ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Момот А. И. д. э. н., профессор, Лукьянчиков Д. С. магистр КСС-10м.
(Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, Украина)
Постановка проблемы: в условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.
Анализ последних исследований и публикаций: первопроходцами в этом направлении являются Д. Бауэрсокс, Д. Клосс, которые заключили свои труды в книгу «Логистика. Интегрированная цепь поставок», которая неизменно переиздается в США с 1974 г. В Украине, развитию логистики так же посвящено немало публикаций, а именно:
— Состояние и тенденции развития логистического рынка в сегменте FMCG. Новые условия договоров для клиентов логистических провайдеров, Олег Каленский, Директор по стратегическому маркетингу и продажам, компании «УВК».
— Логистический аудит как технология повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия на примере украинского ритейла, Андрей Радченко, Председатель Правления «Украинской Лиги Логистики и Складирования»; содокладчик Валерий Юхимов, Директор Компании «ЛК Центр».
— Повышение эффективности управления цепочками поставок, Кирилл Руднев, Директор по продажам компании Smart Business.
— Практика снижения рисков на стыках логистических цепочек, Артём Скоробогатов, Руководитель логистического направления «Международной Юридической службы», Международная ассоциация Forwarderlaw.
Так же можно выделить несколько зарубежных публикаций посвященных логистике в Украине:
— Бизнес-кейс: построение комплексного логистического решения для украинского импортера, Феликс Херсонский, начальник департамента маркетинга и продаж AsstrA Logistics AG (Цюрих, Швейцария).
— Специальный доклад: «Проект TRACECA при поддержке Евросоюза», Джон Стандингфорд, транспортный эксперт Проекта Евросоюза «Международные логистические центры между Европой, Кавказом и Азией».
Цель статьи: целью данной работы является ознакомление с понятием «логистика» и его применение, анализ материальных потоков в производстве и путей организации его управления, а так же ознакомление с современными логистическими системами, применение которых в производстве повышает эффективность тавродвижения на предприятия.
Изложение основного материала.
Первые упоминания о «логистике» относят еще к временам Древней Греции, Византии и Римской империи, где этот термин в основном означал распределение продовольствия или снабжение военных формирований необходимыми ресурсами.
В начале
Основными из них являются следующие:
• революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);
• глобализация рынка;
• изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
• повсеместное распространение философии TQM (тотальное управление качеством);
• рост партнерства и стратегических союзов [1].
Логистика стала использоваться во многих отраслях производственно и человеческой деятельности.
Логистика внутри предприятия непосредственно связана с понятием материального потока. Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.). Классифицировать материальные потоки можно по следующим принципам:
— Отношение к логистической системе:
• внешний;
• внутренний;
• входной;
• выходной.
— Состав материальных ценностей:
• одноассортиментный;
• многоассортиментный.
— Масштабность:
• массовый;
• крупный;
• средний;
• мелкий.
— Характер и массивность грузоединиц:
• тяжеловесный;
• легковесный.
— Степень совместимости грузоединиц потока:
• совместимый;
• несовместимый.
— Консистенция грузоединиц потока:
• насыпные грузы;
• наливные грузы;
• наволочные грузы;
• товарно-штучные грузы [2].
В условиях рыночной экономики выживаемость предприятий, завоевание ими конкурентных преимуществ возможны лишь при условии их обязательной непрерывной организационно-технической перестройки с целью приближения реально существующего производства к его оптимальному проекту, соответствующему достигнутым уровням знаний, техники, технологии, организации и управления производством. Оптимальный проект организации должен соответствовать современным уровням технологии, техники и культуры организации и управления предприятиями.
Современная организация и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать ряду требований.
— Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.
— Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.
— Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.
— Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.
— Обеспечение непрерывности планового руководства.
— Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства.
Для обеспечения данных требований применяются логистические системы.
Система Управления Складом (Warehouse Management System) — система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы профильного предприятия.
Цели внедрения такой системы следующие:
• активное управление складом;
• увеличение скорости набора товара;
• получение точной информации о месте нахождения товара на складе;
• эффективное управление товаром, имеющим ограниченные сроки годности;
• получение инструмента для повышения эффективности развития процессов по обработке товара на складе;
• оптимизация использования складских площадей.
Система управления взаимодействием с клиентами (или CRM, сокр. от англ. Customer Relationship Management System — система управления взаимодействием с клиентами) — корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM-стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах (контрагентах) и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Под термином «CRM-система» понимается программный продукт (ПО), направленный на реализацию концепции CRM.
Системы управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии.
Задачами системы SCM являются:
• повышение уровня обслуживания;
• оптимизация производственного цикла;
• уменьшение складских запасов;
• повышение производительности предприятия;
• повышение рентабельности;
• контроль производственного процесса.
По данным AMR Research и Forrester Research, с внедрением SCM компании получают такие конкурентные преимущества, как уменьшение стоимости и времени обработки заказа (на
В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям значимость логистики возрастает. Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в период перехода к рынку:
— Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.
— Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
— Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, взаимообуславливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.
— Технический фактор. Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации управления.
— Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном масштабе [3].
Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода Украины к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.
Выводы из данного исследования и перспективы:
Не вдаваясь в детальный экономический анализ, можно сформулировать в общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в Украине:
• тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;
• недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);
• отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
• низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;
• слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п. [3].
Список литературы:
1. Бизнес тренинги, Мак Джил, Генри Минтцберг, [Электронный ресурс], http://www.training-world.ru/business/logist/305/
2. Джонсон Д. С., Вуд Д. Ф., Вордлоу Д. Л., Мерфи—мл П. Р. Современная логистика, [Книга] —М.: Вильямс. —2004. —624 с.
3. Дистрибуция и логистика, [Электронный ресурс], http://www.ukrlogistika.com.ua/