Докторант
Ph.D Аманшаева Д.М.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан
Современные условия деятельности промышленных предприятий требуют
создания эффективной системы управления персоналом предприятия,
развития его кадрового потенциала.
В этой ситуации возникает необходимость в теоретическом переосмыслении
кадровых процессов, разработке методологии формирования стратегии и
тактики эффективного использования персонала промышленных предприятий,
способствующих подъему и развитию отечественной промышленности,
обеспечению их конкурентоспособности, как на внутренних, так и на
мировых рынках.
Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки части
персонала промышленных предприятий затрудняет их адаптацию к
современным требованиям, что делает особо значимым и актуальным
теоретическую разработку социально-экономических механизмов подготовки
и воспроизводства высококвалифицированных работников промышленных
предприятий, обладающих высоким уровнем общего и специализированного
образования.
Следует отметить, что в настоящее время особо острой проблемой, стоящей
перед промышленными предприятиями, является создание служб управления
персоналом, отвечающих требованиям современного менеджмента,
собственных эффективных систем обучения, переподготовке и повышению
квалификации персонала, в том числе рабочих промышленных предприятий,
так как созданная в советские времена система их профессиональной
подготовки практически ликвидирована.
В то же время в существующих научных исследованиях недостаточно
внимания уделяется проблемам формирования эффективной системы
управления персоналом промышленных предприятий и сохранению их
кадрового потенциала, концепции, практике и перспективам его развития,
создания собственной эффективной системы обучения, переподготовке и
повышению квалификации работников предприятий, системе поиска и отбора
руководящих кадров.
Практически отсутствует методология разработки и создания эффективной
системы управления профессионально-квалификационным развитием кадрового
потенциала промышленных предприятий. Количество и качество имеющихся
публикаций не соответствует остроте и актуальности решения
соответствующих проблем.
Проблема управления персоналом промышленных предприятий относится к
числу важнейших проблем современного менеджмента, является актуальной и
требует системного рассмотрения.
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через
кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с
кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой
службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет
собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. В прежние
годы ей в значительной мере была присуща политическая (идеологическая),
окраска, что отражалось в самом ее содержании и определении: "Кадровая
политика - это генеральное направление в кадровой работе, определяемое
совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в
решениях партии и правительства на длительную перспективу или отдельный
период".
Поскольку формирование кадров предприятия связано не с однозначным
решением, а с альтернативностью возможных путей с выбором наиболее
эффективного из них, то правомерна постановка вопроса и о выборе
стратегии трудообеспечения с учетом всех факторов и обстоятельств,
характерных для настоящего и будущего.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к
следующему.
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития
(или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой
кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она
должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со
стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой -
динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики
предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными
должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов
персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия
(фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые
работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер
жизнедеятельности предприятия.
3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с
определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть
экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых
возможностей.
4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим
работникам.
Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на
формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы
на получение не только экономического, но и социального эффекта при
условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и
правительственных решений.
Последние, как отражение государственной политики в отношении
воспроизводства рабочей силы, влияют на кадровую политику через
регулирование ситуации на рынке труда, а также через требования к
обеспечению надлежащей социальной защиты работника.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть
быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень
гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе,
приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на
учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким
социальным издержкам для него это может привести.
Кадровая политика реализуется через кадровую работу. Поэтому выбор
кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с
выбором средств, методов, приоритетов и т.д.
Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур,
комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением
подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования,
переподготовки, мотивации, продвижения и т.д.
Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу
(выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т.п.),
а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки,
развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.
В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач,
рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа
ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними
должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между
стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров
предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на
решение специфических задач (в пределах отдельных структурных
подразделений, функциональных или профессиональных групп работников,
категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу,
возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
- отношение к "капиталовложениям" в рабочую силу, к целенаправленному
воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
- отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его
части);
- отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее
глубине и широте, а также к переподготовке кадров;
- отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д.
В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в
производственной деятельности особое место отводится социальной
политике предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в
рамках социальной защиты работников (социальное страхование по
старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.),
установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия
предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы
за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом
предприятия.
Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального
характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация,
демонстрируя добровольное воплощение в Жизнь социальной кадровой
политики, либо это может быть Результат тарифных соглашений между
администрацией и профсоюзом (или советом трудового коллектива) как
защитником интересов работников предприятия.
"Добровольно" предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему
договору становятся для администрации столь же обязательными, как и
предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.
Итак, социальная политика предприятия как составная часть менеджмента
представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением
своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального
характера.
Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного
законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком
предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы
при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального
характера на предприятии жизненно необходимыми (обеспечение
существования) или предлагаются только в интересах привлечения
квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они создают
заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия
(организации).
Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их
личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха
предприятия (организации, фирмы).
Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия
и связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:
- работник отождествлял себя со своим предприятием;
- желания работников соответствовали целям предприятия;
- росли производительность труда и готовность работников к работе;
- работники были социально защищены, предоставляемые в законном порядке
или же по тарифному соглашению социальные услуги при необходимости
дополнялись;
- поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;
- улучшалась атмосфера на предприятии, формировался благоприятный
социально-психологический климат;
- у работников и у общественности создавалось положительное
представление о предприятии.
Социальная политика является составной частью механизма
совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной
реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только
занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие
работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. К факторам,
оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия,
его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение,
степень влияния профсоюзов, форма собственности и др.
Кадровая и социальная политика в организации взаимосвязаны. Взаимосвязь
кадровой и социальной политики состоит в том, что кадровая политика
направлена на сохранение кадрового потенциала, квалифицированных
работников, их профессиональную мобильность, обновление кадров за счет
приема на работу профессионально подготовленных работников. Она
включает меры по развитию заинтересованности и трудовой мотивации
работников в эффективной и производительной деятельности, производстве
качественной продукции, социальную защиту персонала, работающего не но
своей инициативе неполное рабочее время или находящегося в вынужденных
отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной
приостановкой деятельности.
Социальная составляющая в деятельности организации является важным
элементом ее кадрового, производственного, экономического потенциала.
Основное назначение социальной политики в организации заключается в
том, что предоставляемые ей социальные услуги могут способствовать
обеспечению роста производительности, повышению эффективности и
качества труда работников. Социальная политика должна стимулировать
работников к повышению квалификации, организацию - формировать и
развивать внутриорганизационное обучение персонала. Она может
способствовать решению таких управленческих задач, как закрепление
наиболее квалифицированных работников, обеспечение их ротации,
лояльного отношения к организации. Социальная политика в организации
может быть более эффективной, если предоставляемые социальные услуги
отражают специфику деятельности организации, режим и охрану труда,
транспортную доступность рабочего места. Формы и виды социальных услуг
целесообразно дифференцировать по категориям персонала. Желательно,
чтобы предоставлялись только те виды социальных услуг, которые
пользуются спросом.
Эффективная социальная и кадровая политика предполагает предоставление
персоналу всех обязательных социальных услуг, которые организация
должна оказывать в соответствии с законодательством. Вместе с тем
социальная политика не может быть ограничена только обязательными
социальными услугами, поскольку конкуренция на рынке труда предполагает
наличие таких социальных услуг, которые могут привлечь новых работников
в организацию или удерживать работающих здесь людей. Чем выше
потребность в высококвалифицированных работниках, тем больше требуется
дополнительных социальных услуг для привлечения и закрепления
работников.
Таким образом, управление персоналом - это системное, планомерно
организованное воздействие с помощью взаимосвязанных
организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования,
распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на
создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей
силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и
всестороннего развития, занятых на нем работников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кодекс законов о труде РК.
2. Аверин А.Н. Управление персоналом,
кадровая и
социальная политика в организации: Учебное пособие. – М.:
Изд-во
РАГС, 2005. – 224 с.
3. Кадры предприятия: Кадровая политика
предприятия.
Оформление трудовых отношений с работниками. Документы по учету
кадров./ Под ред. Н.В.Пошерстник. – М.: ИД Герда, 2002.
–
656 с.
4. Кибанов А.Я. Основы управления
персоналом: Учебник
для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304с.