ПОИСК ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ И МОТИВАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СОТРУДНИКОВ

О.П.Беловодова ст. гр. КСС-10м, А.И. Момот., к.т.н., доц., проф.
Донецкий национальный технический университет

Источник: Проблеми розвитку та впровадження систем управління, стандартизації, сертифікації,метрології в регіонах України— 2011 / Всеукрвїнська наукова практична та студентська конференція— Донецьк, ДонНТУ — 2011р.


Постановка проблемы. На сегодняшний день в Украине в области кадровой политики сложилась ситуация, которая характеризуется значительным уровнем безработицы среди специалистов, имеющих высшее образование. Итак, число безработных в Украине в феврале возросло до 530,3 тыс. Об этом сообщает Государственный комитет статистики Украины. Так, количество зарегистрированных безработных в Украине в феврале 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем увеличилось на 3,6 тыс. – до 530,3 тыс. человек, или 1,9% от работоспособного населения. Количество зарегистрированных безработных в Украине в январе 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем снизилось на 4,9 тыс. - до 526,7 тыс. людей, или 1,9% от работоспособного населения. Помощь по безработице получали 413,3 тыс. человек. Средний размер помощи за месяц составлял 662,29 грн. В январе 2009 г. количество безработного населения в Украине достигало 900,6 тыс. Для сравнения, следует отметить, что создание новых рабочих мест является сейчас одной из главных экономических проблем для США. Уровень безработицы в стране на сегодня составляет 9,7%. Это – рекордный за четверть века показатель. По оценкам Департамента занятости, с начала рецессии в декабре 2007 на улице оказались 8,36 млн. жителей Америки. И хотя темпы сокращения рабочих мест в ведущей экономике мира падают, до роста занятости еще далеко. Администрация президента Обамы не раз называла стимулирование занятости своей главной задачей. Основу доходов национальной экономики составляет внутренний спрос, а он останется слабым, пока безработица будет столь высокой [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Данным направлением занимались такие учёные как: Фредерик Герцберг, Уинслоу Тейлор, Дуглас Макгрегор и многие другие. Также сейчас ведутся исследования, посвящённые этому направлению и ими занимаются: Л. Лещенко, М. Розин, а также А. Козловский.

Цель статьи - поиск путей сохранения и мотивации квалифицированных сотрудников.

Изложение основного материала.

Вопросы удержания квалифицированных кадров имеют большое значение, которое в настоящее время выросло многократно. Это обусловлено тем, что потребности работодателей в высококлассных специалистах значительно превышают число таких сотрудников на рынке труда. А на наших предприятиях работники, увольняющиеся с работы, говорят о том, что они никогда не чувствовали, что менеджеры высшего звена знали вообще об их существовании [2].

Поэтому, прежде всего следует отметить пути решения сохранения квалифицированных кадров.

Во первых, установление адекватных размеров заработной платы. Причем к этому фактору следует относиться осторожно, потому что подчиненные всегда будут считать свою заработную плату низкой и не упустят возможности манипулировать начальником с целью ее повышения. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы размеры оплаты труда максимально соответствовали объему и сложности проделанной работы, иначе у сотрудников пропадает желание делать свою работу качественно и в полном объеме, а так же психологически возникнет чувство униженности и желание уволиться с занимаемой должности. Также важным моментом денежной мотивации является вознаграждение за работу, выполненную сверх должностных обязанностей. Отсутствие подобных вознаграждений влечет за собой нежелание выполнения дополнительных задач, при том, что такие задачи неизбежно возникают на любом предприятии и иногда требуют незамедлительных решений. Однако, размер вознаграждений должен быть грамотно просчитан, потому как слишком высокий их размер может так же негативно сказаться на работе сотрудника, а именно, выражаться в более халатном отношении к своим прямым обязанностям и чрезмерном рвении к дополнительным поручениям, что так же негативно отразиться на деятельности всей фирмы.

Возможность работника свободно выражать свое мнение на предприятии является еще одним ключевым фактором, позволяющим удержать сотрудника. Если предприятие предлагает какие-либо цели и создает условия для высокой отдачи работников тогда работники предлагают идеи, свободно могут проявлять критику, а так же привержены к долгосрочному улучшению условий и работы на предприятии. В противном же случае, они ощущают постоянный стресс, что негативно отражается на всей деятельности фирмы [3]. Что бы не допускать стрессовых ситуаций у работника необходимо обеспечивать его отдыхом. Под отдыхом подразумевается время рабочего перерыва. Наиболее популярной и эффективной методикой оказалась организация специальной комнаты отдыха, где создается обстановка домашнего уюта, сотрудники имеют возможность пообедать, пообщаться и отвлечься на время от своих служебных обязанностей, а также обсудить с коллегами интересующие их вопросы.

Ещё один аспект, который нужно учитывать это обеспечение карьерного и профессионального роста работников. Необходимо обеспечивать работников возможностью обучения, карьерного роста, повышения уровня знаний и приобретения опыта. Без возможности пробовать что-то новое, принимать участие в заседаниях комитетов, посещать семинары, читать и обсуждать книги они будут чувствовать интеллектуальный и творческий застой. Ведь каждый ценный сотрудник, ориентированный на карьеру, должен чувствовать возможность карьерного роста и творческой самореализации.

Возможность применения на практике таланта и опыта – еще один фактор, влияющий на мотивацию ключевых сотрудников. Мотивированный сотрудник хочет приносить пользу предприятию не только в области, определенной его прямыми обязанностями и специальностью. Огромное количество людей могут делать гораздо больший вклад в деятельность фирмы.[4]. Необходимо лишь знать об их опыте, таланте и навыках, а также уделять достаточно внимания развитию и поощрению к самосовершенствованию персонала. Это важный инструмент, благодаря которому сотрудник чувствует себя нужным, признанным и равным.

Выводы из данного исследования и перспективы.

Удержание ценного работника очень важно для успехов в любой организации. Сохранение хорошего работника влияет на удовлетворение потребностей клиентов, высокие продажи. Ввиду важности проблемы удержания квалифицированного, талантливого сотрудника на предприятии важное значение имеет эффективное планирование и организация обучения, создание комфортных условий труда, применение индивидуального подхода к каждому работнику, а также своевременное выявление причин неудовлетворённости работника организацией трудового процесса.

Литература

  1. http://newzz.in.ua/main/1148840122-bezrabotica-snova-aktualna-v-ukraine.html [Электронный ресурс] / Безработица снова актуальна в Украине //
  2. http://www.hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=6319[Электронный ресурс] / Статья Розин М. Что лучше - ублажать сотрудников или давить на них //
  3. http://hrm.by/upravlenie-personalom/desyat-sposobov-uderzhat-tsennogo-rabotnika.html [Электронный ресурс] / Статья Козловский А. Десять способов удержать ценного работника//