Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального
стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал
восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по
слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему
усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается
зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости,
равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед
аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет
слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг
вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает
сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории
возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует
расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Живая речь немыслима без жестикуляции. Все мы
жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Жестикуляция
присуща всем людям, а не только профессиональным ораторам. Просто ораторы умеют
с помощью жестов усилить сообщение, прояснить смысл, выделить в речи важный
момент.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия
жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает
иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи,
необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление
волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый
совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично
сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:
·
Ритмические
жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место
пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит,
что воду цедит».
·
Эмоциональные
передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая»
фразу рука).
·
Указательные
рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет,
наглядное пособие, на которые можно указать.
·
Изобразительные
наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
·
Символические
несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности
(сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки
исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони
раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками
одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).
Самые лучшие жесты — на уровне груди. Они создают
ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к
телу, волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности. На виду
руки лучше не держать. Их нужно сложить или спокойно опустите вдоль туловища.
Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Жестикулировать
руками на протяжении всей речи не следует. Переусердствовав, можно и упасть на
виду у всех. Жест никогда не должен отставать от подкрепляемого им слова.
Самые распространенные ненужные и раздражающие жесты,
которые могут только усилиться при публичном выступлении:
— не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги;
— не теребите беспрерывно ручку, платок, очки;
— не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой;
— не ерзайте на стуле;
— не чешитесь во время выступления, не теребите
волосы, не трите лоб;
— не зевайте, особенно во весь рот;
— не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не
барабаньте пальцами по столу.
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в
риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего является
выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать
гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение
лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А.
Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего
должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не
любит сердитых или безучастных.