ответить перед обязательством вернуть через несколько лет деньги плюс процент доходности, а не будет перекладывать долги по этим бумагам на будущие поколения или решать проблему эмиссией новых денег. Снизить административные расходы, взяв на себя больший риск за ответственность, куда инвестировать средства людей. Литература1. Закон Украины «О пенсионном обеспечении» 2. Расчет пенсии. Доступ к электронному ресуру:http://allians.com.ua/index/22 3. Грег Мактаггарт Пенсійне забезпечення рівня II – соціальне страхування чи бізнес? Доступ до Интернет-ресурсу: http://www.pension.kiev.ua/ |