Библиотека
Гуманистическая направленность философской концепции Г.С.Сковороды Возможность прогнозирования рентабельности предприятия Разработка программного обеспечения для проведения социологического анкетирования Влияние интенсивной пластической деформации на структуру и свойства меди Объемные наноструктурные материалы и методы их получения Эффект Баушингера в ультрамелкозернистых материалах Технологии изготовления объемных и листовых наноструктурных полуфабрикатов из металлов и сплавов Развитие РКУ прессования для получения ультрамелкозернистых металлов и сплавов |
|||
Чернышова А.Н., Воропаева М.В.Гуманистическая направленность философской концепции Г.С.Сковороды |
|||
Обращаясь к имени и творчеству Г.С. Сковороды, мы не только выполняем долг перед мыслителем, но и прослеживаем связь времен, духовных традиций нашего народа. Это особенно актуально и необходимо сейчас, поскольку наша страна переживает процесс сложного перехода от одного общественного состояния к другому. Время перемен – трудное время. Оно всегда требует осмысления истинных ценностей в жизни человека, его смысла жизни, понимания того, в чем заключается счастье. Именно эти проблемы нашли свое глубокое отражение в творчестве Г.С.Сковороды. Но главное – это то, что в его трудах можно найти не только ответы на эти вопросы, но и пути решения этих проблем. Все творчество мыслителя наполнено признанием человека как личности, его права на свободное развитие и проявление творческих способностей. И гуманизм здесь – надежный и добрый помощник. Идейным стержнем гуманизма Г.Сковороды стало его учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Эта проблема решается в творчестве философа в контексте учения философа о трех мирах и двух натурах. Формулируя ее, он исходит из следующей идеи: существуют три «мира» или три уровня, три соста¬ва бытия: макрокосм, или вселенная, «где все рожденное обитает», микрокосм, или человек, — малый мир, «мирок» и, наконец, третья реальность, «символическая», связующая между собой воедино большой и малый миры, иде¬ально их в себе отражающая. Но этим троичным составом еще не исчерпывает¬ся структура действительности, ибо каждый из трех на¬званных миров по своему строению двуприроден, «со¬стоит из двух натур: одна — видимая, другая — невиди¬мая». Универсальный принцип двойственности обнару¬живается на самых разных уровнях бытия, и «нужно вез¬де видеть двое»: во всем есть «материа» и есть «форма», есть временное и вечное, телесное и духовное, внешнее и внутреннее, ложное и истинное, тварное и творческое, земное и небесное, плоть и мысль. Эти два начала, два естества, различимые в каждом факте, в каждой данно¬сти бытия, не только полярно противостоят, но и взаи¬модействуют друг с другом, не только взаимоотталкиваются, но и неотделимы друг от друга, — и так в любом из трех миров. Он ставит человека в центр мира, человек – венец всего живого. Он разделяет человека на две части: на внутреннюю и внешнюю, называя ту - небесной, эту – земной; ту – духовной, эту – душевной; ту – творящей, эту – созданной. По этому же разделению в оном и том же человеке он видит два разума, две воли, два закона, две жизни. Первого божественного человека он называет царем, началом; второго рабом, существом. Сковорода говорит, что тело для человека является временным, земная жизнь – шаг к вечному бытию, время совершенствования души, познания мира. Познавая себя, человек в первую очередь познает свое сердце. «Не по лицу судите, но по сердцу». «Глава в человеке всему — сердце человеческое. Оно-то есть самый точный в человеке человек, а протчее все околица...» [3, 178]. Потому что сердце, как и мысль, есть духовное начало и «невидимая натура», которая определяет в человеке «главность». Оно, сердце, собственно, и «есть точный человек, истинный человек». Он говорил: «Посмотри на человека и познай его, потому что человек – это огромный мир» [3, 172]. Только в акте самопознания человек обнаруживает свое истинное ме¬сто и предназначение в мире и, таким образом, раскры¬вает для себя целесообразность и истинное содержание мироустройства. Большой мир чужд и враждебен человеку лишь по¬стольку, поскольку человек остается чужд и неясен са¬мому себе. Большой мир — макрокосм — может быть понят и принят только через человека, через микро¬косм. Познание себя, поиск гармонии, осознание своих желаний и стремлений делает человека счастливее. Гармоническое равновесие природы может удерживаться лишь на согласованном сосуществовании необозримо¬го в своем разнообразии множества несхожих пород, или, как говорили во времена Сковороды, «чинов естества». Из этого-то принципа бытийного равновесия вещей, предметов, существ и исходил мыслитель, свидетельствуя о существовании универсального «закона сродностей». Проявляясь на всех уровнях миротворения и, может быть, нагляднее всего на его низших, простейших уровнях, этот закон распространен и на людскую общность. Своя, говорит Сковорода, «сродность» или своя, как он еще говорит, «стать» есть у каждого человека. Она громко говорит о себе в поступках и склонностях взрослого человека. Присущая человеку сродность, стать есть то поприще, на котором он с наибольшим благом для себя и для всех способен выявить свою жизненную потенцию. Сродное человеку дело есть и самое легкое для него, потому что в нем он наиболее удачлив, успешлив, значителен, продуктивен. Важнейшим компонентом счастья для человека является работа по душе. Труд – это возможность реализовать себя, возможность творить, как-то повлиять на мир. Он считает, что для счастья человеку нужно найти дело по душе, работу, которая сможет приносить удовольствие, удовлетворение и радость. Но сродность не просто задана человеку, она ему вручена как необработанный алмаз, который нуждается в от¬шлифовке; потому она одновременно и данность и результат — итог умного, творческого человеческого дела¬ния. Следовательно, она может остаться в человеке и непроявленной, затемненной. Но и тогда она будет ему давать знать о себе — в чувстве неудовлетворенности, неустроенности. Сковорода высказывает такую точку зрения, что каждый человек рождается с талантом. Развитое Сковородой учение о человеческих сродностях как о наиболее благоприятных для каждой личности формах ее самовыявления в мире не могло не породить в его творчестве и само собой разумеющегося вопроса о человеческом счастье. Сковорода придерживался мысли, что единственно верный путь к счастью человека пролегает через его сердечные пещеры. В «светском», «общем», представлении о счастье заключено самое разнородное содержание, Но прежде всего принцип чистого наслаждения, принцип удовольствия как высшего блага. Этот принцип Сковорода и обсуждает, и осуждает, а в дальнейшем развенчивает. Он приходит к выводу, что истинного блага искать вовсе не нужно. «Ищем щастия по сторонам, по векам, по статьям, а оное есть везде и всегда с нами, как рыба в воде, так мы в нем, а оно около нас ищет самих нас. Нет его нигде затем, что есть везде. Оно же преподобное солнечному сиянию: оттвори только вход ему в душу твою» [3, 184]. Только познавшему себя, истинному человеку, только тому откроется истинное счастье, кто сумеет отрешиться от примитивного грубо плотского представления о нем, кто поймет, что счастье – не «вещный» подарок судьбы, который можно взвесить, измерить, пощупать, попробовать на вкус, оценить; оно в душе человека. Морально-этические идеалы Сковороды – свободная жизнь в согласии с природой. Он подчеркивает, что утрата воли, погоня за золотом и богатством не приносят счастья, а являются причиной подлинного несчастья. Воля очень важна для человека, как одна из основных возможностей человеческой души, присуща человеческой природе. «Воля» в лексиконе мыслителя — слово чрезвычайно емкое, значительное и в определенном смысле совершенно противоположное нашим современным представле¬ниям о воле («волевой человек», «сила воли»), как о си¬ле, упорядочивающей и регламентирующей частное пове¬дение человека. «Воля» у Сковороды — это изначально присущая человеческой душе свобода самопроявления и самоопределения в мире. Душа в мире не рабыня, но свободная, однако умеет ли она пользоваться своей свободой, этим щедрым дарованием? В том-то и беда, что сплошь да рядом не умеет, и воля то и дело оборачивается своеволием, свобода — своевластием. Человек, как ни парадоксально, на каждом почти шагу делается рабом своей капризной и ненасытимой воли. Эта вот свобода, чреватая узами, и воля, растрачивающая себя на вольничание, и есть, по понятиям Сковороды, не только источник душевного настроения частного человека, но и возможность для укоренения зла на земле. Ибо в мире вообще нет ничего злого по устройству своему и предназначению, и только воля людской души, пускаясь в своевольство, непрестанно плодит и плодит зло. Для Сковороды воля, по природе ее, — неиссякаемое благо, но в человеке эта природа может раздвоиться, и тогда, действительно, воля становится чем-то страшно опасным, чудовищным, адским. В частный момент воля к злу может оказаться у человека сильнее воли к благу, но это лишь кажущаяся победа; изначальный свет воли-свободы, как бы ни был он искажен человеческим само¬хотением, вновь может засветить в полную силу. Но для этого необходимо творческое напряжение, уси¬лие самопознания. Итак, подводя итог основных идей в гуманистической философии Сковороды, можно отметить следующее:
Все эти гуманистические идеи нельзя оставить без внимания, когда принцип гуманизации становится одним из принципов цивилизации. Литература
|