НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Лелякова Е.С.,Степанова Т.А. к.е.н., доцент
Донецкий национальный технический университет


Источник: Тезисы доклада на Дни теории и практики инвестирования 2011, 24-25 март 2011 г., ДонНТУ, Донецк.


Процесс экономических и политических преобразований, происходящих в нашей стране, привел к необходимости проведения существенных изменений в деятельности экономических субъектов. На современном этапе становления рыночной экономики в Украине, в условиях широкомасштабной структурной перестройки экономики в целом, важнейшее значение приобретает эффективное использование системы планирования, обеспечивающего эффективное инновационное развитие деятельности экономических субъектов в условиях нестабильной внешней среды.

Проблемы инновационной деятельности приобрели особую актуальность, поскольку именно инновации обеспечивают конкурентоспособность субъектов хозяйствования. Поэтому решением этих проблем стали заниматься непосредственно сами предприятия как институциональные единицы рыночной экономики. Несмотря на сложное экономическое положение многих экономических субъектов, в настоящее время проявляется тенденция к усилению их инновационной активности.

Вопросами планирования инновационной деятельности и эффективности внедрения инноваций занимались такие ученые, как Балабанов И.Т., Ван Дейн Я., Завлин Н.П., Кляйнкнехт А., Комаров Е.И., Маковеев Н.П., Менш Г., Миронова Г.В., Осипова Г.И., Перлов В.И., Б. Твисс, Фаенсон М.И., Фримен X., Шумпетер Й. и другие. Вместе с тем, практически открытой остается проблема разработки научно-методичких подходов к оценке динамики инновационной деятельности предприятий в процессе планирования, что в определенной степени связано с отсутствием однозначной непротиворечивой трактовки понятий «инновация» и «инновационная деятельность».

При наличии более ста трактовок понятия «инновация», каждое из которых отражает ее важные аспекты, целесообразно определиться с конкретной формулировкой, в рамках которой и осуществлять дальнейшее исследование процессов деятельности предприятий.

Инновацию можно определить как первое практическое применение нового научно-технического, технологического, производственного, организационно-управленческого, экономического или какого-либо иного решения, которое позволило получить тот или иной полезный (коммерческий) эффект после его внедрения.

Инновации в настоящее время являются результатом эффективного взаимодействия технологий, рыночных запросов, экологических и социальных требований, которые постоянно изменяются под влиянием внешней среды. Шумпетер Й., например, рассматривал инновацию в динамике, то есть инновационный процесс как «…изготовление нового продукта, а не «новый» продукт; внедрение нового метода, а не «новый метод»; освоение нового рынка….».

В настоящее время практически отсутствуют научно-правовые, экономические, социальные и экологические критерии, позволяющие оценить интенсивность осуществления внедрения новаций в деятельность предприятий, что является препятствием для их быстрого и эффективного продвижения в хозяйственную практику.

Твисс Б. рассматривал инновационный процесс как преобразование нового знания, научных идей, изобретений в физическую реальность (нововведения), которая изменяет общество. Собственно инновационный процесс представляет собой деятельность, направленную на поиск возможностей, которые обеспечивают практическое использование научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта, способа его производства и удовлетворения общественных потребностей в конкурентоспособных товарах и услугах. Инновационный процесс можно рассматривать как комплекс последовательных взаимосвязанных действий, обеспечивающий развитие новации от идеи до конкретного продукта, а также эффективное его практическое использование. На развитие инновационного процесса влияет множество факторов, которые способствуют или препятствуют внедрению инноваций.

Следует отметить, что инновационная деятельность представляет собой сложную динамическую систему действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, которые занимаются научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и т.д. Для обеспечения эффективности и динамичности этого процесса целесообразно проведение исследований, связанных с планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.

Актуальными в настоящее время становится решение проблем, связанных с разработкой критериев новизны, процессом планирования и обеспечения достижения предприятием этих критериев в ходе осуществления инновационной деятельности. Особую важность приобретает в целом процесс управления внедрением инноваций, то есть инновационный менеджмент, частью которого является планирование инноваций.

Таким образом, для обеспечения эффективной инновационной деятельности субъекты хозяйствования должны определиться с самими инновациями, степенью их новизны, критериями оценки инновационного процесса, возможностями его улучшения в ходе научно-исследовательской и производственной деятельности, продвижения инновационного продукта к потребителю, а также разработать мероприятия по обеспечению всех функций управления инновационным процессом.


Список использованной литературы:


1) Андреева О.Д. «Технология бизнеса»: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000.-198 с.Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2010. – 260 с.

2) Басовский Л.Е. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 260 с.

3) Бочаров В.В. «Инвестиционный менеджмент». - СПб.: Питер, 2001. - 160 с.

4) Валдайцев СВ. «Оценка бизнеса и инноваций». - М.: Филинъ, 2007. - 336 с.

5) Камбуров СВ., Нистратов В.В. «Инновационные процессы в промышленности США и Японии. Сравнение стратегических установок. Инновационная политика развитых капиталистических государств ВНИИ системных исследований». - М.: Экономика, 2001. - 780 с.

6) Уткин Э.А. «Инновационный менеджмент». - М.: АКАЛИС, 2006. - 360