В Интернете есть очень много статей, посвященных рифмам, однако большинство из них не раскрывают всей сути этого понятия. В данной статье я хочу рассказать о том, что же представляет собой рифма и как нужно правильно рифмовать.
Большинство несведущих людей не могут отличить хорошую рифму от плохой и для них слова с созвучными окончаниями это и есть рифма (такое определение дает Википедия). Но на самом деле это понятие не полностью раскрывает суть. Каждый день мы слушаем песни, читаем стихотворения и даже не замечаем, что в 99 случаях из 100 их авторы даже не задумывались над рифмой. Для обычного человека такая рифма, как «бежать – лежать», лучше, чем «сверло – стрелок», потому что она лучше звучит и имеет точное окончание. Но в действительности все как раз наоборот. Далее речь будет идти о том, как рекомендуется рифмовать и как этого делать не нужно. Хочу сразу отметить, что все примеры будут взяты из песен исполнителей речитативного жанра неизвестных широкому кругу, т.к. по качеству рифмовки в данное время никто из популярных исполнителей даже близко не приблизился к их уровню.
1. Одно из главных правил рифмованного текста: «НИКОГДА НЕ РИФМУЙТЕ НА ГЛАГОЛЫ И ИХ ФОРМЫ». Такие рифмы, как «быть – любить», «бежать – держать», «вися – неся» свидетельствуют о низком уровне автора в данном компоненте.
2. Не рекомендуется рифмовать на одни и те же части речи (кроме существительных о них позже), в одном падеже и числе. К числу таких рифм можно отнести:
1. Существительные: «круг – друг», «природа – порода», «увлечение – изречение»;
2. Прилагательные: «ударный – вульгарный», «красный –
опасный», «густой – пустой»;
3. Наречия: «обычно – прилично», «нечаянно – отчаянно»;
4. Числительные: «пятьдесят – шестьдесят», «пятнадцать – двадцать» и т.д.
3. Плохой рифмой также считаются разные части речи, которые произошли от одного однокоренного слова. Например, «любя – влюблено – любовь – любимый» имеют один корень «люб».
4. Рифмы, которые очень часто употребляются и называются «избитыми» или «заезженными». К таким можно отнести «распять
– раз пять», «пара шуток – парашютом», «вышибала – выше баллом». Это очень качественные рифмы, но в виду частого использования
являются не актуальными.
Это далеко не полный перечень, но, прочитав вышесказанное, можно определить, какая рифма является плохой. А теперь прочитайте свой любимый стих или послушайте песню. Убедились в правоте моих слов?
Почему так не нужно рифмовать? Потому, что это ОЧЕНЬ просто! Такие рифмы может придумать даже ребенок! Чем сложнее рифма, тем красивее она звучит и заставляет восхищаться ее исполнителем.
1. Хорошая рифмовки – это рифмовка на разные части речи, а очень хорошая – это на разные части речи плюс точная рифма. Точная рифма – это рифма с одинаковым окончанием. Например, «зеленый – ученый» (существительное с прилагательным), «лица – заблудиться» (существительное с глаголом), «повесЯт – пятьдесят» (глагол с числительным) и т.д.
2. Есть такое понятие «созвучия» – это похожие по звучанию слова («обычно – причина», «пожар – шагать»). Некоторые авторы считают созвучия некрасивой рифмой. Я же не считаю их рифмой, а просто красивым дополнением к рифме. Сами по себе 2 созвучных слова не представляют ценности, но если их стоит несколько подряд, то может получиться очень неплохо. Пример:
«Но парниша почему-то этого не слышит,
Тут моя речь как вышивка вышла, это выше вас!
Я вышибу всех лишних героев вымышленных,
Вот и увидим лидера круга нынешнего…» (Gillia )
«Парниша – слышит – вышивка – выше вас – вышибу – лишних – вымышленных – нынешнего» – это очень сильный и красивый созвучный текст, который упирается в букву «ш»! Скороговорки как раз построены на созвучиях.
Еще один пример: «Тут все не трудно, я true, покуда не грубо в группах
из губ пру друг, приветствуя также жму руку...» (Beat Juice)
3. Внутренняя рифма – немаловажный компонент красивого текста. Есть основная рифмовка – это когда рифмуешь 1 строку с 3, а 2 с 4 или 1 со 2 и 3 с 4. Если в эту конструкцию входит «не запланированная» рифма, то она считается внутренней. Например:
«Сегодня ПРЕСТУПЛЕНИЕ обычное, как ПРИСТУП ЛЕНИ
Как шаг через ТРИ СТУПЕНИ, в клешах за ТРИСТА ПЕННИ...» (Короб)
В данном примере, так сказать, две «паутины» рифмы. С одной стороны внутренняя рифма к слову «преступление», с другой стороны «как шаг – клешах».
4. И наконец, самые сильные и красивые рифмы –
это сложные рифмы, которые очень часто называют еще "double rhyme". СЛОЖНЫЕ РИФМЫ – это рифмовка сразу нескольких слов между собой, либо когда одно слово рифмуется с несколькими, например:
«На все ЗАБИЛИ И СОГЛАСНЫ на ИЗОБИЛИЕ СОБЛАЗНОВ…» (Короб)
« Жить в ПРИНЦИПЕ РАД, небогат, как ПРИНЦ И ПИРАТ…» (Johnyboy)
« Туда, где все тебе дается БЕЗ СТАРАНИЙ,
Где ешь вкуснейшую еду в отличном РЕСТОРАНЕ,
И все поступки бескорыстны, только ХРИСТА РАДИ,
Где душа не лечит за неделю ТРИСТА РАН МНЕ…» (Vir2aLL)
Выделенные слова являются сложной рифмой.
ОДНАКО!!!! не стоит считать double rhyme’ом, например, такие рифмовки: «идет друг – несет плуг», потому что рифма "глагол и существительное одного падежа и в первом и во втором случае.
5. Даже некоторые глагольные рифмы и считаются хорошими, например «полОскать – полАскать». Очень хорошо звучат омонимы «паразит (существительное) – поразит (глагол)».
Напоследок хотелось бы выделить из ряда классиков Цветаеву М.И., у которой хорошие рифмы, не искажающие глубокого смысла.
Вот вкратце рассказал об основных правилах рифмовки. Это далеко не полный перечень советов, но данной информации вполне достаточно, чтобы отличить хорошую рифму от плохой. Если моя статья кому-то пригодиться и он почерпнет для себя что-то новое, то значит потраченное время не прошло даром.
В данной статье приводились примеры из песен:
1.
BEAT JUICE (feat. Limas (C-82)) – Я слово
2. Vir2aLL – Не оглядываясь назад
3. Gillia – Пример принятия мер за мир
4. Короб – Совесть тысяча свидетелей
Благодарность за помощь в написании статьи:
Как НЕ рекомендуется
рифмовать
Как рекомендуется рифмовать
Рис.1.
Цветаева Марина Ивановна (1892 - 1941)