Становление рыночной среды
– процесс длительный и относительно сложный. Особенности
этого процесса влияют на формирование конкурентной продукции
предприятия, которая должна удовлетворять требованиям рыночной
ситуации, сложившейся на данном этапе развития экономики, а также
предусматривать эффективные способы конкуренции, которые
соответствовали бы специфике конкретного производства.
Конкуренция представляет собой наличие
на рынке большого количества независимых продавцов и покупателей,
которые имеют возможность свободно входить на рынок и
покидать его.
В такой ситуации предприятие может быть
конкурентоспособным тогда, когда возможна реализация его основной цели
– максимизация прибыли за счет завоевания симпатий
потребителя, а это возможно при условии создания на предприятии
соответствующего постоянно действующего организационно-экономического
механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Целью данной статьи является изучение
различных составляющих элементов организационно-экономического
механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными.
Конкурентоспособность является одним из
важнейших показателей состояния предприятия как хозяйствующего
субъекта, который определяет перспективы его дальнейшего развития,
возможность достижения стратегический целей и заданий. Поддержка и
повышение конкурентоспособности может рассматриваться как одна из
функциональных стратегических целей предприятия.
Под организационно-экономическим
механизмом обеспечения конкурентоспособности предприятия следует
понимать совокупность методов и способов, которые дают возможность
предприятию иметь устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять
потребителей при реализации основной цели своей деятельности.
Одним из важнейших составляющих
компонентов организационно-экономического механизма обеспечения
конкурентоспособности предприятия следует считать управление качеством
продукции. Качество, реализованное в производственных процессах,
товарах и услугах, может обеспечить фирме значительные конкурентные
преимущества на целевых рынках. Отсутствие же научно обоснованных
стратегий управления качеством продукции предприятия может лишить его,
с одной стороны, уже завоеванных конкурентных позиций на рынках, а с
другой – сделать невозможным эффективное ведение конкурентной
борьбы на новых рынках, поскольку качество продукции, как известно,
является одним из главных конкурентных преимуществ товара.
Как показывает практика и результаты
исследований в публикуемых материалах по этой проблеме, особенности
функционирования механизмов обеспечения конкурентоспособности
предприятия в условиях формирования рыночных отношений зависят от
способов взаимодействий спроса и предложений на конкретном рынке:
характеристики рынков по сферам экономики, степени контроля и методов
маркетинговых исследований, вариантов формирования рыночных ситуаций,
специфики рынка, обусловленной динамикой его развития и т.д.
Таким образом, сбор необходимой
информации о рынке, конкурентной среде, деятельности предприятий
– конкурентов, структуре и динамике спроса, вкусах и
предпочтениях потребителей для формирования товарного ассортимента,
который отвечает требованиям рынка и удовлетворяет спрос лучше, чем
товар конкурента.
При этом в рамках формирования
организационно-экономического механизма обеспечения
конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать как факторы
саморегуляции рынка, так и особенности государственного регулирования
рыночных отношений. Диагностика методов и средств, позволяющих
предприятию поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности
должна опираться на систему определенных критериев –
финансовой, технической, кадровой, организационной и информационной
обеспеченности.
В современных условиях рыночной
экономики одним из насущных и важных приоритетов в обеспечении
конкурентоспособности предприятий является определение основных
аспектов стратегического и тактического планирования маркетинга.
Важнейшей функцией механизма обеспечения
конкурентоспособности предприятий есть защита от неблагоприятных
условий рыночной среды, которые должны предусматривать разработку
комплекса мер по ограничению экономического риска в деятельности
предприятия. При этом разработка процедуры передачи экономического
риска партнерам, проведение диверсификации производства, расширение
сферы маркетинговых исследований рыночной среды, использование
преимуществ инновационных процессов и особенностей ценового
регулирования спроса и предложения продукции – представляют
собой важный блок проблем, обеспечивающих высокий уровень
конкурентоспособности предприятия.
Оценку конкурентоспособности предприятия
можно проводить по следующим направлениям деятельности предприятия:
торгово-производственная деятельность, финансовая деятельность,
организационная и управленческая деятельность, кадровая работа и
коммерческая деятельность предприятия.
Таким образом, можно выделить три группы
показателей, отображающих уровень конкурентоспособности предприятий:
- показатели финансового состояния;
- показатели экономической эффективности деятельности;
- специальные (основные) показатели конкурентоспособности предприятия.
Зная размер и динамику этих показателей,
каждое предприятие сможет держать под контролем основные показатели
своей конкурентоспособности, а также обеспечить проведение мер по их
повышению. Необходимо заметить, что использование какой-либо из трех
указанных групп показателей дает лишь частичное представление про нее.
Для полной оценки конкурентоспособности предприятий необходимо
использовать все три группы показателей в комплексе, только тогда они
смогут держать под контролем свои конкурентные позиции, обоснованно
определять стратегию и тактику поведения на рынке.