ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Момот Руслана Александровна

Момот Руслана Александровна

Факультет экономики

Специальность: Экономика предприятия

Эволюция одежды и вкусов

«Единственный закон, которому подчиняется мода — шагать в ногу со временем.

Дух эпохи определяет облик моды, а мода определяет облик эпохи…»

Энне Бурда


Одежда существовала во все времена. История одежды ведет свой счет с того момента, когда человеку понадобилась защита от непогоды. С развитием цивилизации, одежда стала элементом эстетической красоты, признаком социального статуса и даже особой областью искусства.

Развитие моды на протяжении всей истории находится в теснейшей взаимосвязи с изменениями, происходящими во всех областях общественной, культурной и экономической жизни. Формы одежды всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля конкретной исторической эпохи и внутри него, последовательно переживая все фазы развития: зарождение, расцвет, угасание.

Выбор темы обусловлен личной заинтересованностью, поскольку самым важным увлечением является искусство создания одежды.


Немного истории ...

Трансформация одежды происходила в соответствии с идеалами различных эпох. Историки моды считают, что в Древней Греции и Древнем Риме была наиболее совершенная одежда. Древние греки искусно драпировали ткань. В зависимости от размера куска ткани, способа закрепления и драпировки можно было определить, к какому социальному слою принадлежит человек.

Со временем драпированная одежда сменилась на кроеную. В одежде стали выделять переднюю и заднюю часть, выкраивать и вшивать рукава.

В эпоху Готики появилась одежда, плотно облегающая в области лифа, со шлейфом и очень узкими или широкими рукавами.

В 1195 году духовенство запретило облегающие формы, поэтому одежда максимально закрывала открытые участки тела.

Эпоха Возрождения известна удобной, гармоничной одеждой, которая как бы выражает гармонию внутреннего и внешнего мира в человеке.

Конец XVIII века — эпоха Просвещения. Природа становится объектом вдохновения. Костюмы того времени отличаются спокойствием и естественностью.

В отдельную категорию можно выделить национальный костюм — одежда, которую носили простые люди, и которая имеет индивидуальные различия, характерные для определенного народа и национальности. Одежда XIX века складывалась под влиянием различных факторов. Например, Русский крестьянский костюм начали подпоясывать под грудью, на манер греческих одеяний [1].

Мода в 1900–1907 гг. полностью отличается от моды последующего пятидесятилетия и является как бы продолжением форм конца XIX в. Этот период характеризуется прежде всего невиданной ранее пышностью декора, обилием бижутерии, меха, перьев, великолепными, роскошными тканями, любовью к импозантности и стремлением подчеркнуть богатство и разнообразие одежды.

Самым привлекательным зрелищем этих времен была собственно женщина. Подготовка своей особы к этой роли стоила женщине немало труда. Ежедневное причесывание длинных волос, надевание и шнурование корсета, высоких башмаков, множества предметов гардероба — все это занимало много времени [2].

Рисунок 1 - Мода в 1900-1907 гг.
Рисунок 1 - Мода в 1900-1907 гг. [2]

Мода 1908–1914гг. характеризуется лихорадочными поисками новых выразительных средств и форм. В моде того времени отразились актуальные политические проблемы, развитие социальных движений, борьба женщин за равноправие. Русско–японская война и расцвет колониализма привели к появлению экзотических элементов в моде.

Это было время культа оперетты, которая не только была веселым развлечением, но и ввела новые типы одежды. Кроме оперетты и всегда модных драматических театров, подобную роль выполняли ревю и кабаре со знаменитыми артистками, например Мистенгет в Париже или Люциной Мессаль в Польше. Они ввели не только аргентинский танец танго, но и вместе с ним юбку–брюки.

Описывая моду 1915–1923 гг., можно смело сказать, что она была продолжением поисков новых средств выражения, необходимых при столь быстро сменяющих друг друга формах.

Главной чертой моды этих лет была своего рода свобода («обвислость») и фантазийность. Свободно висели на плечах блузки навыпуск, их баски и широкие пояса не облегали стан. Висели короткие и широкие рукава, иногда фантастических очертаний, удлиненные спереди, напоминающие готические. Свисали оборчатые юбки и прикрепленные к ним фартучки, шлейфы, шали, платки и т. п. Просторность в одежде, которая в 1922 г. дошла до высшей точки, маскировала естественное очертание фигуры. Женщина того времени «вешала на себя» платье. Этот эффект усиливался применением мягких тканей, чьи пластические свойства обусловливали создание мягких, расплывчатых форм. Все это было комплексным сопротивлением жестким и рафинированным формам одежды начала XX в.

Мода 1924–1929 гг. не только ликвидировала разницу в возрасте среди женщин, но и помогла стиранию социальных границ. На первое место вышла Шанель, один из лучших модельеров того времени. Она ввела простоту, вдохнула в моду порыв молодости.

Главными чертами общей моды была унификация типа «женщины–дощечки» с мальчишеским сложением и не менее стандартным лицом. Наступило упрощение силуэта, стилизация вышивок и отделок, ноги открылись до коленей, руки - до плеч, а в бальных туалетах появились проймы ниже пояса, вместо ухоженной «алебастровой кожи» — загорелое тело цвета бронзы. Однако самым важным в 1924– 1929 гг было то, что образцом для женской одежды служила мужская и спортивная одежда. Женщины носили даже шляпы, приближенные по форме к мужским, двубортные костюмы, похожие на пиджаки, отложные воротники, застегивающиеся под шеей, галстуки, полуботинки, свитеры, кожаные пояса, манжеты рубах, застегнутые на запонки, и т. д.

В конечном итоге эта тенденция отразилась в применении накладных карманов, которые делали уже во время войны, в функциональности пуговиц и застежек и подчеркивании строчками конструктивной линии кроя [2].

Рисунок 2 - Мода в 1924-1929 гг. [2]
Рисунок 2 - Мода в 1924-1929 гг. [2]

Хозяйственные трудности, возникшие в европейских странах, достигли кульминации в 1929 г.; в это время наступил кризис и связанная с ним безработица, продолжавшаяся в течение нескольких лет. Следствием экономической политики во многих странах явилось стремление к удовлетворению внутренних рынков отечественной продукцией, а также путь наибольшего ограничения импорта. Стремление к экономике нашло отклики и в моде. Был провозглашен лозунг «не приукрашивать шерсть», т. е. не приукрашивать изделия из шерстяных тканей. Это вызвало появление очень характерных для описываемого периода тканей обогащенных фактур, не требовавших дополнительных украшений. Упрощение декора и ликвидация трудоемкой ручной отделки послужили причиной потери работы множеством вышивальщиц, продавщиц перьев, корсетниц, а также закройщиков и подручных швей. Стремление к простоте, которое появилось в начале XX в. и было укреплено событиями первой мировой войны, победило, несмотря на протесты французских портных.

Последствия двух мировых войн определили дальнейшую жизнь народов разных стран во всех ее проявлениях, в том числе обусловили они и дальнейшее развитие форм женской одежды.Болезненные переживания, беспокойство должны были полностью уничтожить, а в лучшем случае отодвинуть на очень далекий план менее важные стремления, и прежде всего моду. Однако подробные исследования моды этого периода выявили развитие как композиции силуэта в целом, так и конкретных форм, появившихся уже с 1937 г. в коллекциях "haute couture", в частности у Жака Хейма, Люсьен Лелонг, Жана Пату, Папена и др.

После второй мировой войны произошли огромные перемены как в мировой политике, так и в общественно–экономических отношениях. Во многих странах стерлось прежнее разделение на сословия, а огромный рост промышленности способствовал постепенному стиранию различий между городом и деревней.

После второй мировой войны появилось стремление к выявлению индивидуального образа соответствующей одеждой и макияжем. Наиболее ярко эта тенденция проявляется среди молодежи. Произведения современного искусства часто отмечены стремлением «удивить«, и это стремление характерно для молодежи в трактовке своей внешности, что часто противоречит прежним понятиям этики. Новое послевоенное явление — это изменение психики молодежи, вызванное условиями и жестокостью войны; очень упрощенно можно утверждать, что особенности психики современной молодежи основывались на непризнании авторитета старшего поколения, на стремлении к определенной самостоятельности и свободе, на желании создать новые основы прогресса, новый стиль жизни. Эти тенденции нашли выражение также и в моде [2].

Рисунок 3 - Отечественная мода в 1940-1946 гг. [3]
Рисунок 3 - Отечественная мода в 1940-1946 гг. [3]

Современные стилистические направления моды

Ее величество Классика отличается особой гармонией функционального и эстетического начал. В ней органически сливаются традиции с наиболее ценными достижениями в развитии костюма. Одежда этого стиля наиболее распространена.И выполняется из самых добротных, благородных по качеству и цвету тканей — шерсти, шелк, хлопка, льна, смесовых, имитирующих натуральные. При изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, «куриная лапка». Покрой отличает простота и строгость исполнения.

«Romantic» предполагает обстановку праздника, отдыха, торжества, создает приподнятое настроение и вряд ли уместен в рабочей обстановке. Далеко не каждая женщина может носить платья романтического характера.

«Fantasy» характеризуется необычайными формами и членениями, сложными конструктивными решениями, неожиданными линиями, разнообразным декором и украшениями. Этот стиль складывается под влиянием вкуса, требований молодежи.

«Sport style»характеризуется свободным силуэтом, множеством карманов, застежек–молний. Линии членения стремятся к геометрическим фигурам, обильное украшение укрупненными накладными деталями, фурнитурой и отделочными строчками. Одежда достаточно яркая, динамичная по своему характеру с минимумом отделок. Еще в начале века многие мужчины носили брюки гольф. Используются ткани типа эластика и смесового трикотажа.

Сафари — это стиль английских колонизаторов.Самые характерные его детали — светлые тона одежды (бело–песочно–хаки–коричневая гамма), довольно узкие силуэты Одежда этого стиля предназначена для отдыха и шьется их легких, в основном хлопчатобумажных тканей. Для нее характерен свободный покрой, большое количество накладных карманов, погончиков, металлических пуговиц, втачной рукав. Фасон рубашки обычно нечто среднее между блузой и блейзером, рукав полудлинный. Удобные бермуды, длиной до колен гольфы.

Джинсовый стиль. На картонной этикетке, прикрепленной к новым джинсам, часто пишут какого они стиля или кроя. Вот приблизительный список, что на ней может быть написано, и что это обозначает:

  1. Regular (old) style (обычный, старый стиль)
  2. Easy (comfort) style (свободный, комфортный стиль)
  3. Loose style (просторный стиль)
  4. Slim style (обтягивающий стиль)
  5. Country style (Boot cut) (стиль кантри, клеш)
  6. Baggy style (мешковатый стиль) — «рэпперские»
  7. Job style (рабочий стиль)

Фольклорный стиль. Это современный стиль одежды с использованием элементов национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок.Одежда фольклорного характера очень часто отличается декоративностью, в ней используются самые разные приемы отделки.Одежда удобна и хороша в условиях непринужденной обстановки на отдыхе, просто дома или на даче.

Кантри. В основе стиля лежат образы европейских переселенцев, появившихся на американском Западе в конце XIX – начале XX века. Как правило, это были в прошлом жители деревень или городских окраин. Многие из них были ирландцами либо выходцами из других частей Старой Англии. Модельеры, работающие в этом направлении, фантазируют на тему городского жителя в деревне и наоборот, переплетая различные культуры и эпохи. Поклонники стиля кантри вводят в свой гардероб лишь те новинки сезона, которые созвучны их состоянию души.

Городской, или деловой стиль — полная противоположность фольклорному и романтическому стилям. Все комплекты шьются обычно из скромной мелкоузорчатой шерсти или плотной хлопчатобумажной ткани. Используются строгие, почти спортивные детали. Дополнения также очень сдержанные, подчеркнуто деловые. Характерные предметы городского стиля — джемпер с высоким воротом, блуза–рубашка, вместительная сумка, небольшой берет для женщин и классическая шляпа для мужчин.

Диффузный стиль распространен в молодежной моде. Сочетание в одном ансамбле, казалось бы, не сочетаемых вещей. Например, блузка в народном стиле, брюки — в спортивном, или комбинезон, похожий на рабочую одежду. Дополнены жилетом с яркой тесьмой, вышивкой, аппликацией, а на ногах — цветные, с орнаментом вязаные гетры. Легкие, цветастые летние юбки носят со спортивными майками и пиджаками. Блузки с кружевами воланами надевают с сарафаном, юбкой или брюками джинсового стиля. Но диффузный стиль допускает отнюдь не любые сочетания и требует развитого вкуса. Например, пушистые шапки из дорогого меха не образуют стилевого единства с куртками и джинсами.

Ретро не повторяет в точности находки прошлого, а создает свои. Так, благодаря ретро-моде, вернулись кружевные вставки и отделки, бельевая вышивка на блузках, клинья годе на юбках, подплечники, рюши и защипы, блестящие шелковые ткани и панбархат, отделки серебряными и золотыми нитями.

Бельевой стиль. Для платьев, блузок сарафанов, нарядных комплектов этого стиля используются обычно светлые тонкие шелковые или хлопчатобумажные ткани. Эта одежда напоминает изящное тонкое белье, которое носили в начале прошлого века, до тех пор, пока в жизнь не вошел трикотаж.

DISCO — cокращенное название молодежной одежды для танцевальных вечеров, дискотек. Платья, брюки, блузы, комбинезоны этого стиля шьют из легких, часто блестящих тканей или трикотажа. Это нарядная вечерняя одежда.

Колониальный стиль. Для него характерны благородные ткани, простые формы, спортивные детали. Изящно подчеркивающие фигуру силуэты, натуральные тона ткани.

Пуризм — самый лаконичный из модных стилей, поскольку он выдвигает на первый план вашу индивидуальность. Подчеркнуто простой покрой, отсутствие декоративных деталей и спокойный колорит. Этот стиль создал в семидесятых годах нью–йоркский модельер Хэлстон, среди клиентов которого были такие знаменитости, как Лиз Тейлор и Джеки Кеннеди.

Вестерн. Одежда в стиле первопроходцев Дикого Запада: слегка поношенная с кожаными заплатами, обычно с длинной бахромой.

Вамп. Одежда оригинальных силуэтов с большим декольте. Женщина такого стиля хорошо себя чувствует в прозрачных тканях с рисунком под леопарда. Талию подчеркивает широким тугим поясом. Носит в изобилии украшения, стразы, боа из перьев. При ней маленькая сумочка под мышку. На ногах обычно чулки нетрадиционного рисунка, обувь либо на очень высоком каблуке, либо на маленьких каблуках рюмочкой [4].

Заключение

Таким образом, мода — непродолжительное господство определенного вкуса в какой–либо сфере жизни или культуры, в узком смысле — смена форм костюма. Время господства моды в наше время определяется одним сезоном. Мода изменчива и противоречива, она одновременно является выражением индивидуальности и массовости, духа нововведения и склонности к подражанию, демократизма, утилитарности и высокого искусства. Мода рождается как вызов сложившимся вкусам, живет в борьбе с ними и, полностью завоевывает их и умирает.

Мода все время совершенствуется, меняется, ищет новые стили и направления. Мода — это не только источник информации о новых веяниях, но и своеобразная проверка вкуса.Поэтому не всегда нужно впадать в крайности,следуя модным тенденциям, иногда лучше найти ту самую золотую середину.

Рекомендуемые ссылки

  1. Эволюция моды. — Что делать. Консалт
  2. История женской моды, ХХ век
  3. Винтаж. Истории моды
  4. Современные стили одежды

▲ В начало страницы


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ || Об авторе