Библиотека

Гуманистическая направленность философской концепции Г.С.Сковороды

Возможность прогнозирования рентабельности предприятия

Разработка программного обеспечения для проведения социологического анкетирования

Влияние интенсивной пластической деформации на структуру и свойства меди

Объемные наноструктурные материалы и методы их получения

Эффект Баушингера в ультрамелкозернистых материалах

Технологии изготовления объемных и листовых наноструктурных полуфабрикатов из металлов и сплавов

Развитие РКУ прессования для получения ультрамелкозернистых металлов и сплавов
Анохина И.Ю.,Воропаева М.В.

Разработка программного обеспечения для проведения социологического анкетирования

В наше время становится актуальным проведение социологических опросов. Они помогают определить социальный статус человека. Социальный статус подразделяется на экономический, профессиональный; статус, связанный с культурой.

Нами была поставлена задача разработки программного обеспечения, позволяющего провести анкетирование и последующую обработку социологических анкет. В качестве примера выбрано создание анкеты для определения профессионального статуса преподавателя.

Целью разработки программы было создание удобного интерфейса для проведения анкетирования «Преподаватель глазами студентов». Т.к. тестирование будет проводиться деканатами, то основной задачей ставилось создание удобного и понятного интерфейса. Программа разработана в среде программирования Delphi и позволяет выполнять следующие функции:

  1. Создание файла с вопросами анкеты в среде Блокнота. Каждый вопрос вводится в отдельную строку. Других требований к созданию текстового файла не предъявляется.
  2. Выбор фамилии преподавателя из списка или добавление фамилии, которой нет в списке.
  3. Вопросы анкеты считываются из созданного файла
  4. Студент последовательно оценивает преподавателя в пятибалльной системе. Например, при появлении вопроса «Оцените доступность изложения материала» следует выбрать одну из пяти оценок. При проведении тестирования запоминаются количество ответов на анкету, их балл. По окончании тестирования в сводную таблицу выносится информация: фамилия преподавателя, средний балл, полученный при анкетировании и количество оценок на «5», «4» и т.д.
  5. Т.к. тестирование проводится среди большого количества студентов, то создается общая таблица, позволяющая провести статистический анализ результатов анкетирования.
  6. Определяется минимальные и максимальные полученные оценки, а также вопросы, на которые эти оценки были даны, средний балл, полученный по результатам всего анкетирования.
  7. Результаты анкетирования могут быть выведены на экран или принтер, причем можно посмотреть сводную таблицу со всеми преподавателями или информацию по одному человеку.

На рисунке 1 представлено стартовое окно программы. Оно содержит два пункта меню «Анкета» и «Посмотреть результат». При нажатии на пункт меню анкета можно выбрать файл, из которого будет считываться информация. Также окно содержит список фамилий преподавателей. Если фамилия отсутствует в списке, то ее можно ввести с помощью кнопки «Добавить». Окно программы содержит справку по работе с программой.

На рисунке 2 показано, как выглядит окно программы в ходе анкетирования. Вопросы считываются из файла.

Рисунок 1 - Стартовое окно программы

Количество нажатий на компонент RadioButton определяет количество полученных «5», «4» и т.д. Пункт меню «Посмотреть результат» переводит во вторую форму, где можно посмотреть таблицу с результатами.

Рисунок 2 - Заполнение анкеты

Таблица с результатами тестирования показана на рис.3. Она содержит информацию об общем количестве набранных баллов, среднем, позволяет найти лучшего и худшего преподавателя, слабые и сильные места каждого.

Рисунок 3 - Результаты анкетирования

При нажатии на «След» программа переходит к тестированию следующего преподавателя, при нажатии на «Выход» программа завершает работу.

Литература

  1. Методы социологического исследования. Девятко И.Ф. http://lib.socio.msu.ru/l/library
  2. Девятко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.
  3. Метод суммируемых оценок Ликерта. http://www.bakom.ru/
  4. А.Крыштановский. Анализ социологических данных (МВШСЭН) -http://www.rusinfomar.ru/education/article_3.htm
  5. 5. Гутман Л. Основные компоненты шкального анализа//Математические методы в современной буржуаз¬ной социологии. М, 1966.