ФОРМИРОВАНИЕ И ДИНАМИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА УКРАИНЫ

Перепадья М.О.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Економіка та маркетинг — 2011 / Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції. — Донецьк, ДонНТУ — 2011,


Глобальная фарминдустрия чувствительна к изменениям экономической ситуации и зависит от краткосрочной и среднесрочной государственной политики, а также от уровня развития страховой медицины. Увеличению объемов продаж на развивающихся фармрынках также способствуют высокие темпы роста ВВП и покупательской способности, увеличение численности населения, а также широкое распространение хронических заболеваний.

В 2010 году объем мирового фармрынка составил более 508 млрд дол. Максимальное увеличение объема фармрынка отмечено для Венесуэлы — 30%. Высокие темпы прироста демонстрируют фармрынки Китая, Аргентины и Бразилии (27; 23 и 19% соответственно). Доля украинского фарм рынка составила 0,6 %, что говорит о незначительном ее вкладе.[1]

Несмотря на это украинский фармацевтический рынок является емким и растущим, что подтверждается значительным объемом и высокой динамикой его продаж, а также значительным уровнем диверсификации ассортимента, представленного на нем. Развитие внешнеэкономической деятельности способствует формированию фармрынка, максимально удовлетворяющего потребительский спрос, и развитию здоровой конкурентной среды. Общий объем фармацевтического рынка, рассчитанный по формуле «импорт + производство – экспорт», по итогам 2010 г. составил 15,1 млрд грн. в ценах поставщиков или 33,9 тыс. т, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 19,9 и 15,8% соответственно.

Объем импорта готовых лекарственных средств в Украину по итогам января–сентября 2010 г. составил 11,3 млрд грн. или 19,7 тыс. т, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 17 и 15% соответственно. Основным поставщиком готовых лекарственных средств в Украину в денежном выражении стала Германия, а в натуральном - Индия. Заставляет задуматься тот факт, что большая част индийской продукции не соответствует укаинским нормам качества, хотя и сертифицирована. Ее доля растет за счет ориентации на низкий ценовой сегмент. Рейтинг компаний-импортеров по объему ввоза готовых лекарственных средств в Украину в денежном выражении по итогам 2010 г. возглавила компания «БаДМ» , «Оптима-Фарм» и «Альба Украина» на 2 и 3 соответственно.

Общий объем украинского экспорта готовых лекарственных средств составил 960 млн грн. или 9 тыс. т, увеличившись на 38 и 7% соответственно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 32% до 118 млн дол. Стоимость 1 весовой единицы в этот период возросла на 30% и достигла 106 грн./кг. Основными направлениями для украинского экспорта готовых лекарственных средств традиционно выступили страны постсоветского пространства. Максимальный объем поставок в денежном и натуральном выражении аккумулировал Узбекистан, в топ-5 стран — получателей украинских готовых лекарственных средств вошли Россия, Казахстан, Беларусь и Молдова.

На украинском фармрынке импортные лекарственные средства состовляют три четверти объема фармрынка. Кроме того, большинство отечественной продукции производится на основе импортных субстанций. Высокая степень импортозависимости украинского фармрынка с нестабильностью экономики (значительной девальвацией национальной валюты) весьма негативно отразились на развитии отечественного фармрынка — было отмечено снижение спроса и предложения в натуральных величинах, значительное удорожание продукции, а также смещение структуры потребления в пользу недорогих препаратов. Таким образом, четко обозначилась тенденция к укреплению позиций отечественных фармпроизводителей. В нынешнем году этот сегмент продолжает демонстрировать высокую рыночную активность. В 2010 г. в Украине было произведено 23,2 тыс. т готовых лекарственных средств на сумму 4,8 млрд грн., что соответственно на 13 и 32% больше относительно показателей за аналогичный период предыдущего года.

Изменения объема розничного фармрынка за последние 5 лет мы можем увидеть на рисунке 1.

Выравнивание фотографии по центру

Слід підкреслити, що збутова політика залежить від вну- трішніх і зовнішніх умов функціонування підприємства і для її розробки потрібний їх комплексний аналіз. Причому

Магистр ДонНТУ Перепадья Мария Олеговна

На рисунке видим, что темпы роста объемов фармацевтического рынка в стоимостном выражении в гривне значительны. И достаточно интересным фактом стало то, что в кризисные годы они практически не изменились, но замечена тенденция к уменьшению темпов роста объемов реализации в стоимостном выражении в 2009 году и наименьший темп прироста по отношению к предыдущему году наблюдается в 2010 году (15,5 %). В натуральном выражении темпы прироста объемов реализации увеличиваются до 2008 года, и наибольшее снижение наблюдается в 2009 году. Наблюдается уменьшение объема рынка в долларовом эквиваленте в 2009 году, что связано с колебанием курса валют. В последние годы наблюдается высокий уровень инфляции (для лекарственных средств и ИМН - 50%, то для косметики и БАД— более 30%.) и снижение покупательной способности.

Говоря о розничном сегметне на макроуровне следует отметить проблемы на микроурвне, т.е. в аптеке или сети аптек. Ведь конкуренция на фармацевтическом рынке сильно растет. Поэтому необходимо использовать широко известные способы практического маркетинга, направленные на обеспечение конкурентоспособности розничной сети. К ним можно отнести : профессионализма провизоров и фармацевтов; эффективное управление ассортиментом; оптимальное ценообразование, позволяющее противостоять жесткому прессингу зачастую демпингующих конкурентов; рациональный "мерчандайзинг" - удобная организация торговых площадей и правильная выкладка медикаментов на аптечных прилавках; устройство витрин и стендов. Но эти мероприятия могут не помочь, поскольку в условиях обостряющейся конкуренции в розничном сегменте фармрынка, уже недостаточно знаний о качестве лекарственных средств. Принципиально важным является обучение сотрудников аптеки основам практического маркетинга, в том числе умению общаться и обращаться с людьми, внимательно выслушивать каждого клиента и доходчиво рассказывать о целесообразности использования его "целевых" медикаментов. От этого зависит, станет ли клиент постоянным посетителем, или уйдет в соседнюю аптеку, а в итоге - будет ли аптека процветающим или убыточным предприятием. Таким образом, понимание нужд потребителя и процесса покупки является основой успешных продаж, своего рода “маркетинговым искусством”.

Таким, образом, при росте фармацевтического рынка в натуральном, стоимостном выражении следует обращать внимание на качество ввозимых импортных препаратов ( в т.ч. индийских ) а также отечественных. И «управлять» здоровьем нации формированием медицинской культуры.

Литература

  1. www.imshealth.com
  2. http://www.apteka.ua
  3. Сквозь тернии к звездам! Аптечные продажи в Украине: декабрь 2009 / Оксана Сергиенко //Аптека- 2010.- №4
  4. www.pharmstandart.com.ua.