Источник: http://www.nbuv.gov.ua
В последнее время все большую актуальность в экономике Украины приобретает процесс глобализации, составной частью которого является выполнение требований мирового сообщества по либерализации экономики. В связи с тем, что процесс либерализации затрагивает существующие в государстве свободные экономические зоны и территории приоритетного развития, которые необходимо свернуть, актуальным становится вопрос о внутренних источниках финансирования инвестиционной деятельности. Напомним, что за время своего существования, СЭЗ и ТПР неплохо себя зарекомендовали, поспособствовав привлечению инвестиций в регионы и стимулируя многие отечественные предприятия, к которым можно отнести таких гигантов, как Крымский содовый завод, ГАК Титан. В случае свертывания проектов СЭЗ, может образоваться определенный инвестиционный вакуум, который необходимо будет заполнить. Кроме того, возможность инвестирования определяется источниками, которые в современных публикациях рассматривались обособленно и не рассматривались в совокупности. Поэтому попытаемся рассмотреть основные внутренние источники финансирования и постараемся выделить существующие проблемы инвестиционной деятельности в нашем государстве.
Таким образом, объектом исследования являются внутренние источники финансирования инвестиционной деятельности в Украине, предметом исследования — эффективность использования источников финансирования инвестиционной деятельности, а целью исследования: определение существующих проблем.
Выделяют 4 источника финансирования инвестиционной деятельности:
Актуальными проблемами большинства отечественных предприятий являются устаревшие основные фонды и большая ресурсоемкость. В связи с чем, себестоимость продукции этих предприятий дорожает, что вынуждает руководство предприятий ставить невысокую добавленную стоимость при экспорте, с целью сохранения конкурентоспособности. Обновление основных фондов с переходом на ресурсосберегающие технологии требует больших вложений. Одним из источников могут стать собственные средства предприятий. И если денежные накопления от продажи ненужных материальных активов носят разовый характер, а прибыль в случае роста объемов производства будет направлена на воспроизводственный процесс, то амортизационные отчисления являются самым распространенным и эффективным средством модернизации производства. В развитых странах из них формируется 60-70% капитальных вложений. Для решения проблемы финансирования в Украине значение имеет ускоренная амортизация. Но в процессе анализа ускоренной амортизации возникает некий замкнутый круг, который характеризуется тем, что она эффективна в отраслях с высокой добавленной стоимостью. А такими отраслями могут быть либо отрасли с высокотехнологичной продукцией, либо отрасли, увеличивающие разрыв между себестоимостью и продажной ценой за счет ресурсосберегающих технологий, постоянно обновляемого оборудования. По расчетам специалистов, суммы, направленные на меры по ресурсосбережению, обычно в 2-3 раза, иногда в 5-6 раз меньше капитальных вложений, необходимых для расширения производства соответствующих ресурсов и их доставки потребителям. Таким образом, в ряде отечественных предприятий, необходимо этот замкнутый круг разорвать, но подойти к выбору этих предприятий необходимо избирательно, с точки зрения экономической целесообразности. Это позволит предприятиям отвечать требованиям настоящего времени [1], [8], [13], [14], [17].
Второй источник финансирования деятельности предприятия — банковский кредит. Он непосредственно зависит от финансовых ресурсов банков. Но этот источник станет актуальным в случае:
Финансовые ресурсы банка формируются за счет вкладчиков. Но, несмотря на положительную динамику роста вкладов физических и юридических лиц, огромное количество потенциальных вкладчиков не задействованы в этом процессе. И если в передовых капиталистических странах большая часть населения помещает свои средства в банк, то в Украине вкладчики все еще ощущают риск не возврата вкладов. Так, отток банковских вкладов в период нестабильности, связанной с предвыборной президентской компанией оценивается в 4 млрд. грн. А государство, в свою очередь, гарантирует возврат только мелким вкладчикам, средние и крупные практически не защищены. В результате чего население Украины не может стать в полной мере инвестором своей экономики.
Кроме того, финансовый ресурс банков может быть увеличен, за счет сокращения нормы резервирования, которая в сравнении с западными странами, все еще остается высокой, и снижения учетной ставки, которая в настоящее время в Украине была повышена и составляет 9%.
Эти повышения направлены на сокращение денежной массы в стране и борьбой с прогнозируемой инфляцией (по прогнозам НБУ в 2005г. инфляция прогнозируется на уровне 7-8%, по прогнозам МВФ на уровне 8-9,5% , в 2004г. инфляция была на уровне 8,8%). И, несмотря на то, что укрепляется валютный курс гривны, растут золотовалютные запасы государства, деньги в Украине все еще остаются дорогими, а кредиты невыгодными. Это объясняется еще и тем, что вышеперечисленные действия руководства подкрепляются продажей Облигаций внутреннего государственного займа посредством НБУ коммерческим банкам. Средства, привлеченные за счет продажи ОВГЗ, покрывают дефицит бюджета. В результате реальная экономика кредитуется не в должной мере. Существует и обратная сторона, чем выше доходность ОВГЗ, тем выгодней коммерческим банкам вкладывать средства в них, а не в кредиты предприятиям. В результате устойчивость банковской системы опирается на устойчивость гос. обязательств, возникает зависимость финансового рынка от состояния государственного долга и его обслуживания, несмотря на снижение периодичности продаж до 1 раза в месяц, по требованию МВФ. И хотя государственные облигации в последнее время стали привлекательными для иностранных инвесторов, во-первых, их доля в числе вкладчиков все равно остается небольшой, во-вторых, это уже не внутренний, а внешний долг [2], [4], [5], [7], [10], [12], [15], [19], [21], [22], [24].
Мировой опыт свидетельствует, что важнейшую роль в процессах инвестирования экономики играет фондовый рынок, который способствует привлечению, концентрации и перераспределению потоков инвестиций в пользу эффективно работающих, развивающихся и перспективных предприятий.
Фондовый рынок в Украине сформировался в 1995г., когда было принято решение о выпуске ОВГЗ. В настоящее время фондовый рынок остается не развитым, т.к. на нем преобладают государственные и корпоративные облигации, а акции имеют незначительный процент. Кроме того, большинство предприятий являются закрытыми акционерными обществами, а открытые являются таковыми лишь на бумаге, но имеют постоянных собственников, т.е. первым является вопрос контроля предприятия, а не долгосрочности его развития, стратегия присутствия его на рынке.
Характерным для украинского фондового рынка, является то, что стоимость всех акций предприятия (капитализация предприятия) равна балансовой стоимость предприятия (стоимости предприятия в физическом состоянии, а иногда и ниже на момент приватизации). В развитых странах рыночная стоимость предприятии гораздо выше балансовой, в соотношении 8:1, т.е. большую роль играют нематериальные активы. Опять же, изношенность основных фондов, низкая рентабельность производства, отсутствие финансовых ресурсов, приводят к тому, что предприятие оценивается по низкой балансовой стоимости. Контрольные и блокирующие пакеты акций сосредотачиваются у одних владельцев, а акции, распыленные среди работников предприятия и других граждан, фактически бесправны, т.к. уровень корпоративной культуры остается низким, а права мелких акционеров и их дивиденды ничем не гарантированы. Т.о. фондовый рынок в Украине пока не стал источником привлечения инвестиций и нуждается в срочном и динамичном развитии [3], [6], [11], [13], [18], [20], [23].
Финансирование предприятий за счет бюджетных средств, является экономически целесообразным, если ведет к росту бюджетных поступлений, либо сокращению бюджетных расходов в будущем, к примеру, постепенное сворачивание убыточных предприятий и трудоустройство работников. Но в Украине ресурсы, полученные от государства в качестве поддержки, не использовались на долгосрочную перспективу, постоянно уменьшались и не отвечали условиям экономического роста. Такие средства ориентировали предприятие на нецелевое использование ресурсов. В Украине зачастую бюджетные средства направлялись на содержание убыточных отраслей, одной из причин была опять же большая ресурсоемкость производства, т.о. если в развитых странах поддерживается производство (и как следствие занятость), то в развивающихся странах потребление энергоресурсов (за счет субсидий и списания долгов). Возникает ситуация, когда экономика поддерживается ресурсами тех отраслей, которые производят высоко ликвидную продукцию. Мировой опыт показал, что наиболее эффективным средством инвестирования экономики за счет бюджета, с целью устранения кризисных явлений является горизонтальный подход — улучшение инфраструктуры, ее качества, уровня обслуживания, улучшение обмена информацией и т.д., т.к. именно он рассчитан на долгосрочную перспективу экономического роста. А использование вертикального подхода — характеризуется государственными интервенциями, инвестированием, льготами и т.д., с целью повышения конкурентоспособности предприятия, отрасли в регионе и на мировом рынке – должно со временем снижаться. В свою очередь средства, используемые на интервенции и субсидирования, могут эффективно использоваться при создании полугосударственных, полу частных фондов, которые имеют целевое использование средств на проведение ряда стратегических программ и хорошо себя зарекомендовали в развитых капиталистических странах [9], [16], [26].
Таким образом, приоритетными вопросами в государстве при решении существующих проблем внутренних источников финансирования, должны стать вопросы:
Решение этих вопросов поможет значительно сконцентрировать внутренние источники финансирования инвестиций, обеспечить экономический рост и частично разрешить проблему внешнего и внутреннего государственного долга.