Факультет экономики
Кафедра экономики предприятия
Специальность: Управление инновационной деятельностью
В условиях современного рынка возрастает сложность предпринимательской деятельности, однако, осуществление инновационной деятельности помогает: повысить доходность бизнеса, конкурентоспособность предприятия и во многом обеспечить социально-экономическое развитие нашей страны. Но при активизации инновационной деятельности возникает ряд проблем маркетинга, например: как правильно разработать ассортимент инновационной продукции; как определить стратегию ценообразования относительно товара; какие инструменты продвижения выбрать; как выбрать оптимальный канал сбыта относительно товара и многие другие. Устранить эти проблемы можно с помощью эффективной системы маркетинга инноваций.Но нужно отметить, что для эффективного осуществления каждого этапа инновационного процесса в целом нужна эффективная система маркетинга инноваций.
Отдельные аспекты маркетинга инноваций исследованы в работах зарубежных и отечественных ученых: Н.П. Гончаровой, А. И. Анчишкин, А. М. Алимова, Л. Л. Антонюк, С. М. Илляшенко, AB Титова, В. Я. Кардаш, П.Г. Перерыва, И. Ансофф, Е. Г. Панченко, И. Шумпетер, Н.И. Чухрай, С. Ю. Глазьев, О. А. Виноградов, А. Ф. Павленко. и проч. Ими разработан ряд теоретико-методических подходов и методических инструментов маркетинга инноваций, направленных на раскрытие проблем анализа рынка для новых товаров, формирование и стимулирование спроса, продвижения инноваций на рынок и т.д..
Однако, единства взглядов на роль и задачи маркетинга инноваций нет, различными учеными делается акцент на его отдельных элементах, недостаточное внимание уделяется вопросам организации маркетинг инноваций, разработки и научного обоснования концепции применения маркетинга инноваций на предприятии.
Следовательно, можно сделать вывод, что на текущий момент еще не достаточно глубоко разработана теоретическая и методическая база системы управления маркетингом инновационной деятельности предприятий в условиях динамического изменения внешнего окружения, что связано, в первую очередь, со специфичностью инноваций как объекта маркетинга, а также определенным субъективизмом определения сущности маркетинга инноваций, формирования организационно-экономических механизмов управления маркетингом инноваций на предприятиях, а также постановки и решения научных и прикладных задач формирования их инновационно-маркетинговой политики. Нерешенность многих указанных и других теоретических и методических проблемных вопросов маркетинга инноваций на предприятиях Украины обусловили выбор темы работы, цели и задачи.
Целью работы является дальнейшее развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций по формированию системы маркетинга инноваций на предприятии.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
– предоставлены отличительные особенности инновации от других объектов маркетинга, определены параметры и стадии инновационного процесса и их идентичность процессам маркетинговой деятельности;
– исследованы теоретические аспекты маркетинга инноваций, а именно: приведены различия между маркетингом инноваций и инновационным маркетингом, определена сущность, принципы и назначение маркетинга инноваций;
– обосновано содержание системы маркетинга инноваций;
– определена специфика политики в отношении продукта;
– определена специфика ценообразования на нововведения и идентифицированы виды цен на нововведения;
– охарактеризованы основные инструменты продвижения и приведены особенности определения направления сбытовой политики.
Результаты решения задач, будут способствовать, разработке рекомендаций по таким основным вопросам, как ценообразование на нововведения и формирования системы маркетинга инноваций на предприятии.
Информационную базу исследования составили научные труды зарубежных и украинских экономистов, посвященные маркетингу предприятий, анализа маркетинговой деятельности, стратегического менеджмента и планирования, инновационного менеджмента, маркетинга инновационных процессов. В работе использованы аналитические и информационные материалы, опубликованные в украинской и зарубежной периодике, материалы, предоставленные компьютерной сетью Internet.
Объектом исследования является процесс формирования и совершенствования системы маркетинга инноваций на предприятии. Предметом исследования являются основные принципы и методы формирования и внедрения системы маркетинга нововведений на предприятиях.
В работе использована совокупность общенаучных и специальных методов, применяемых в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: научного обобщения, сравнения, системного анализа, — для уточнения сущности понятий инновации, а также общенаучной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза , при разработке рекомендаций.
Во введении раскрыта актуальность темы, а также цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
РАЗДЕЛ 1 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Обоснованно что, инновации являются специфическим объектом маркетинга, предоставлены отличные особенности инновации от других объектов маркетинга, установлено, как инновации связаны с маркетингом, для этого определена сущность, этапы инновационного процесса и их идентичность процессам маркетинговой деятельности, исследованы теоретические аспекты маркетинга инноваций, а именно: приведены различия между маркетингом инноваций и инновационным маркетингом, определена сущность, принципы и назначение маркетинга инноваций. Также обосновано содержание системы маркетинга инноваций и выявлены ее компоненты.
В ходе исследований установлено, что маркетинг инноваций нужно рассматривать в разрезе трех его главных аспектов (особая философия бизнеса; комплекс инструментов; функция управления, в рамках которой осуществляется рыночная стратегия) [4]. Определено, что для эффективного осуществления каждого этапа инновационного процесса, в целом, нужна эффективная система маркетинга. Обосновав содержание системы маркетинга инноваций, был сделан вывод, что маркетинг «4Р» (рис.1) может использоваться как система маркетинга инноваций на предприятии.
РАЗДЕЛ 2 «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ»
В работе обосновано наличие предлагаемых элементов системы маркетинга инноваций, рассмотрены их основные цели, задачи и назначение, каждого из них при внедрении новшеств. По результатам исследований выяснилось, что ценообразование является весьма сложным этапом в комплексе маркетинга, поскольку при установлении цены необходимо учитывать много факторов, которые иногда трудно идентифицировать и спрогнозировать. Также было определено, что на направление сбытовой политики влияет выбор метода сбыта, а выбор канала сбыта существенно влияет на прибыльность проекта [5].
РАЗДЕЛ 3 «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Предложены научно-практические рекомендации относительно ценообразования на инновационную продукцию, и рекомендации относительно формирования системы маркетинга инноваций на предприятии.