Источник:
Гуманистические аспекты менеджмента качества
http://ekozona.ru/kachestvo/page/5/
Составной частью менеджмента качества является управление человеческими ресурсами. Хотя до сих пор отсутствует общепринятое определение этого понятия и его содержания, Госс (Goss), в частности, предлагает рассматривать управление человеческими ресурсами как «совокупность инструментальных и гуманистических подходов».
При инструментальном подходе наемный работник рассматривается в одном ряду с другими орудиями производства, подлежащими контролю и управлению со стороны менеджеров.
Здесь игнорируются интеллектуальные аспекты человека, и только его мускульная сила признается действительно полезным ресурсом для предприятия. Одним из главных отрицательных последствий подобного подхода является невозможность использования в интересах предприятия знаний и творческих способностей работников.
При гуманистических подходах основное внимание уделяется человеческим и социальным факторам, таким как отношения между людьми, моральные ценности, чувство сопричастности, коллективный опыт, мотивация, вовлеченность работников. Каждый человек рассматривается как уникальная личность, а коллектив работников — как наиболее важный актив предприятия, который не поддается копированию конкурентами и является единственным из всех активов, отдельные составляющие которого способны взаимно усиливать друг друга. Человек в данном случае не только обладатель мускульной силы, но одухотворенная мыслящая личность. В этой связи управление человеческими ресурсами глубокий комплексный подход.
Некоторые теоретики в области управления подчеркивают, что современные тенденции; это постепенный переход от узкорационалистических, инструментальных подходов к методам, ориентированным на человека. Имеющиеся результаты исследований указывают на то, что внедрение принципов всеобщего управления на основе качества обусловливает ускоренный переход организаций к использованию именно таких подходов к менеджменту, при которых большее внимание уделяется горизонтальным связям внутри предприятия, обеспечению гибкости и отзывчивости в отношении к людям, повышению индивидуальной и групповой ответственности. Вместе с тем существуют определенные несоответствия между базовыми предпосылками, на которых основаны новые подходы к управлению человеческими ресурсами, и существующими схемами мотивации.