Введение
В последнее время многие специалисты и руководители активно обсуждают возможность изменения существующего порядка тарифообразования на тепловую энергию и сопутствующие услуги и перехода к так называемым «двухставочным» тарифам. Тема введения двухставочных (многоставочных) тарифов в сфере теплоснабжения не нова: во многих зарубежных странах двухставочные тарифы широко применяются в расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями; ведущие российские специалисты в области теплоснабжения достаточно аргументировано и обоснованно предлагают изменение существующего порядка тарифообразования и переход к многоставочным тарифам, стимулирующим энергосбережение и направленным на повышение эффективности функционирования систем теплоснабжения.
В сфере электроэнергетики крупные потребители практически повсеместно перешли на расчеты по двухставочным тарифам, которые в обязательном порядке применяются на оптовом рынке и все шире используются на розничном (потребительском) рынке. Что касается других областей, то данный порядок тарификации широко распространен в области телефонной связи как в мобильной, так и с недавних пор в фиксированной, а также в других сферах, где традиционно применяется абонентная плата (интернет-коммуникации, кабельное телевидение, IP-телефония, транспорт).
В данной статье рассматриваются ключевые проблемы, связанные с введением двухставочных тарифов, прежде всего, вопросы правового регулирования, сформулированы основные преимущества и недостатки применения двухставочных тарифов, а также содержатся рекомендации по способам решения основных проблемных вопросов.
Сущность двухставочного тарифа
Основные преимущества и недостатки одноставочных и двухставочных тарифов Основное отличие двухставочного (или двухкомпонентного) тарифа на тепловую энергию и сопутствующие услуги от традиционно применяемого в России одноставочного (или однокомпонентного) тарифа состоит в том, что в случае двухставочного тарифа затраты, формирующие тариф на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающей организацией, распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность (нагрузку), соответствующими соответственно переменным и постоянным затратам предприятия, в то время как при одностовочном тарифе все затраты считаются переменными и относятся на ставку за энергию.
В настоящее время практически на всей территории Российской Федерации (за небольшим исключением) на тепловую энергию устанавливаются одноставочные тарифы. Основным методом ценообразования является метод «издержки плюс», предполагающий формирование необходимой валовой выручки (с заданной прибылью) под обеспечение планируемого объема производства и передачи энергии. Как следует из приведенного названия, одноставочный тариф формируется из одной стоимостной составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. Вышеуказанная стоимостная составляющая в конечном счете определяет цену единицы энергии, поставляемой потребителю (тариф).
Двухставочные тарифы в свою очередь образуются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной). В «мощностную» составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, аренда, и т.д.), то есть все те затраты, которые энергоснабжающая организация несет независимо ни от чего, а в «переменную» составляющую включаются все издержки прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь топливо). Необходимо отметить, что для достижения положительного эффекта от введения системы двухставочных тарифов указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.
Одноставочные тарифы
Преимуществом одноставочных тарифов является простота расчета и применения. Все издержки суммируются, учитывается необходимая норма прибыли и, исходя из энергетического баланса, рассчитываются тарифы. Практически не возникает вопросов с его применением. Сколько показал счетчик (или какие установлены нормативы) – столько и необходимо оплатить.
Недостатками одноставочных тарифов, в свою очередь, являются:
1. Ярко выраженная сезонность – наибольшие платежи осуществляются в холодное время года, в то время как наибольшая потребность в средствах у энергоснабжающих организаций наступает в летнее время (период ремонтных кампаний). В результате у теплоснабжающих организаций, образуются кассовые разрывы, которые закрываются привлеченными средствами, стоимость обслуживания которых в свою очередь закладывается в тарифы. Как следствие снижается общая экономическая эффективность в системе ЦТ.
2. Одноставочные тарифы приводят к образованию кассовых разрывов также у жилищно-эксплуатационных и управляющих компаний, обслуживающих жилые дома, население которых рассчитывается за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, как правило, по нормативам, установленным в расчете на месяц, в то время как данные организации рассчитываются с теплоснабжающей организацией по одноставочному тарифу, имеющему ярко выраженную сезонность.
3. «Погодная зависимость». Как это ни парадоксально, теплая зима ведет к существенным убыткам для теплоснабжающих организаций. Постоянные издержки (в том числе и на проведение ремонтных работ) слабо зависят от погоды, в то время как выручка напрямую определяется объемами отпущенного тепла, в свою очередь зависимых от температуры наружного воздуха.
4. Отсутствие со стороны энергоснабжающих организаций мотивации и стимулов для энергосбережения со стороны потребителей. Наоборот, чем больше «съест» потребитель, тем выгоднее поставщику.
5. Отсутствие стимулов к экономической и технологической оптимизации производства тепловой энергии. В результате часто наблюдается ситуация, когда при неполной загрузке комбинированных источников на общую сеть работают котельные. Котельным выгодно работать, т.к. в противном случае при сохранении постоянных издержек (зарплата того же обслуживающего персонала) снижается выручка.
Двуставочные тарифы
Преимуществами двухставочных тарифов являются:
1. Выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций, за счет «мощностной» ставки (равномерно распределенной по году). Это позволяет гораздо точнее осуществлять финансовое планирование деятельности компании, снижает потребность в привлеченных средствах (снижение этой составляющей в тарифах).
2. Для теплоснабжающих организаций – снижение потерь выручки в условиях уменьшения фактического объема поставок тепловой энергии по сравнению с плановыми объемами, для потребителей – сокращение расходов на теплоснабжение при увеличении потребления тепловой энергии по сравнению с одноставочным тарифом.
3. Стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, т.к. снижение выручки за проданное количество тепловой энергии в результате энергосбережения компенсируется снижением издержек на «топливную» составляющую, что не ведет к снижению рентабельности или прибыли.
4. Стимулирование к выравниванию договорной и фактической присоединенной мощности (нагрузки), что в свою очередь позволяет оптимизировать энергетические балансы и высвобождать дополнительные резервы по мощностям. Вышеуказанное позволяет оптимизировать/снижать инвестиции в развитие мощностей.
5. Устранение экономических препятствий технологической оптимизации загрузки источников, работающих на единую сеть. Котельные переводятся в пиковый режим работы без убытков (сохраняется оплата мощности). Последнее позволяет не только оптимизировать загрузку источников, но и снижать стоимость вырабатываемой энергии (за счет загрузки более эффективных источников) и снижать объемы неэффективно сжигаемого газа.
Недостатками введения двухставочных тарифов является практически полное отсутствие в России практики использования двухставочных тарифов, вызванное, прежде всего, несовершенством правовой базы, регулирующей отношения в области теплоснабжения в Российской Федерации, а также ряд организационных вопросов, которые могут быть решены на уровне региональных или местных нормативно-правовых актов.
Правовые проблемы введения двухставочных тарифов
Регулирование отношений в области теплоснабжения в условиях отсутствия федерального закона «О теплоснабжении в Российской Федерации» в настоящее время осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ, а также ряда подзаконных актов, среди которых следует выделить, прежде всего, Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (в ред. от 07.04.2007 г.), «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 г., «Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденные Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (в ред. от 31.07.2007 г.).
Ключевой проблемой правового регулирования, связанной с введением двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, на наш взгляд, является определение величины оплачиваемой тепловой нагрузки, соответствующей плате за мощность. В соответствии со ст. 541 Гражданского кодекса РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Аналогичные нормы содержатся в «Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 г. (пп. 1.1-1.3, 3.2.2), а также в Указе Президента РФ от 18.09.1992 г. № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» (действует в ред. от 08.07.2004 г.).
В случае, если фактическая присоединенная нагрузка соответствует договорной, то каких-либо серьезных проблем не возникает, и потребитель оплачивает «мощностную» составляющую тарифа на тепловую энергию, не чувствуя значительных изменений в размере платы за тепловую энергию (общая сумма платежа по году соответствует одноставочному тарифу; увеличиваются платежи в летние месяцы, но снижаются платежи в зимние месяцы). Однако на практике у многих потребителей фактическая тепловая нагрузка не соответствует договорной, которая, как правило, определяется по проектным характеристикам здания. К таким потребителям относятся, прежде всего, учреждения культуры – театральные комплексы, кинотеатры – потребители со значительной вентиляционной нагрузкой, которая в последние годы в условиях низкой посещаемости и дефицита финансирования оставалась невостребованной. В результате введения двухставочного тарифа для таких потребителей плата за теплоснабжение может существенно увеличиться.
Практическое решение данной проблемы состоит в пересмотре договорных нагрузок и корректном определении величин реальных тепловых нагрузок потребителей, что достигается путем проведения соответствующих обследований или энергоаудита. Что касается юридической стороны, то для минимизации риска возникновения судебных разбирательств в случае введения двухставочного тарифа и несогласия потребителей оплачивать «мощностную» составляющую тарифа по существующей договорной нагрузке необходимо четкое правовое урегулирование данного вопроса, например, путем установления переходного (имплементационного) периода, в течение которого потребители, не готовые к переходу на двухставочный тариф, должны пересмотреть свои тепловые нагрузки и согласовать договорную величину с теплоснабжающей организацией.
В числе других неразрешенных организационных вопросов, связанных с введением двухставочных тарифов, следует выделить следующие:
– неурегулированность ряда методических аспектов расчета и установления двухставочных тарифов (распределение прибыли между ставками на энергию и мощность; учет перекрестного и/или бюджетного субсидирования);
– необходимость определения круга потребителей, для которых переход на двухставочные тарифы является обязательным (решается в зависимости от оснащенности потребителей приборами учета);
– возможность определения тепловой нагрузки имеющимися приборами учета;
– возможность применения двухставочных тарифов для потребителей, не оснащенных приборами учета;
– возможность перехода на двухставочные тарифы при расчетах платежей граждан за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение);
– порядок организации расчетов между смежными теплоснабжающими или теплосетевыми организациями, участвующими в процессе теплоснабжения потребителей одного населенного пункта.
Возможным способом решения большинства данных вопросов (при отсутствии соответствующих нормативно-правовых актов федерального уровня) является разработка и принятие на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления одного или нескольких нормативно-правовых актов, устанавливающих для соответствующего субъекта РФ или муниципалитета порядок расчета, установления и применения двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги.
Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить, что принципиальные проблемы, связанные с введением (установлением) двухставочных тарифов на тепловую энергию и сопутствующие услуги, отсутствуют. Более того, введение системы двухставочных тарифов позволит создать совершенно новые стимулы к повышению эффективности энергопотребления, обеспечит финансовую устойчивость и экономическую эффективность энергокомпаний, повысит надежность энергоснабжения.