Назад

Поза, жесты, мимика оратора

 

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Живая речь немыслима без жестикуляции. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Жестикуляция присуща всем людям, а не только профессиональным ораторам. Просто ораторы умеют с помощью жестов усилить сообщение, прояснить смысл, выделить в речи важный момент.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

·                   Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

·                   Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

·                   Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

·                   Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

·                   Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Самые лучшие жесты — на уровне груди. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к телу, волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности. На виду руки лучше не держать. Их нужно сложить или спокойно опустите вдоль туловища.

Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Жестикулировать руками на протяжении всей речи не следует. Переусердствовав, можно и упасть на виду у всех. Жест никогда не должен отставать от подкрепляемого им слова.

Самые распространенные ненужные и раздражающие жесты, которые могут только усилиться при публичном выступлении:

— не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги;

— не теребите беспрерывно ручку, платок, очки;

— не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой;

— не ерзайте на стуле;

— не чешитесь во время выступления, не теребите волосы, не трите лоб;

— не зевайте, особенно во весь рот;

— не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу.

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.