Источник: Доклад по курсу «Философия науки и техники» / Донецк, ДонНТУ. — 2011.
В современном мире наука играет важнейшую и всевозрастающую роль. Развитие науки оказывает мощное воздействие на все стороны практической и социально–культурной жизни. В союзе с техникой она революционизирует производство, вызывает определенные изменения в социальной структуре общества, преобразует быт и образ жизни людей. Развитие науки затрагивает моральные, эстетические, духовные ценности. [6,с.3]
Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Попытки найти ответы на вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины — философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои изумительные результаты.[3,с.9]
Таким образом, философия науки — это не особое философское направление и не философские проблемы естественных или общественных наук, а изучение науки как познавательной деятельности.[3,с.9]
Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справиться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.[2,с.266]
Наука является неотъемлемой составной частью системы культуры общества. Место и роль науки в этой системе на различных этапах человеческой истории не были одинаковыми.[6,с.8]
Многие науки появились уже позже XVII в., например, социология, генетика, кибернетика. В наши дни наука имеет весьма разветвленную дисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнонаучные и гуманитарные науки (дисциплины). Современная наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества. [2,с.266-267]
В современную эпоху роль и значение науки в жизни общества приобретают качественно новые, поистине грандиозные черты. Это связано прежде всего с научно – технической революцией, т.е. процессом коренных преобразований в самой науке и технике. Революции в науке и технике совершались и раннее, например, коперниканская революция в науке, революция в технике в XVIII столетии, революция в естествознании на рубеже XIX в. Однако слияние переворотов в науке и технике в единый процесс, беспрецедентный характер последствий современной НТР делают ее уникальным явлением в истории человечества.[6,с.8]
В процессе современной НТР наука выходит на такой уровень развития, что начинает оказывать влияние на социальную жизнь не отдельными своими великими открытиями, а целой массой все нарастающих научных достижений. Происходит качественное изменение во взаимодействии науки с социальной системой, особенно в сфере производства. Наука в своем развитии все решительнее опережает технику, становится активным, ведущим фактором в их взаимодействии. Практически все важнейшие технические открытия современности сделаны не в результате накопления эмпирических знаний, а в процессе реализации в технической области положений, казалось бы, далекой от практики.[6,с.8-9]
Научные знания становятся все более важным компонентом квалификации специалистов, занятых непосредственно в производстве, изменяется профессиональный и квалификационный состав трудящихся. Стремительно преобразуются жизненная среда, быт и образ жизни людей. Усиливается динамизм общественной жизни, гигантски ускоряются многие общественные процессы.[6,с.9]
На сегодняшний день нет ни одного серьезного направления в философии, которое бы не высказывало своего отношения к науке, не пыталось бы дать свою интерпретацию этому сложнейшему феномену социальной жизни.[6,с.10]
Наука — постижение мира, в котором мы живем. Поэтому науку определяют как организованную и специализированную деятельность объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе, необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы обрести твердую жизненную базу, человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается в избранной им области человеческой активности, и должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, социальных наук.
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию, важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п. [1,с.7-8]
В процессе развития философии науки сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях философии науки. Одно из них гласит, что философия науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них. Согласно другому, философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики (подход, близкий к социологии науки). Далее, философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). Наконец, наиболее распространено убеждение, что философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания. Стержневая проблематика философии науки существенно изменялась в процессе ее эволюции. В начале века в фокусе внимания философии науки находились, во–первых, идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, пространства и времени, соотношения динамических и статистических закономерностей. Вторым элементом традиционной тематики философии науки стали структурные характеристики научного исследования —соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов. С 1920–х гг. на первый план выходит проблема демаркации — разделения науки и метафизики, математики и естествознания, естественно – научного и социально-гуманитарного знания. Большую значимость приобретает в это время проблема эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания. С эмпирическим редукционизмом тесно связан вопрос о статусе и значении теоретических терминов, анализ их сводимости к эмпирическим, а также их инструментального, операционального и онтологического смыслов. Осознание относительной самостоятельности теоретического и эмпирического уровней научного знания переводит проблему обоснования науки в изучение процедур верификации, дедуктивно- номологического объяснения, подтверждения, фальсификации. [5,с.219-220]
Таким образом, анализ науки как традиции и как деятельности — это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука, и их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке. [1,с.7-8]
Философия науки как самостоятельная дисциплина возникла в XVII в. в Англии. Ее создателем был философ Джон Локк (1632 – 1704), который в работе «Опыт о человеческом разумении» (1690) изложил свое видение перспектив и границ науки.[4,с.24]
Все науки Локк разделил на три группы: физику, практику и учение о знаках, объяснив свою классификацию следующим образом. Целью первой группы наук, которую он назвал натурфилософией, Локк определил «умозрительную истину» и причислил к этой группе все, что может человеческому уму такую истину «доставить», «будет ли то сам Бог, ангелы, духи, тела или какие-то их свойства, как число, форма...» Ко второй группе Локк относит практические науки и в первую очередь этику. Такие науки, по мнению Локка, концентрируют в себе «умение правильно прилагать наши силы и действия для достижения благих и полезных вещей». Цель этики мыслитель видит в том, чтобы найти такие правила и мерила человеческих действий, которые ведут к счастью, а также найти способы их применения.[4,с.24] Такие науки, считает Локк, должны формировать «справедливость и соответствующее ей поведение». Третья группа наук у Локка — это семиотика и логика. Их задача — изучение знаков, при помощи которых постигается природа вещей и передается знание другим. Локк подчеркивает, что основанием знаков являются идеи как представители рассматриваемой вещи.[4,с.24]
После Локка развивавшиеся взгляды философов и ученых по вопросу о предмете философии науки все больше расходились и сегодня вместо единственного понимания предмета данной дисциплины целесообразнее говорить о ее поле и пределах, как предпосылках рассмотрения ее истории. [4,с.24]
Современная философия науки представляет собой спектр теоретико – методологических программ, подходов и концепций, нацеленных на охват науки в ее генетическом, социокультурном, структурно–морфологическом, институциональном, динамическом, функционально–прикладном, прогностическом и этико–аксиологическом аспектах. Тем самым философия науки нацелена на понимание природы науки, характера получаемого ею продукта — научных знаний, уяснения специфики научной методологии и ее универсальной роли в жизнеобеспечении обществ современного типа. Все эти выявляемые и разрабатываемые современной философией науки проблемные узлы, кроме того, нуждаются в этической рефлексии, которые позволяют увидеть науку как в свете позитивных, социально–значимых её достижений, так и в негативном свете в опасностях, угрозах, рисках, которые наука принесла и может принести человечеству.
Таким образом, изучение данной дисциплины ведет к наиболее полному формированию образа науки в отличие от узкопрофессионального подхода, в котором не представляется возможным артикулировать науку как целостный и уникальный феномен, и определить ее место в жизни современного общества.