Источник: Використання міжнародних стандартів ISO в цілях підвищення ефективності діяльності підприємств - 2010 / Матеріали міжвузівської студентської конференції. - Донецьк, ДонНТУ - 2010, с. 108-111.
Постановка проблемы. Развитие производственных отношений на всех этапах сопровождалось эволюцией взглядов на качество и способы его обеспечения. Сравнивая первые ступени эволюции качества, отраженные «спиралью качества», с современным этапом его развития можно проследить постепенный переход от «локального» понимания качества, выраженного в контроле за удовлетворительным состоянием производимой продукции к «глобальному» видению – распространению понятия «качество» на все сферы общественной жизни, включая образование, здравоохранение, социальный статус, коммуникации в социуме, свободу деятельности и выбора, организованность досуга, доступ к культурному, социальному, психологическому и профессиональному наследию, то есть все то, что сегодня принято называть качеством жизни. Современные реалии диктуют необходимость новых исследований в области менеджмента качества, концентрируя внимание на человеке как субъекте отношений по поводу создания качества и одновременно объекте улучшения качества жизни. Таким образом, возрастает необходимость больше внимания уделять гуманистическим принципам в управлении.
Анализ последних исследований и публикаций. В виду актуальности исследуемой проблемы, данному направлению посвящены работы многих известных ученых, в частности Дила Т. и Кеннеди З., Т.Конти, Й.Дж Дальгаарда, П. Дальгаарда, А.Печчеи, Э.Ласло, Д.Хлебников, А.Маслоу и др. В Украине также ведутся исследования, посвященные выяснению роли человеческого фактора в деятельности организации. Данным направлением занимаются такие отечественные ученые как Момот А.И., Сумин В.А, Апатова Н.В, Мочерный С., Устенко А. и др.
Цель статьи. Целью данной статьи является обоснование необходимости смещения акцентов в парадигмах менеджмента в сторону социокультурных аспектов, так как главным ресурсом любой организации является человек, а также выяснение роли гуманизации мышления в эволюции качества на современном этапе. Изложение основного материала. Анализ вышеизложенных проблем в первую очередь требует четких определений основных понятий – «качество» и «качество жизни»
Существуют различия в определении данных понятий с позиций социально-философских и экономических наук. Так в философском контексте понятие «качество» имеет абстрактный характер и является более широким, чем это же понятие, определенное с точки зрения экономической науки. Философский энциклопедический словарь так определяет понятие «качество»: «...философская категория, выражающая неотделимую от бытия его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом» [1,252].
Экономический словарь рассматривает качество, как совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствующих своему назначению и предъявленным требованиям [2]. Приведенные определения позволяют составить целостное представление о качестве, так как одно дополняет другое. Говоря об эволюции качества на современном этапе, мы имеем ввиду переход к последнему ее витку, известному под названием «качество жизни», который характеризуется степенью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, возможности творческой реализации и т.п).
Проблема качества жизни затрагивает многие аспекты человеческого существования, такие как демографические и этнографические, экологические факторы; условия, характер и результаты труда. Она состоит из различных составляющих – юридических и политических аспектов, учитывает поведенческие и психологические моменты, общее идеологическое и культурное пространство. Но главной основополагающей идеей в концепции качества жизни является ориентация на человеческую личность. Слово «личность» здесь неслучайно. Сущностная характеристика этого понятия заключается в содержании мировоззрения человека, его психологической сущности; степени целостности мировоззрения и убеждений, степенью осознанности человеком своего места в обществе; содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью [3]. На приоритете личности на сегодняшний день разработано множество концепций в менеджменте. Всех их объединяет стремление гуманизировать представление о человеческом факторе как объекте управления, увидеть в нем его творческий потенциал, стремление к самовыражению (теория «человеческих отношений», теория «У») [4,97]. На важности потребности самореализации акцентируют внимание такие авторы как А.Печчеи, Э.Ласло: «Человек взбирается на Эверест, потому что видит в этом вызов человеческой изобретательности и стойкости. Скажи ему, что он должен это сделать, чтобы выжить или обрести свободу, и он воспримет это как тяжелую, непосильную работу» [6,175].
Однако внедрения каких-либо социально направленных или же других мотивирующих мер недостаточно, без комплексной перестройки сознания, они произведут краткосрочный эффект. То есть на данном этапе существует необходимость гуманизации мышления, под которой подразумевается нацеленность на человеческий фактор в организации, создание комфортных условий труда и развития творческого потенциала. Гуманизация мышления имеет также более широкое значение. Это не только необходимое условие успешного функционирования организации, это предпосылка эволюции качества до нового уровня (спираль качества) – качества жизни. Мы предлагаем рассматривать человека как субъект отношений по поводу создания качества, так как он непосредственно участвует в его создании и в то же время как объект, на который направлено воздействие, выраженное в стремлении улучшать качество его жизни.
Д.В.Хлебников пишет: «В своей теории А.Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума»[5]. Однако данная теория успешно используется в управлении персоналом. В общем же виде она достаточно хорошо отражает основные моменты развития общества. Мы предлагаем интерпретировать пирамиду потребностей Маслоу [7]применимо к менеджменту качества и верхние 2 уровня, (где вершина потребностей – потребность в самовыражении) данной модели условно считать «качеством жизни». Целью данной модели является выявление взаимосвязи между уровнем удовлетворенности отдельного индивида и общества в целом, то есть, по нашему мнению, качество жизни – этап развития общества, который наступает тогда, когда человек может не заботиться о физиологических потребностях, а также о своей безопасности и защищенности, так как все это уже обеспечивается на необходимом уровне, он может полностью сосредоточиться на труде не с целью материального обеспечения и выживания, а для удовлетворения потребности в самореализации.
Выводы из проведенного исследования. В данной статье были проанализированы основные понятия – «качество» и «качество жизни»; обоснована необходимость гуманизации мышления, как на уровне отдельных организаций, так и общества в целом; предложена интерпретированная модель пирамиды Маслоу и на ее основании сформулировано определение понятия «качество жизни».
1. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
2. Словари и энциклопедии на Академике/ http://dic.academic.ru
3. http://ru.wikipedia.org
4. Дальгаард С.П., Дальгаард Й.Дж. Значение человеческого фактора в создании устойчивого качества// Качество в ХХІ веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 280с.
5. Хлебников Д.В., ИФД "КапиталЪ" http://www.management.com.ua
6. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – 301с.
7. Корпоративный менеджмент / http://www.cfin.ru/management/people/maslow.shtml