Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mre/2010_3/3_8.pdf
В статье сформулированы концептуальные основы управления конкурентоспособным потенциалом предприятий аптечной торговли на основе принципов системного подхода. Автором предложен ресурсно-ориентированный подход к управлению конкурентоспособным потенциалом, способствующий достижению конечного практического результата коммерческой деятельности предприятия аптечной торговли путем реализации в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к потребностям и спросу потенциальных покупателей. Ключевые слова: конкурентоспособность, потенциал, аптечная сеть, фармацевтический рынок, неэластичный спрос.
Постановка проблемыПроводимые в стране антикризисные мероприятия, направленные на регулирование различных отраслей и сфер национальной экономики, влияют на повышение эффективности функционирования, стабильность роста и сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов, в том числе операторов фармацевтического рынка. Эффективное функционирование и долгосрочное развитие предприятий аптечной торговли зависит от решения комплекса организационно-экономических проблем, вызывающих необходимость учета нестабильности рыночной среды, возрастания колебаний объема и структуры неэластичного спроса, а также возможностей неценовой конкуренции.
Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предприятий аптечной торговли предполагает решение одной из сложнейших стратегических задач – повышение конкурентоспособности, тесно связанное с активизацией процессов повышения качества обслуживания, внедрением новых технологий в практику продаж и расширением ассортимента лекарственных препаратов.
Особую актуальность приобретает необходимость обеспечения гибкости потенциала аптечных сетей, свидетельствующей о возможностях адаптации коммерческой системы к сегментной структуре фармацевтического рынка, использование новых форм обслуживания и взаимодействия в цепочке «лечебно-профилактическое учреждение – пациент-потребитель», модернизацию материально-технической аптечной сети. В условиях значительного сокращения ресурсов развития и замедления темпов роста фармацевтического рынка по отдельным сегментам (БАД, медтехника и т.д.) повышается роль теории и практики управления конкурентоспособностью предприятий аптечной торговли как важнейшего фактора долгосрочного эффективного их функционирования.
Анализ исследований и публикацийСущественный вклад в развитие теории управления сложными социально- экономическими системами и в решение проблем регулирования рыночных процессов внесли работы ряда российских и отечественных ученых, к числу которых относятся: Азоев Г.А. [1], Балабанова Л.В. [2], Воронкова А.Э. [3], Градов А.П. [4], Иванов Ю.Б. [5], Поддубная Л.И.[6], Фатхутдинов Р.А. и др.
Теоретические и методические вопросы создания устойчивых конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов нашли отражение в научных трудах зарубежных ученых, в числе которых: Аакер Д., Портер М., Стрикленд А., Томпсон А., Уильямсон О. и др. Развитию методов анализа, оценки и экономико-математического моделирования потенциала посвящены научные труды известных ученых: Абалкина Л.И., Анчишкина А.И., Авдеенко В.Н., Котлова В.А. [7], Балацкого О.Ф. [8], Львова Ю.А, Репиной И.Н. [9], Петровича И.М. и др. Вопросы управления развитием предприятий аптечной торговли в условиях рыночной экономики находят свое отражение в работах отечественных ученых: Азарян Е.М. [10], Шубина А.А. [11], Джоджуа Р.А. [12] и др.
Вместе с тем ряд вопросов методологического характера, связанных с формированием и реализацией конкурентной стратегии предприятий аптечной торговли путем эффективного использования потенциала как основы создания их конкурентных преимуществ, остаются недостаточно глубоко изученными. В рамках данной статьи предпринимается попытка разработки концептуальной модели управления конкурентоспособным потенциалом предприятий аптечной торговли, отражающей принципы и методы его формирования, анализа и оценки эффективности использования, обеспечивающие долгосрочное устойчивое их позиционирование на рынке.
Целью исследования является усовершенствование методики анализа и оценки эффективности использования конкурентоспособного потенциала аптечных сетей. Реализация разработанных теоретических и методологических положений, методов и моделей позволит обосновать принципы и методы маркетингового и ресурсного подходов к управлению обеспечением конкурентоспособности потенциала предприятий аптечной торговли.
Основные результаты
Ключевым понятием, выражающим сущность и характер проявления рыночных отношений в сфере продажи лекарственных препаратов, является конкуренция, определяемая структурой фармацевтического рынка и уровнем развития его отдельных сфер, а также способами, которыми торговые предприятия, руководствуясь в конкурентной борьбе стремлением превзойти других, достигают конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества предприятий аптечной торговли обеспечиваются при условии рационального соотношения качества обслуживания и цены лекарственных препаратов, которая позволяла бы те только удовлетворять потребности потребителя, но и формировать долгосрочную лояльность к аптечной сети, т.к. рекомендации фармацевта при безрецептурном отпуске лекарственных препаратов напрямую влияют на безопасность и здоровье потребителя, формируя тем самым особую систему потребительской ценности товара и источников конкурентных преимуществ.
Динамика отечественного фармацевтического рынка и рынка лекарственных средств с начала 2010 года характеризовалась волнообразным развитием. Без сомнений, все колебания на розничном сегменте обусловлены динамикой наиболее значимой категории товаров «аптечной корзины». Объем закупок объединенного рынка медикаментов в первом полугодии 2010 г. уменьшился на 9,5% в денежном выражении и на 4,3% в натуральном по отношению к аналогичному полугодию прошлого года. Розничный сегмент рынка медикаментов продемонстрировал такие динамические показатели первого полугодия 2010 года по отношению к аналогичному периоду 2009: в натуральном выражении –2,7%, в гривнах +42,6%, в долларах США –7,0%, в евро +6,0%. Несмотря на пессимистические прогнозы ряда аналитиков, ситуация по- прежнему укладывается в рамки прогноза: темп прироста рынка лекарственных средств 2010 года, в долларах США, составит от –10% до –12%.
В рамках изучения проблем роста конкурентоспособного потенциала аптечной сети ключевыми индикаторами анализа должны выступать динамика объемов реализации лекарственных средств и ценовые диапазоны – основы политики пополнения товарных запасов. При анализе изменений в розничном сегменте рынка медикаментов по ценовым категориям убедительным выглядит рост удельного веса товаров, относящихся к наиболее дешевой группе (до 1 долл. США за упаковку), в первом полугодии 2010 г. по отношению к аналогичному периоду 2009 г. Сегмент лекарственных средств от 10 до 20 долл. увеличил свою рыночную долю в денежном объеме рынка и незначительно сократил удельный вес в натуральном выражении. Рыночные доли медикаментов остальных ценовых категорий уменьшились более заметно при оценке рынка в упаковках и менее существенно в деньгах (табл. 1).
Таблица 1 – Рыночная доля товаров определенной ценовой категории в объеме розничного сегмента рынка, выраженного в стоимостных единицах