ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ НАКОПИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Тихоненко О.А.
Донецкий национальный технический университет
Научный руководитель к.э.н., к.э.н., доцент Бурлуцкий Б.В.



Источник: Матеріали Третьої Всеукраїнської наукової конференції студентів та молодих вчених "Актуальні проблеми розвитку фінансово-кредитної системи України". - Донецьк: ДонНТУ, 2010. - 245 с., с.


Пенсионная  система – одна из основных гарантий социальной защиты, заданием которой является поддержка материального благополучия граждан и их семей после выхода на пенсию по возрасту, по инвалидности или из-за потери кормильца.
       Такая система зависит от многих показателей  социально-экономического развития: от состояний рынка труда, уровня и динамики заработной платы, действенности социальной, налоговой, банковской, ценовой и других составляющих политики государства.
       На  сегодняшний день работодатели считают отчисления в Пенсионный фонд (32% фонда заработной платы) слишком высокими особенно в сравнении с другими странами, где отчисления, например, 16%–в Польше, 19,5 — в Чешской Республике или 8,75% — в Хорватии. Они утверждают, что именно это является основным препятствием для повышения заработной платы и выхода экономики из тени. Большинство пожилых людей в свою очередь, всю свою жизнь тяжело работавшие и честно платившие налоги, справедливо возмущены тем, что государство не может обеспечить им приемлемый уровень жизни. Крайне низкие пенсии вынуждают всех, у кого есть силы и кто может найти рабочее место, работать.
       Замена  солидарной пенсионной системы на общеобязательную накопительную систему, состоящую  из трех уровней, в перспективе должна решить накопившиеся проблемы. В таблице 1 рассмотрим недостатки действующей солидарной системы в сравнении с новой моделью пенсионного обеспечения.

       Таблица 1 – Сравнение действующей и накопительной пенсионных систем

    Минусы  солидарной системы Достоинства новой  пенсионной системы
Высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста, а также социально уязвимых слоев населения приводит к тому, что взносы, которые делались в ПФ пропорционально заработку в течение всей их трудовой жизни, для них становятся потеряны. Они не могут быть унаследованы, так как не являются их собственностью. Практически полностью  исключает влияние демографических  рисков. Суммы, накопленные на индивидуальных пенсионных счетах, являются собственностью застрахованных и в случае преждевременной смерти наследуются в действующем порядке, а не остаются государству.
При определении  размера пенсии учитывается заработная плата за последние два года либо пятилетний период, что в условиях нынешней нестабильности экономики либо сильно сократит пенсию либо увеличит при условии хорошего отношения с начальством. Решает и  проблему искусственного увеличения заработков, так как определяет размер пенсии с учетом всех взносов, сделанных за весь период трудовой деятельности
Нет смысла в персонифицированном учете  взносов, если размер пенсии от суммы  этих взносов на практике не зависит. Средняя пенсия, назначенная в  соответствии с законом «О пенсионном обеспечении», составляет лишь 7,3% средней пенсии, назначенной в соответствии с законом «О статусе народного депутата». Зависимость пенсии от суммы накопленных средств  – удар по «теневому» сектору. Кроме того, пенсия будет зависеть от трудового стажа и заработка (1-й уровень пенсионной системы). Каждый год работы сверх 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин дополнительно увеличивает размер пенсии на 1% пенсии, но не больше, чем 1% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.
Отчисления  в социальные фонды делаются с заработков до 1600 гривен, но при определении размера пенсии учитывается вся сумма зарплаты. Таким образом, не уплатив соответствующих взносов состоятельные люди получают высокие пенсии. Нет никаких  ограничений максимального размера пенсий — сколько отложил, столько и получил.
Несправедливые  льготы по уплате взносов в Пенсионный фонд (самозанятые и мелкие предприниматели, которые платят фиксированный налог, сельскохозяйственные плательщики) за счет остальной части пенсионеров. Нет финансирования льгот, предоставляемых одним слоям  общества за счет других, — все профессиональные льготы оплачиваются соответствующими профессиональными пенсионными  фондами, что стимулирует самих работодателей улучшать условиях труда своих сотрудников для снижения выплат по данной статье расходов. 
Списание  и реструктуризация долгов перед  ПФ отдельными отраслями. Например, только в 2000 году было списано почти 3 млрд. грн., да за предыдущие годы «прощенная» недоимка превышает 4 млрд. Получение дополнительной прибыли от пенсионных средств как инвестиционных ресурсов, ускорение развития фондового рынка.
 
       В Украине право на пенсионное обеспечение  имеет только тот, кто заработал  трудовой стаж не менее пяти лет  и достиг пенсионного возраста. Свыше  минимального размера пенсии получают граждане, получавшие высокую зарплату, заработавшие солидный стаж или имеющие какие-либо заслуги. Как известно, сейчас при назначении пенсии берется в расчет не конкретная зарплата будущего пенсионера, а высчитанная по формуле (соотношение фактической зарплаты со средней по стране). Каждый год размер среднего заработка по Украине меняется. Непосредственный размер пенсии по возрасту определяется по формуле: П = ЗП * КС (П – размер пенсии в гривнах, ЗП – зарплата, с которой вычисляется пенсия, КС – коэффициент страхового стажа) [1].
        Произведем  некоторые расчеты. Возьмем для этого мужчину 30 лет со стажем 10 лет. Предположим, он отработает до 60 лет и выйдет на пенсию. По солидарной системе каждый год работодатель отчисляет от его зарплаты (возьмем на уровне 2000 грн.) в пенсионный фонд 7680грн. (2000*0,32*12), а сам работник перечисляет 480грн. (2000*0,02*12). За 40 лет стажа сумма отчислений в ПФ составит в общей сложности 334560 грн. Пенсия же ему будет начислена лишь 800 грн. [2] Если предположить, что после выхода на пенсию мужчина проживет в среднем еще 20 лет (а средний показатель продолжительности жизни после выхода на пенсию для мужчин по Украине 17,4 г.), то из расчета отчислений в ПФ, сделанных из его зарплаты за все время, он должен будет получать 1394грн. в месяц. (334560/(12*20). С переходом на новую систему за 10 лет мужчина перечислит в ПФ сумму, соответствующую расчетам по солидарной системе. Затем 30 лет работодатель будет отчислять 27% от зарплаты, сам работник – 7% от зарплаты, на который будет начисляться дополнительно сложный процент ежегодно. Процент, начисленный на средства, относящиеся к накопительной системе, не может быть ниже 4% по законодательству, но может быть и выше в зависимости от состояния экономики в государстве. В расчетах было использовано 7%, как показатель прироста дохода на капитал каждый год. К 60 годам на счету у данного мужчины накопилось 171482,71грн. Однако, 70000грн. – расходы на администрирование указанных средств на банковских счетах в течении 30 лет. (40,7% от всей накопленной сумы)[3]
       Таким образом, сумма отчислений в ПФ за все время больше на 49402,71грн., а реальная прибавка к пенсии по сравнению с солидарной системой – 226,24грн. в месяц, без учета инфляции.
       Учтем инфляцию на будущую стоимость денег отдельно для сумм накоплений каждого года с темпом инфляции 10%. К моменту выхода на пенсию мужчина будет иметь уже не 171482,71грн., а лишь 133345,52 грн., что на 38137,19 меньше общей отчисленной суммы (или на 159грн. меньше к выплате пенсии каждый месяц). Не забудем также, что до выхода на пенсию нам «будущая прибавка» обходится дополнительными 100 грн. в месяц (после повышения отчислений от работника в ПФ с 2% до 7%). Тогда реальный выигрыш оставит лишь 59грн., который не может нам гарантировать защищенную достойную старость.
       Все результаты расчетов сведем в таблицу 2.
       Возникают вопросы: каким образом будет обеспечиваться сохранность денег, накопленных на индивидуальных пенсионных счетах, как исключить влияние инфляции на эти активы, а также может ли украинский фондовый рынок разместить и управлять большой суммой денег, если на данный момент в стране нет достаточно развитого сектора страхования, готового взять на себя такую ответственность?

       Таблица 2 – Отличия в выплатах нынешней пенсионной системы и новой

    Нынешняя пенсионная система     Новая пенсионная система
    Возраст     Отчисления, грн.     Отчисления, грн.
    от  работ-ля (32%)     от  работника

    (2%)

    от  работ-ля

    (27%)

    от  работника (7%) + % от этих накоплений с учетом администр. расх.
    20-30     76800     4800     76800     4800
    30-60     238080     14880     200880     101482,71
    Всего     334560     383962,71
    Исходя из суммы  всех отчислений за 40 лет стажа в  среднем выплата за 1 мес.  человеку, который будет на пенсии в течении 20 лет должна быть
    1394     1599,84
    Начисленная пенсия, грн.
    800     мин. пенсия (603,4)  + 422,84
    разница между произведенными отчислениями и полученной пенсией  при минимальной пенсии 603,4 грн.
    594 грн.     573,6 грн.
    разница в пенсиях новой и нынешней систем
    226,24 грн.
 
       Как вариант решения этих вопросов, на первых порах к выполнению функций по управлению пенсионными средствами целесообразно привлекать только самые известные и стабильные банки страны, имеющие достаточно длительный и успешный опыт инвестиций в реальную экономику. Инвестировать и за пределами Украины для распределения инвестиционных рисков в пределах мирового, а не только национального рынка капиталов. Размещать денежные активы путем выпуска государственных ценных бумаг только в том случае, если государство в состоянии ответить перед  обязательством вернуть через несколько лет деньги плюс процент доходности, а не будет перекладывать долги по этим бумагам на будущие поколения или решать проблему эмиссией новых денег. Снизить административные расходы, взяв на себя больший риск за ответственность, куда инвестировать средства людей.  
  

Литература


1. Закон Украины «О пенсионном обеспечении»
2. Расчет пенсии. Доступ к электронному ресуру:http://allians.com.ua/index/22

3. Грег Мактаггарт Пенсійне забезпечення рівня II – соціальне страхування чи бізнес?
    Доступ  до Интернет-ресурсу: http://www.pension.kiev.ua/files/kharkiv_18feb10_gmctaggart_ua.pdf