Любой бизнес требует усилий по продаже товара или услуги потенциальному покупателю. Это необходимое и обязательное условие. Задача же в том, как эти усилия оплачивать. Рассмотрим один из возможных ответов на этот вопрос. Сразу же оговорюсь, что ни одно решение не может считаться универсальным и одинаково эффективным для любой компании. Более того, компания должна время от времени пересматривать существующую модель расчета заработной платы своих сотрудников и при необходимости изменять ее. Такая необходимость может быть вызвана как переменами в компании и на отдельно взятом рынке, так и на макроэкономическом уровне.
Первый подход к оплате — постоянный оклад — распространен в силу своей простоты. Основные недостатки данной модели: ее статичность и отсутствие стимула к развитию сотрудников.
Модель комиссионных имеет большее влияние на мотивацию сотрудников отдела продаж. По своему опыту знакомства с практикой различных компаний могу сказать, что модель комиссионных, когда ставка символическая или отсутствует в принципе, может быть чрезвычайно эффективна для мотивации продавцов. Однако эта модель подходит далеко не каждой компании и не для каждой категории сотрудников. Недостатки модели:
Предложенный ниже вариант — оплата по уровню достижения плановых показателей — также не лишен недостатков. Основной из них — необходимость наличия в компании четкой системы планирования и учета. С другой стороны, есть ряд неоспоримых достоинств:
Несколько принципов, положенных в основу предложенной ниже модели:
Теперь сама модель. Заработная плата рассчитывается по формуле:
З.п. = Ставка + Премия
В свою очередь, рассчитываем премию как
Премия = Ставка х Коэффициент результативности
или
З.п. = Ставка + (Ставка х Коэффициент результативности)
Порядок расчета Коэффициента результативности (Кр):
Требования и список критериев оценки результативности:
Очевидно, что результаты работы торгового представителя в значительной степени зависят от работы других сотрудников и подразделений компании. Слабый товар или неблагоприятную конъюнктуру сложно компенсировать даже высокопрофессиональной работой службы продаж. Тем не менее, оценить вклад торгового представителя в общий результат можно и нужно. Для торгового представителя производителя/дистрибьютора товаров FMCG критериями оценки могут быть следующие показатели:
Оценку по каналам дистрибуции, если нет четкой цели (например, построить 100% прямую дистрибуцию «производитель — розничная сеть») проводить не имеет смысла. Важнее оценить свою долю рынка. Поскольку расчет доли рынка может быть затруднен в связи с отсутствием достоверных данных по конкурентам, можно ставить цель не в процентах, а в натуральном исчислении, оценивая не относительную долю, а абсолютный объем.
Грамотная дистрибуции — обязательное условие успешных продаж, поэтому, выполняя план по товарообороту, торговый представитель или региональный менеджер будет вынужден искать оптимальные каналы дистрибуции. Руководителя отдела продаж можно оценить по объему продаж и дебиторской задолженности, а также по средней результативности подчиненных торговых представителей.
Пример
расчета результативности:
Критерий | План | Факт | Вес | Коэфициент достижения |
Дистрибуция | 250 торг. точек | 180 торг. точек | 30% | 180*100/250*30%=21,6% |
Оборот за месяц | 250000 | 200000 | 35% | 200*100/250*35%=28% |
Дебиторская задолженность (допустимая величина (план) дебиторской задолженности — 10% от оборота; 1% отклонения от плана равняется 5% результативности) | 10% | 15%(3000) | 35% | 75%*35%=26,3% |
Результативность работы | 75,9% |
Базовая ставка = бюджет / (1+ min К)
где min K — пороговый коэффициент результативности.
Например, при средней зарплате торговых представителей по отрасли 400 у.е. и минимальном допустимом уровне результативности 0,7 (70%) базовая ставка составит 235 у.е. А зарплата (в нашем примере) — 414 у.е.
Недостаток предложенного выше набора критериев — отсутствие учета таких аспектов работы торгового представителя как дисциплина, работа в команде, самообразование и т.п. Поэтому данная модель, как и любая другая, требует оценки и адаптации под возможности и потребности конкретной компании.
Мотивировать торгового представителя к командной работе можно, оценивая его эффективность с учетом результатов работы всего подразделения или компании. Для этого дополнительно необходимо определить норму ответственности сотрудника за личные (например, 80%) и групповые результаты (20%). В нашем примере, если отдел продаж достиг результата 90%, то результативность сотрудника составит 78,8% (=76%*80%+90%*20%).
И самое важное — помнить, что модель нужна не ради самой модели, а ради того результата, который позволяет получить. Жесткая дисциплина не отменяет гибкости и готовности к инновациям.
Автор выражает признательность Алевтине Кавтревой, консалтинговая система «Триз-Шанс», за помощь в разработке методики.