КОНТРОЛЛИНГ – СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Пасичка Я.А., Шарнопольская О.Н.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Менеджмент и хозяйственное право - 2010 / Материалы международной студенческой конференции. - Донецк, ДонНТУ - 2010, с. 89-91.


В настоящее время большой интерес у отечественных ученых и хозяйственников вызывают вопросы, связанные с применением контроллинга на предприятиях Украины. Западные исследователи уже давно занимаются развитием этой темы, однако простое копирование даже самого лучшего опыта управления без учета национальной специфики и исторических особенностей страны было бы так же губительно, как и полное игнорирование мировых тенденций в экономике.
Для эффективного функционирования и достижения стратегических целей предприятия в нестабильной внешней среде особую важность приобретает процесс обоснования управленческих решений, который использует инструменты контроллинга.
Определенный вклад в теорию развития контроллинга и его инструментов внесли такие ученые как И.Вебер. А.Дейле, К.Друри, Х.Ю.Кюппер. Е.Майер. Б.Райан. Т.Рейхманн. Т.Скоут. Х.И.Фольмут. Д.Хан. П.Хорват. Д.Шнайдер, Н.Г.Данилочкина. В.Б.Ивашкевич. А.М.Карминский. С.А.Николаева. В.Ф.Палий. С.А.Стуков. А.Д.Шеремет и др.
Целью данной статьи являться рассмотрение контроллинга как концепции управления предприятием, определение целей и задач контроллинга.
Контроллинг – это современная концепция эффективного управления предприятием для обеспечения его долгосрочного функционирования на рынке.
Контроллинг, как система рационализации целедостижения, прошел достаточно серьезный путь развития. При этом, возникновение и основные этапы его совершенствования напрямую были связаны с изменениями во внешней бизнес-среде, когда предприятия не могли обойтись старыми методами управления. На протяжении всего своего развития контроллинг был и остается объективно необходимым для успешного и эффективного ведения бизнеса. С успешностью бизнеса связана целевая ориентация контроллинга. Цели контроллинга на предприятии можно разделить на общие и специальные. Общие цели, как направление деятельности, всегда совпадают с целями организации, так как по своей сути они ими и определяются. Общие цели контроллинга выражаются преимущественно в количественных экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации, в гарантированном обеспечении заданного уровня ликвидности, в минимизации затрат предприятия (точнее говоря, в оптимизации затрат) и т.п. Общие цели контроллинга не дают понимания его уникальности и отличия от обычного управления предприятием. Поэтому, следует пристальное внимание уделить рассмотрению именно специальных целей и задач контроллинга на предприятии.
В наиболее общем виде специфическая цель деятельности службы контроллинга должна заключаться в обеспечении эффективности системы управления компанией посредством информационно-аналитической и методологической поддержки руководителей всех уровней предприятия в процессе принятия ими управленческих решений, направленной на гарантированность достижения основных целей предприятия. Причем поддержка эта осуществляется с помощью специальных финансовых инструментов: методов учета, анализа и расчета затрат, планирования и бюджетирования, контроля за системой, выявления и анализа отклонений факта от плана и т.д
Достижение целей системы контроллинга обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь конкретных финансовых показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития компании.
Таким образом, можно сформулировать основную целевую универсальную задачу контроллинга в следующем виде: построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, обеспечивающей достижение оперативных и стратегических целей предприятия. Осуществление такой метазадачи реализуется через комплекс задач в сферах учета, поддержки процессов планирования и контроля за реализацией планов, обеспечения руководства аналитической информацией, финансового менеджмента и т.д.
Необходимо отметить, что современный контроллинг базируется на информационных технологиях. Это позволяет значительно сократить затраты времени и средств на обмен данными, снизить трудоемкость учетно-аналитических процессов, увеличить объемы переработки информации.
В настоящее время контроллинг как концепция экономического управления предприятием, направленная на выявление всех возможностей и рисков, связанных с оптимизацией финансового результата, широко применяется в зарубежных странах. В нашей стране контроллинг только зарождается.

Литература

  1. Толкач В., Данишевич С., Гавриша М., Концепция контроллинга: Упревленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование // Horvath Partners; Пер. с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005;
  2. Малышева Л. Контроллинг на предприятии // Открытые системы. - 2000. - C. 12;
  3. Анискин Ю.П. Планирование и контороллинг: Учебник / Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. - М.: Омега - 2003.