ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ | Об авторе
Магистр ДонНТУ Криволапов Евгений сергеевич

Криволапов Евгений Сергеевич

Факультет экономики

Кафедра экономики предприятия

Специальность: Экономика предприятия

Тема выпускной работы: 

Управление производительностью труда на предприятии

 Научный руководитель: к.э.н., доц.  Шилова Лариса Ивановна


Рекомендации по рифмовке текста

В Интернете есть очень много статей, посвященных рифмам, однако большинство из них не раскрывают всей сути этого понятия. В данной статье я хочу рассказать о том, что же представляет собой рифма и как нужно правильно рифмовать. Большинство несведущих людей не могут отличить хорошую рифму от плохой и для них слова с созвучными окончаниями это и есть рифма (такое определение дает Википедия). Но на самом деле это понятие не полностью раскрывает суть. Каждый день мы слушаем песни, читаем стихотворения и даже не замечаем, что в 99 случаях из 100 их авторы даже не задумывались над рифмой. Для обычного человека такая рифма, как «бежать – лежать», лучше, чем «сверло – стрелок», потому что она лучше звучит и имеет точное окончание. Но в действительности все как раз наоборот. Далее речь будет идти о том, как рекомендуется рифмовать и как этого делать не нужно. Хочу сразу отметить, что все примеры будут взяты из песен исполнителей речитативного жанра неизвестных широкому кругу, т.к. по качеству рифмовки в данное время никто из популярных исполнителей даже близко не приблизился к их уровню.

Как НЕ рекомендуется рифмовать

1. Одно из главных правил рифмованного текста: «НИКОГДА НЕ РИФМУЙТЕ НА ГЛАГОЛЫ И ИХ ФОРМЫ». Такие рифмы, как «быть – любить», «бежать – держать», «вися – неся» свидетельствуют о низком уровне автора в данном компоненте.

2. Не рекомендуется рифмовать на одни и те же части речи (кроме существительных о них позже), в одном падеже и числе. К числу таких рифм можно отнести: 1. Существительные: «круг – друг», «природа – порода», «увлечение – изречение»; 2. Прилагательные: «ударный – вульгарный», «красный – опасный», «густой – пустой»; 3. Наречия: «обычно – прилично», «нечаянно – отчаянно»; 4. Числительные: «пятьдесят – шестьдесят», «пятнадцать – двадцать» и т.д.

3. Плохой рифмой также считаются разные части речи, которые произошли от одного однокоренного слова. Например, «любя – влюблено – любовь – любимый» имеют один корень «люб».

4. Рифмы, которые очень часто употребляются и называются «избитыми» или «заезженными». К таким можно отнести «распять – раз пять», «пара шуток – парашютом», «вышибала – выше баллом». Это очень качественные рифмы, но в виду частого использования являются не актуальными.

Это далеко не полный перечень, но, прочитав вышесказанное, можно определить, какая рифма является плохой. А теперь прочитайте свой любимый стих или послушайте песню. Убедились в правоте моих слов? Почему так не нужно рифмовать? Потому, что это ОЧЕНЬ просто! Такие рифмы может придумать даже ребенок! Чем сложнее рифма, тем красивее она звучит и заставляет восхищаться ее исполнителем.

Как рекомендуется рифмовать

1. Хорошая рифмовки – это рифмовка на разные части речи, а очень хорошая – это на разные части речи плюс точная рифма. Точная рифма – это рифма с одинаковым окончанием. Например, «зеленый – ученый» (существительное с прилагательным), «лица – заблудиться» (существительное с глаголом), «повесЯт – пятьдесят» (глагол с числительным) и т.д.

2. Есть такое понятие «созвучия» – это похожие по звучанию слова («обычно – причина», «пожар – шагать»). Некоторые авторы считают созвучия некрасивой рифмой. Я же не считаю их рифмой, а просто красивым дополнением к рифме. Сами по себе 2 созвучных слова не представляют ценности, но если их стоит несколько подряд, то может получиться очень неплохо. Пример:

«Но парниша почему-то этого не слышит,

Тут моя речь как вышивка вышла, это выше вас!

Я вышибу всех лишних героев вымышленных,

Вот и увидим лидера круга нынешнего…» (Gillia )

«Парниша – слышит – вышивка – выше вас – вышибу – лишних – вымышленных – нынешнего» – это очень сильный и красивый созвучный текст, который упирается в букву «ш»! Скороговорки как раз построены на созвучиях.

Еще один пример: «Тут все не трудно, я true, покуда не грубо в группах из губ пру друг, приветствуя также жму руку...» (Beat Juice)

3. Внутренняя рифма – немаловажный компонент красивого текста. Есть основная рифмовка – это когда рифмуешь 1 строку с 3, а 2 с 4 или 1 со 2 и 3 с 4. Если в эту конструкцию входит «не запланированная» рифма, то она считается внутренней. Например:

«Сегодня ПРЕСТУПЛЕНИЕ обычное, как ПРИСТУП ЛЕНИ

 Как шаг через ТРИ СТУПЕНИ, в клешах за ТРИСТА ПЕННИ...» (Короб)

В данном примере, так сказать, две «паутины» рифмы. С одной стороны внутренняя рифма к слову «преступление», с другой стороны «как шаг – клешах».

4. И наконец, самые сильные и красивые рифмы – это сложные рифмы, которые очень часто называют еще "double rhyme". СЛОЖНЫЕ РИФМЫ – это рифмовка сразу нескольких слов между собой, либо когда одно слово рифмуется с несколькими, например:

«На все ЗАБИЛИ И СОГЛАСНЫ на ИЗОБИЛИЕ СОБЛАЗНОВ…» (Короб)

« Жить в ПРИНЦИПЕ РАД, небогат, как ПРИНЦ И ПИРАТ…» (Johnyboy)

« Туда, где все тебе дается БЕЗ СТАРАНИЙ,

Где ешь вкуснейшую еду в отличном РЕСТОРАНЕ,

 И все поступки бескорыстны, только ХРИСТА РАДИ,

Где душа не лечит за неделю ТРИСТА РАН МНЕ…» (Vir2aLL)

Выделенные слова являются сложной рифмой. ОДНАКО!!!! не стоит считать double rhyme’ом, например, такие рифмовки: «идет друг – несет плуг», потому что рифма "глагол и существительное одного падежа и в первом и во втором случае.

5. Даже некоторые глагольные рифмы и считаются хорошими, например «полОскать – полАскать». Очень хорошо звучат омонимы «паразит (существительное) – поразит (глагол)».

Напоследок хотелось бы выделить из ряда классиков Цветаеву М.И., у которой хорошие рифмы, не искажающие глубокого смысла.

Цветаева М.И.  

Рис.1. Цветаева Марина Ивановна (1892 - 1941)

Вот вкратце рассказал об основных правилах рифмовки. Это далеко не полный перечень советов, но данной информации вполне достаточно, чтобы отличить хорошую рифму от плохой. Если моя статья кому-то пригодиться и он почерпнет для себя что-то новое, то значит потраченное время не прошло даром.


В данной статье приводились примеры из песен:

1. BEAT JUICE (feat. Limas (C-82)) – Я слово

2. Vir2aLL – Не оглядываясь назад

3. Gillia – Пример принятия мер за мир

4. Короб – Совесть тысяча свидетелей

Благодарность за помощь в написании статьи:

Пыхов Алексей

Ишуткин Владимир

Калмыков Роман

Борисов Сергей


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ |Об авторе