Образование
в условиях информационного общества
Глущенко Е.С.
Донецкий национальный технический университет
Дисциплина:
Философия науки, техники и образования.
За всю историю
человечества, внедрение технологий осуществлялось с использованием
навыков и
знаний, направленных на получение качественной продукции в реальных
условиях. Наряду
с развитием научно-технического прогресса, менялись как методы решения
задач, так
и их масштабы. В настоящее время, области коммуникаций и информатизации
достигли впечатляющих масштабов, и сейчас информация является одним из
основных
ресурсов человечества, «…предельным, идеальным
случаем выступает состояние,
когда любой человек, находящийся в любой точке Земли, в любой момент
времени
может получить необходимую ему информацию» [6].
Перевод литературы
на электронные носители, развитие средств массовой информации,
формирование и
становление рынка информационных технологий, свидетельствуют о переходе
человечества в новую эпоху – эпоху информационного общества.
Как сказал Т.
Стоуньер «В постиндустриальном
обществе,
национальные информационные ресурсы – суть его, основная
экономическая
ценность, его самый большой потенциальный источник богатства»
[1].
Однако, на этапе
формирования информационного общества, мы все чаще сталкиваемся с
проблемой
отсутствия квалифицированных кадров. В частности, данная проблема
связана с
издержками образования. Именно поэтому, модернизация системы высшего
образования,
является весьма актуальной задачей.
Современная система
высшего образования, является симбиозом административной системы
бывшего СССР,
что определяет наличие негативных тенденций и комплекса проблем. За всю
историю
независимости Украины, было множество этапов и попыток реформирования
системы
образования, однако, до окончательного решения существующих проблем еще
далеко.
Все проблемы,
связанные с образованием в Украине являются комплексными, носят
долговременный
характер, а причины их возникновения выходят за рамки отечественной
системы
образования, и не могут быть решены в одночасье. Наиболее интересным
фактом
является то, что проблемам в сфере образования свойственны
непредсказуемость,
отдаленность последствий и внутренняя противоречивость, а в суть и
содержание
их вовлечен конкретный человек [2].
Основой, для
построения целостной и гармонической цивилизации, является осознание
значимости
взаимодействия гуманитарных, естественных, социальных и технических
наук. Существует
необходимость в создании принципиально новых подходов к воспитанию и
образованию, в которых необходимо
сформировать взгляд на мир, как на единое целое, когда
«…от действий каждого
зависит благополучие всех» [3]. При создании
такой системы образования необходимо учитывать проявления культурной
конвергенции во всех областях: от науки и производства, до искусства и
образа
жизни. В обязательном порядке необходимо создать условия, для развития
независимой творческой личности.
В условиях перехода
к информационному обществу, наблюдается конфликт, между подготовкой на
базе
существующей модели образования индустриального общества, и
требованиями
информационной культуры. В постиндустриальном обществе
«производство человека»
становится основной сферой его деятельности, которая должна
базироваться на
информационной технологии, а не на «машинной» [4].
Система высшего образования
должна включать программы, ориентирующиеся на развитие интеллектуальных
способностей студентов, и достижения более высокой эффективности
обучения на
основе использования информационных технологий,
«…эволюционно жизнеспособными оказываются
те интеграционные формы, которые сумели выработать и развить механизмы
информационных взаимодействий» [5].
Современное общество
сделало первый шаг в эпоху информатизации, подтверждением чего является
интенсификация информационных процессов. Это подтверждается следующим:
возрастает скорость передачи информации, ускоряются процессы её
обработки,
совершенствуется техническая база и т.д. При этом, скорость и масштабы
перемен
достигли такого уровня, что поколения идей, несмотря на их
многообразие, сменяют
друг друга быстрее чем поколения людей. Появляется необходимость в
постоянном совершенствовании
практических навыков, и теоретических знаний.
Развитие системы
образования должно определяться перемещением из материальной сферы, в
интеллектуальную. При этом образование должно быть определяющим
фактором
социального роста, формировать будущие потребности общества, и
приоритеты,
которые на практике должны означать развитие образования в интересах
будущего
государства в целом, и каждого человека в частности.
ССЫЛКИ
[1] Стоуньер Т. Информационное
богатство: профиль постиндустриальной экономики. \\ Новая
технократическая
волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. –М.: Прогресс, –1986.
–с.393.
[2] Менеджмент, маркетинг и
экономика образования: Учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина.
–Нижний
Новгород, –2001. –624с.
[3] Талалова Л.Н. Интеграционные
процессы в образовании: контекст противоречий: Монография.
–М., –2003. –368с.
[4] Красильников В.А. Модернизация
и Россия на пороге XXI века
// Вопросы философии. –1993. №7. –с. 32-38.
[5] Мовсесян А.Г. Роль
информационных и финансовых факторов в интеграции и транснационализации
//
Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. –1998. –№2. –с. 29.
[6] Алексеева И.Ю.
Интеллектуальный суверенитет в информационном обществе // Вестник
Российского
гуманитарного научного фонда. –2002. №3.
–с74.