Источник: http://bigc.ru/publications/bigspb/logistics/logo_logistos.php
Концепцией научно-технического и инновационного развития Украины инновационное развитие регионов определено как основное стратегическое направление деятельности центральных и местных органов власти. В Законе Украины «Об инновационной деятельности» изложены основные законодательные положения государственной инновационной политики, главной целью которой является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производство и реализация новых видов конкурентоспособной продукции. Регламентируя вертикаль власти, Закон определяет полномочия по управлению инновационным развитием Украины на государственном, региональном и местном уровнях, законодательно делегируя полномочия областным и районным государственным администрациям разработку региональных инновационных программ, закрепляя за областными, районными и городскими советами права утверждения и контроля их исполнения.
В 2000 году Донецкий областной совет и облгосадминистрация, еще до принятия Закона Украины «Об инновационной деятельности», определили своей стратегической целью формирование инновационной модели развития области. Для решения поставленной задачи 23 мая 2001 года Донецкая обл¬госадминистрация заключила Соглашение о сотрудничестве с Национальной академией наук Украины о подготовке Программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года.
В результате предпринятых усилий в течение 2000-2002 годов Донецкой облгосадминистрацией совместно с Национальной академией наук Украины, при участии широкого круга научных организаций региона и ведущих специалистов промышленных предприятий была разработана Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года (далее – Программа-2020). Благодаря существованию национальных научных кадров, хорошо знающих структуру, проблемы и перспективы развития промышленного производства Донецкой области, в течение двух лет (2000-2002 гг.) была разработана первая в Украине программа инновационного развития регионального уровня, которая предусматривает реализацию системы мероприятий по формированию инновационной модели развития экономики Донецкой области на основе ускоренного роста научно-технического и производственного потенциалов региона.
В рамках Программы-2020 планируется:
- формирование наукоемких производственных процессов для приоритетных отраслей экономики;
- разработка ресурсо-, энергосберегающих и экологически чистых технологий;
- разработка современных информационно-индустриальных технологий и техники для электроэнергетики, машиностроительной, а также легкой, пищевой и других отраслей с быстрым оборотом капитала;
- разработка техники и технологий комплексного использования минерального сырья и промышленных отходов;
- внедрение высокорентабельных инновационно-инвестиционных проектов, которые способны обеспечить устойчивое развитие, быструю окупаемость вложенного и накопление собственного капитала, положить начало прогрессивным изменениям в структуре производства и тенденциях его развития; создание конкурентоспособных обрабатывающих производств с соответствующим научным сопровождением, технологическое и техническое обновление базовых отраслей экономики;
- содействие созданию и функционированию на территории области технопарков и других инновационных структур;
- подготовка специалистов и научных работников по приоритетным направлениям научно-технологического развития;
- создание новой системы управления развитием производительных сил региона по инновационной модели развития экономики.*
В течение 2000-2003 годов была сформирована база научно-технических проектов Программы-2020. Экспертиза данных научно-технических проектов показала высокий инновационный потенциал отечественных научных разработок и возможность создания на их основе конкурентоспособных промышленных технологий.
На совместном заседании коллегии Донецкой областной государственной администрации и Президиума Национальной академии наук Украины решением «Об одобрении проекта Программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года» от 06.03.2002 Программа-2020 была рекомендована к реализации, а решением Донецкого областного совета «О Программе научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года» от 22.03.2002 № 3/25-656 Программа-2020 была утверждена как программа инновационного развития Донецкой области. Указ Президента Украины «О мерах по стимулированию научно-технического развития экономики Донецкой области» от 25.03.2002 № 291/2002 закрепил статус Программы-2020 как первой в Украине региональной программы инновационного развития.
Реализация Программы-2020 предусматривает три этапа: 2002-2005 годы – первый этап - создание экономических и инфраструктурных основ перехода к инновационной модели развития.
2006-2010 годы – второй этап - формирование новых сфер спроса, внедрение новейших научно-технических достижений. 2011-2020 годы – третий этап - период комплексного научно-технического и социально-экономического развития области.
На протяжении первого этапа облгосадминистрацией был решен ряд вопросов по формированию на областном и местном уровнях организационных структур, необходимых для реализации Программы-2020.
Были созданы на областном уровне:
Региональный совет по вопросам науки и технологий;
рабочая группа по организации взаимодействия науки и производства;
структурное подразделение облгосадминистрации, которое координирует реализацию Программы (в настоящее время – управление по вопросам научно-технического развития, инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности Главного управления промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации);
на местном уровне (города и районы):
назначены должностные лица, ответственные за проведение государственной инновационной политики в городах и районах области.
В соответствии с Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» решением областного совета от 20.11.2003 № 4/12-315 были определены и приняты Среднесрочные приоритетные направления инновационной деятельности в Донецкой области на период до 2007 года.
Также были определены приоритетные направления инновационной деятельности для всех территорий области с учетом структуры экономики каждого города и района. На 45 территориях области (в 28 городах и 17 районах областного подчинения) на основе утвержденных приоритетных направлений разработаны планы инновационного развития городов и районов области на среднесрочную перспективу (до 2007 года).
Основная цель разработки планов – определение направлений и путей комплексного сбалансированного развития производительных сил и, прежде всего, рационального использования местных сырьевых ресурсов, производственного, научно-технического и трудового потенциала территорий. Фактические итоги внедрения планов инновационного развития следующие. По данным Глав¬но¬го управления статистики в Донецкой области в течение 2007 года инновационной деятельностью в промышленности занималось 82 предприятия, или 10,4% общего их количества. При этом в 2006 году соответственно 61 и 7,9 %
По видам экономической деятельности более восприимчивыми к нововведениям являются предприятия по производству кокса и продуктов нефтепереработки (25% общего количества предприятий области), машиностроения (20,4%), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (17,9%), производства прочей неметаллической минеральной продукции (15,6%). Вместе с тем в легкой промышленности нововведениями занималось только 4,2 % предприятий, в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 2,7 %, в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – 1,8 %. Вовсе не внедряли инновации предприятия по обработке дерева и производства изделий из дерева.
Почти четверть инновационно активных предприятий создавали и внедряли новые или значительно усовершенствованные виды продукции, то есть осуществляли продуктовые инновации. В 2007 году ими было внедрено в производство 80 наименований инновационных видов продукции, из которых 39 – машины, оборудование, аппараты, приборы. При этом 81,3 % видов инновационной продукции производилось предприятиями машиностроения, 11,3 % – химического производства.
Внедрили в производство новые технологические процессы 17 предприятий, которые использовали 52 процесса, в том числе 36 малоотходных и ресурсосберегающих. Для осуществления инноваций 16 предприятий приобрели 63 новых технологии.
Кроме того, 62 инновационно активных предприятия реализовывали инновационную продукцию. Общий объем реализованной инновационной продукции в 2007 году составил 5 601,4 млн.грн., или 4,6% общего объема реализованной в области промышленной продукции. На предприятиях химического производства удельный вес реализованной инновационной продукции составил 52,1 %, в машиностроении – 16,9 %. По отношению к 2006 году объем инновационной продукции увеличился на 395,2 тыс.грн., или на 7,6 %.
Общий объем расходов на внедрение инноваций составил 2 639,9 млн. грн., или на 47,9 % больше, чем в 2006 году. Наибольший объем расходов приходится на предприятия металлургического производства и производства готовых металлических изделий –1 486,1 млн.грн. (или 56,2 % от общего объема расходов), машиностроения, ремонта и монтажа машин и оборудования – 443,6 млн.грн. (16,8 %), химической и нефтехимической промышленности – 354,5 млн.грн. (13,4 %).
Вместе с тем внедрение инновационных технологий осуществляется низкими темпами. Доля производимой в области инновационной продукции не соответствует показателю в развитых странах: 4,8 % и свыше 40 % соответственно. Необходимы эффективные механизмы государственного регулирования внедрения инноваций и передачи интеллектуальной собственности, а также адекватной развитой информационной инфраструктуры.
Реальный рынок интеллектуальной собственности в регионе практически отсутствует, хотя имеется значительный задел готовых результатов научно-исследовательской деятельности в виде патентов, лицензий и т.п. Необходимо определение форм и регламента государственной поддержки процессов создания государственными научными учреждениями и вузами дочерних фирм для продвижения на рынок научно-исследовательских разработок.
Одной из важных задач для развития инновационной деятельности в регионе является создание условий для развития венчурного бизнеса. С этой целью, прежде всего, необходимо:
cформулировать механизмы участия бизнеса и государства в формировании и функционировании системы венчурного финансирования, дифференцированные в зависимости от стадий роста инновационно активных предприятий;
pазработать механизмы налоговых преференций для участников процессов зарождения и развития инновационно активных предприятий;
повысить статус и поддержать развитие государственных и межкорпоративных фондов, деятельность которых направлена на развитие малых технологических фирм в регионе. <
Литература:
Статья взята из журнала «Энергия инноваций» №5/2008