ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Е.Н. Селезнев
канд. техн. наук, ст. научный сотрудник


Источник: http://profiz.ru/se/2_2007/intelkapital/


Устранить это противоречие можно, если установить зависимость величины получаемой предприятием прибыли от характера и степени использования ИК в инновационных процессах, а также от величины затрат на его создание и (или) приобретение. Наличие такой зависимости и соответствующих расчетных методик позволило бы предпринимателям уже на этапе выработки концепции построения прибыльного бизнеса оценить возможные варианты использования интеллектуального капитала и выбрать наилучший из них для диверсификации производства и создания инновационной продукции. Для того чтобы построить такую зависимость, предварительно необходимо:

1) определить, что такое интеллектуальный капитал и что такое управление интеллектуальным капиталом;

2) формализовать интеллектуальный капитал как объект управления.

Что такое интеллектуальный капитал? В настоящее время, к сожалению, нет однозначного толкования понятия «интеллектуальный капитал», поскольку все, кто пытался дать определение, как правило, подходили к этому, ставя перед собой разные цели. Проведенные в последние годы исследования дают основание уточнить представление о составляющих интеллектуального капитала организации и сформулировать следующее определение:

Интеллектуальный капитал — это интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции. При этом ИК включает две основные составляющие: кадровый капитал (КК); интеллектуальная собственность (ИС).

В свою очередь кадровый капитал включает человеческие активы (ЧА); структурные активы (СА).

Интеллектуальная собственность состоит из объектов промышленной собственности (ОПС), объектов авторского права (ОАП) и ноу-хау и распределяется по двум группам нематериальных активов: производительные интеллектуальные активы (ПИА); маркетинговые интеллектуальные активы (МИА).

Человеческие активы — это знания, опыт (навыки) и профессиональные качества сотрудников организации, специалистов, которые наделены природой определенными способностями и характером, получили то или иное воспитание и имеют соответствующий культурный уровень. Именно эта часть интеллектуального капитала является его базовой составляющей и представляет собой инструментарий, обеспечивающий создание интеллектуальной собственности (второй составляющей ИК).

Структурные активы предопределяют тот потенциал творческой активности коллектива сотрудников, который обеспечивает успешное и полное использование человеческих активов организации таким образом, что результат коллективной работы становится больше, чем просто сумма результатов отдельных специалистов. При этом чем выше уровень структурных активов, тем больше синергический эффект коллективной работы.

Эта составляющая кадрового капитала определяется прежде всего корпоративной культурой, общей культурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств специалистов. Корпоративная культура существенно влияет на все составляющие структурных активов: технологии коллективной работы; принципы руководства коллективом (мотивация, подбор специалистов, формирование команд для выполнения заданий и т.п.); систему обучения специалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.); бизнес-технологии, определяющие поведение организации на рынке товаров и услуг.

Интеллектуальная собственность, являясь продуктом творческой деятельности сотрудников организации, использования их знаний и опыта, относится к нематериальным активам организации. С одной стороны, создаваемая в организации интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой организацией, а с другой стороны — это интеллектуальный инструментарий, который непосредственно участвует в создании, производстве и реализации инновационной продукции, овеществляется в этой продукции, во многом определяя ее потребительскую ценность, а следовательно, и стоимость.

Следует акцентировать внимание на трех объектах интеллектуальной собственности: объекты промышленной собственности; объекты авторского права; ноу-хау. Все объекты промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости от того, как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и маркетинговые активы.

Кроме того, деньги расходуются на увеличение интеллектуального потенциала организации по следующим направлениям: обучение и переподготовка специалистов, в результате чего увеличивается объем их знаний, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки; повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологий коллективной работы; мотивация интеллектуального труда, повышения творческой активности, практической значимости создаваемой интеллектуальной продукции и т.п.

Управление интеллектуальным капиталом должно обеспечить его постоянное непрерывающееся движение через три стадии его превращений. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и не овеществленный в дальнейшем в материальной продукции интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций. Для управления движением интеллектуального капитала через три стадии его превращений необходимо установить количественные показатели оценки эффективности создания, овеществления и реализации ИК в каждом цикле совместного круговорота с промышленным капиталом организации. С этой целью будем рассматривать интеллектуальный капитал как объект совместного с промышленным капиталом управления.

Выводы

1. ИК, состоящий из двух тесно взаимодействующих частей — кадрового капитала и интеллектуальной собственности, — находится в постоянном движении и проходит три стадии превращений, такие же, как и промышленный капитал, принимая при этом соответствующие формы: денежную, производительную и товарную.

2. Главной целью управления интеллектуальным капиталом является обеспечение неразрывности кругооборота его превращений.

3. ИК как объект управления должен рассматриваться в тесном функциональном взаимодействии с промышленным капиталом, так как в процессе превращений ИК овеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход ИК в денежную форму.

4. Разработанная концептуальная модель интеллектуального капитала как объекта управления и формализованное неравенством правило управления ИК позволяют решать практические задачи по обеспечению неразрывности кругооборота интеллектуального капитала организации, рост ее интеллектуального потенциала и конкурентоспособности.