ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Некрасова Л.А.
Одесский национальный политехнический университет


Источник:  Труды Одесского политехнического университета: Научный и производственно-практический сборник по техническим и естественным наукам. — Одесса, 2002. — Вып.1(17). — 320 с.
http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Popu/2002_1/7_16.htm


Результаты анализа деятельности машиностроительных предприятий юга Украины показали, что все они имеют огромные земельные участки, неиспользуемые производственные площади, устаревшие в среднем на 70…80 % основные фонды, а производственные мощности на большинстве предприятий используются на 6…7 %.

С целью возрождения и развития машиностроительной отрасли региона, ее переориентации на передовые технологии, выпуск новой продукции для полного удовлетворения потребностей межотраслевой кооперации региона и государства в целом, развития инновационной модели экономического роста путем концентрации усилий всего экономического потенциала области на стратегических направлениях промышленной политики разработана Программа развития машиностроения Одесской области на 2001-2003 гг. Относительно промышленных предприятий основные организационно-технические мероприятия для приостановки спада и стабилизации производства сводятся к развитию производственного маркетинга промышленной продукции и внедрению системы стратегического планирования [1].

С целью повышения эффективности функционирования промышленного производства в условиях рыночных отношений предлагается метод стратегического планирования, направленный на решение комплекса задач, включающего:

  • анализ рыночной ситуации;

  • прогнозирование потребности в продукции предприятия на перспективу в целом по рынку;

  • построение уровней развития промышленного производства по видам деятельности и прогноз их на перспективу;

  • формирование матрицы «прибыли и потерь» для оценки предполагаемых результатов принимаемых решений по выбору стратегии развития производства;

  • выбор рациональной стратегии развития производства в условиях неопределенности и риска;

  • определение стратегии развития производства на перспективу.

Предлагаемый метод основан на последовательной увязке результатов решений указанных задач в единую систему, позволяет комплексно подойти к процессу формирования стратегии развития промышленных предприятий и обеспечивает повышение эффективности их работы в рыночных условиях.

Анализ рыночной ситуации для промышленных предприятий связан с анализом конкурентной среды в отрасли. На его основании оценивается динамика объемов продаж по стратегической группе конкурентов за ретроспективный период, анализируется структура производимых видов продукции с определением занимаемых ими долей на рынке, что не требует использования специальных приемов и методов и базируется на статистической информации и методах экспертных оценок.

Прогнозирование потребности в продукции предприятия на перспективу основано на оценке степени значимости факторов, оказывающих влияние на формирование спроса, и зависимости между ними. Для этого используется метод многофакторного регрессионного анализа, основная цель которого состоит в обнаружении скрытых общих факторов, объясняющих связи между наблюдаемыми признаками (параметрами) объекта.

Построение уровней развития промышленного производства на перспективу базируется на анализе наиболее и наименее перспективных видов его деятельности и рыночной ситуации с учетом положения предприятия на рынке и характера поведения конкурентов. Уровни развития производства позволяют определить область допустимых решений (ОДР) его развития на перспективу, в рамках которой будет развиваться исследуемый субъект промышленности по определенной траектории в соответствии с выбранной стратегией. Определение ОДР развития производства рекомендуется формировать экспертно, учитывая критерии, характеризующие перспективы роста субъекта хозяйствования: объем продаж, доход, долю на рынке, скорость роста рынка, определяемую темпом роста объема потребительского спроса.

Нижний уровень развития производства, пессимистический, отражает наихудший вариант развития событий, задается на основании анализа доли рынка, занимаемой промышленным предприятием в общем объеме продаж, и возможной динамики развития стратегической зоны хозяйствования, исходя из спрогнозированных тенденций потребительского спроса продукции Wjспр, в т.ч. предпосылок, что каждый из конкурентов попытается удержать свою позицию, и может быть определен как:

Qjну(t) = Qjну(t - 1) + (Wjспр(t) - Wjспр(t - 1)) dj (0),

где 0 — базовый год, с которого начинается планирование;

dj (0) — установленная доля рынка предприятия по определенному виду продукции в базовом году;

t — период планирования.

Верхний уровень развития производства, оптимистический, характеризует лучший, максимально желаемый вариант развития, формируется исходя из возможности максимально допустимого расширения доли рынка промышленного предприятия при тенденции к росту объема сбыта продукции Wjсб на рынке на перспективный период, при условии, когда конкуренты не проявляют активности в обеспечении прироста объемов производимой продукции, определяется из выражения:

Qjву(t) = Qjву(t - 1) + (Wjсб(t) - Wjсб(t - 1)) fj (0),

где fj (0) — коэффициент максимально допустимого для предприятия увеличения доли рынка с учетом его внутренних возможностей и имеющихся средств для финансирования капитальных вложений, направляемых на его развитие.


Определение подуровней развития производства B1(1)...Bn(5)

Определение вариантов развития производства осуществляется на базе формирования в ОДР для каждого временного периода планирования t1...tn подуровней развития B1, B2, ..., Bn и стратегий A1, A2, ..., An, соответствующих каждому подуровню (см. рисунок).

Чем дальше рассматриваемый период времени отстаёт от настоящего времени, тем больше неопределенность и тем на большее количество частей целесообразно разбивать область допустимых решений для этого периода.

Окончательная разработка стратегии развития промышленного производства должна заключаться в выборе из множества альтернативных вариантов его развития в заданной прогнозными уровнями ОДР одного — рационального.

Формирование матрицы прибыли и потерь основано на оценке прогнозируемых результатов различных стратегий развития производства в зависимости от возможного изменения ситуации на рынке, которые характеризуются определенным уровнем прибыли или убытка и зависят от степени влияния:

  • конкуренции между субъектами промышленности на рынке, оказывающей влияние на возможность реализации исследуемым предприятием определенного объема продукции;

  • уровня цены на изменение величины спроса, а, следовательно, на выручку от реализации продукции;

  • изменения объема реализации на издержки (себестоимость) продукции.

При разработке стратегии развития промышленного производства в условиях рыночных отношений необходимо при формировании ценовой политики, в первую очередь, уделять внимание рыночному ценообразованию, ориентированному на спрос.

После установления цены на основании анализа эластичности спроса необходимо произвести оценку всех затрат производства, возможности их покрытия и получения определенной величины прибыли при запланированном объеме реализации. Система учета затрат на предприятиях промышленности, работающих в условиях рынка, должна быть ориентирована на рыночную систему управления затратами, которая обеспечивала бы постоянную направленность на конечный результат деятельности субъекта хозяйствования и позволяла бы решать комплекс задач, связанных с эффективным использованием ресурсов. На основании этого особого внимания заслуживает широко применяемая на западе такая прогрессивная система учета затрат, как «директ-костинг» [2].

С учетом факторов, оказывающих влияние на получение прибыли, и политики управления ценами и себестоимостью формирование матрицы прибыли и потерь заключается в разработке вероятных сценариев (вариантов) развития производства в сформированной прогнозными уровнями области допустимых решений.

С целью снижения риска и минимизации потерь в результате функционирования промышленных предприятий в условиях рынка, вызванных как неопределенностью будущих условий работы, так и возможными ошибочными решениями руководства, выбор рационального варианта (стратегии) развития производства целесообразно осуществлять с помощью вероятностно-статистических критериев [3]. Отдать предпочтение какому-нибудь из них нельзя, однако можно рекомендовать ту стратегию, на которую укажут большинство из предложенных критериев.

При определении стратегии развития промышленного производства на перспективу все расчеты проводятся для каждого года, входящего в рассматриваемый период времени. В результате расчетов получают набор рациональных стратегий (по одной для каждого года), соединение которых отрезками прямой и сформирует рациональную стратегию (траекторию) развития производства на весь рассматриваемый период, обеспечивающую предприятию промышленности его наилучшее развитие с минимальными потерями.

Необходимо отметить, что практическая реализация процедуры выбора рациональной стратегии развития промышленного производства является довольно трудоемкой. Кроме этого, выбранная стратегия должна быть экономически обоснована с учетом имеющихся внутренних ресурсов предприятия, возможностей их перераспределения между хозяйственными подразделениями в зависимости от их перспектив развития, а также возможных капитальных вложений в развитие производственной и технологической баз. Если экономический эффект выбранной стратегии развития исследуемого субъекта хозяйствования недостаточен, следует проанализировать возможности максимального расширения долей рынка по видам продукции и произвести соответствующую корректировку стратегии. В первую очередь корректировку следует производить для продукции, которая требует большого объема финансовых инвестиций, и продукции с наименьшей величиной удельной прибыли. Кроме того, процесс стратегического планирования требует большой гибкости и управленческого искусства, что может также вызывать необходимость корректировки намеченных ориентиров в зависимости от складывающейся рыночной ситуации.

Реализация предлагаемого метода требует создания на предприятиях промышленности соответствующей службы стратегического планирования, которая занималась бы сбором информации о текущем состоянии рынка, прогнозом его развития и разработкой стратегии развития промышленного производста на перспективу.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа розвитку машинобудівної галузі Одеської області на 2001-2003 роки. — Одеса, 2001. — 27 с.
  2. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг»: Теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 128 с.
  3. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баванова, А.Д. Шеремета. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 656 с.



Башкевич Ю.В., ДонНТУ © 2011